Принятие, подписание и обнародование закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание

Цель обусловлена следующими задачами:
Дать понятие законодательного процесса
Раскрыть содержание всех стадий законодательного процесса.
Определить роль президента РФ в законодательном процессе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие законодательного процесса и его предварительные стадии 4
1.1. Понятие законодательного процесса 4
1.2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение законопроектов 7
Глава 2. Принятие, подписание и обнародование закона 14
2.1. Принятие закона Государственной Думой и одобрение Советом Федерации 14
2.2. Президент в законодательном процессе 21
Заключение 32
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

КУРСАК.docx

— 58.52 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение 3

Глава 1. Понятие законодательного процесса и его  предварительные  стадии 4

1.1. Понятие законодательного процесса 4

1.2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение законопроектов 7

Глава 2. Принятие, подписание и обнародование  закона 14

2.1. Принятие закона  Государственной  Думой и одобрение  Советом Федерации 14

2.2. Президент в законодательном  процессе 21

Заключение 32

Список  литературы 33 

 

Введение

 

     Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.

     Актуальность  выбранной темы, на мой взгляд, состоит  в том, что законодательный процесс  является одной из самых главных  государственных задач, состоящей  в повышении качества законотворчества как на федеральном, так и на региональном уровнях. Главное в законодательной  деятельности – поиск и формулирование компромиссных решений, снижающих  уровень общественных противоречий и обеспечивающих классовый мир, с одной стороны, а с другой – позволяющих органам исполнительной власти в рамках действующего законодательства принимать достаточно эффективные  управленческие решения.

     Цель  обусловлена следующими задачами:

  1. Дать понятие законодательного процесса
  2. Раскрыть содержание всех стадий законодательного процесса.
  3. Определить роль президента РФ в законодательном процессе.

     Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения.

 

     

Глава 1. Понятие законодательного процесса и его предварительные стадии

    1. Понятие законодательного процесса

     Законодательный процесс, как и любая иная деятельность государства, детально регламентируется специальным законом. Его соблюдение является необходимым условием признания  каждого вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.

       В юридической литературе имеются  различные терминологические варианты  наименования процедуры принятия  законов, В. Е. Чиркин, например, говорит о законодательном процессе  и других формах работы парламента, полагая, что главной формой  работы парламента является законодательствование.  При этом он использует термин  «процесс законодательства». Конечно, законодательный процесс отражает и является проявлением форм деятельности парламента. Однако сводить деятельность парламента только к этой форме деятельности — явно не достаточно.

       Законодательный процесс, как  и любой юридический процесс,  имеет два значении: 1) порядок  деятельности (в данном случае  – по созданию закона) и 2) сама  эта деятельность. Она осуществляется  законодательным органом, либо, в  редких случаях, — посредством  процедуры референдума. Законотворчество  — более широкое понятие, ибо  охватывает деятельность, подчас  не регулируемую, и не исчерпывается  собственно созданием закона, а  включает оценку его эффективности  и возможную последующую корректировку.

       Наиболее оптимальным является  следующее определение законодательного  процесса — это упорядоченная  деятельность парламента по принятию  федерального закона, включающая  ряд последовательных стадий (этапов): внесение законопроекта, рассмотрение  законопроекта, принятие федеральных  законов, подписание и обнародование  федеральных законов.

     Принятие  закона состоит из нескольких последовательно  следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.

     Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому Конституция РФ и Регламенты палат детально регламентируют законодательный процесс. Споры и разногласия по поводу неопределенности некоторых формулировок этих актов привели к рассмотрению соответствующих вопросов законодательного процесса Конституционным Судом РФ1.

     С общепринятой точки зрения Конституция  РФ содержит неточное понимание "принятия" федеральных законов. Она устанавливает, что эти законы принимаются Государственной Думой (ч. 1, ст. 105), создавая тем самым впечатление, будто законодательный процесс на этом заканчивается. На самом деле Государственная Дума только утверждает законопроект, который после этого именно в таком качестве передается в Совет Федерации. Совет Федерации одобряет или не одобряет тоже законопроект и только после того, как Президент РФ подпишет законопроект и опубликует его, законопроект становится законом, т. е. может считаться принятым. Однако такое понимание процесса перерастания законопроекта в закон в нашей конституционной системе отсутствует, в связи с чем приходится пользоваться закрепленной в Конституции терминологией.

     Конституционный Суд РФ в одном из своих решений  внес определенную ясность в этот вопрос, указав, что понятие "принятый федеральный закон", содержащееся в ч. 1 ст. 107 Конституции Российской Федерации, относится к результату законотворческой деятельности обеих палат и, следовательно, отличается от понятия "принятый Государственной Думой федеральный закон" (ч. 1, 2 и 3 ст. 105, ст. 106). Не совпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса.

     В Российской Федерации законодательный  процесс состоит из следующих  основных стадий:

       —       законодательная  инициатива и предварительное  рассмотрение,

     —   рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой,

     —   рассмотрение Советом Федерации  законов, принятых Государственной  Думой,

     —   рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий,

     —   повторное рассмотрение Государственной  Думой законов, отклоненных Советом  Федерации,

     —   повторное рассмотрение Государственной  Думой законов, отклоненных Президентом  РФ,

     —        повторное рассмотрение Советом  Федерации законов, отклоненных  Президентом РФ,

     —        подписание и обнародование законов  Президентом РФ.

     Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными. 
 

 

    1. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение законопроектов
 

     Первая  стадия законодательного процесса —  законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной  Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.

       Согласно ст. 114 Конституции РФ  право законодательной инициативы  принадлежит Президенту РФ, Совету  Федерации, членам Совета Федерации,  депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным  (представительным) органам субъектов  РФ. Это право принадлежит также  Конституционному суду РФ, Верховному  Суду РФ и Высшему Арбитражному  Суду РФ по вопросам их ведения.

       Таким образом, Конституция РФ  различает две группы субъектов  права законодательной инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право законодательной инициативы  не связано какими-либо компетенционными  рамками. Во вторую же группу  этих субъектов входят те из  них, которые пользуются правом  законодательной инициативы лишь  по вопросам их ведения.

       К этому следует добавить, что  согласно Регламенту Государственной  Думы (ст. 16) право законодательной  инициативы имеет также группа  депутатов, составляющих комитет  Государственной Думы.

       Конституция РФ (ст. 104) устанавливает,  что законопроекты вносятся в  Государственную Думу. Причем законопроекты  о введении или отмене налогов,  освобождении от их уплаты, о  выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств  государства, другие законопроекты,  предусматривающие расходы, покрываемые  за счет федерального бюджета,  могут быть внесены только  при наличии заключения Правительства  РФ.

       Законопроекты, исходящие от государственных  органов, общественных объединений,  граждан, не обладающих правом  законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы2.

       Согласно Регламенту Государственной  Думы право законодательной инициативы  осуществляется в форме внесения  в Государственную Думу законопроектов  и поправок к законопроектам; законодательных предложений о  разработке и принятии новых  федеральных конституционных законов  и федеральных законов; законопроектов  о внесении изменений и дополнений  в действующие законы РФ и  законы РСФСР либо признании  этих законов утратившими силу; предложений о поправках и  пересмотре положений Конституции  РФ.

       Необходимым условием внесения  законопроекта в Государственную  Думу в порядке законодательной  инициативы является представление  текста законопроекта; обоснование  необходимости его принятия, включающее  развернутую характеристику законопроекта,  его целей, основных положений,  места в системе действующего  законодательства, а также прогноза  социально-экономических и иных  последствий его принятия; справки  о состоянии законодательства  в данной сфере правового регулирования;  перечня законов и иных нормативных  актов, отмены, изменения, дополнения  или принятия которых потребует  принятия данного законопроекта:  предложений о разработке нормативных  правовых актов, принятие которых  необходимо для реализации данного  закона; финансово-экономического обоснования  в случае внесения законопроекта,  реализация которого потребует  дополнительных материальных и  иных затрат.

       Законопроекты, внесение которых  в соответствии с Конституцией  РФ (ст. 104) требует обязательного  заключения Правительства РФ, направляются  Советом Государственной Думы  на заключение Правительства,  которое в течение 14 дней с  момента получения законопроекта  подготавливает письменное заключение  и направляет его в Совет  Государственной Думы.

     Вторая  стадия — предварительное рассмотрение законопроектов.

       Законопроект, подлежащий рассмотрению  Государственной Думой, направляется  Советом Государственной Думы  в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным  по законопроекту.

       В случае направления законопроекта  в несколько комитетов Совет  Государственной Думы определяет  из числа этих комитетов ответственный  комитет по законопроекту.

Информация о работе Принятие, подписание и обнародование закона