Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:13, курсовая работа
Цель обусловлена следующими задачами:
Дать понятие законодательного процесса
Раскрыть содержание всех стадий законодательного процесса.
Определить роль президента РФ в законодательном процессе.
Введение 3
Глава 1. Понятие законодательного процесса и его предварительные стадии 4
1.1. Понятие законодательного процесса 4
1.2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение законопроектов 7
Глава 2. Принятие, подписание и обнародование закона 14
2.1. Принятие закона Государственной Думой и одобрение Советом Федерации 14
2.2. Президент в законодательном процессе 21
Заключение 32
Список литературы 33
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие законодательного процесса и его предварительные стадии 4
1.1. Понятие законодательного процесса 4
1.2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение законопроектов 7
Глава 2. Принятие, подписание и обнародование закона 14
2.1. Принятие закона Государственной Думой и одобрение Советом Федерации 14
2.2. Президент в законодательном процессе 21
Заключение 32
Список
литературы 33
Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание законодательного процесса.
Актуальность
выбранной темы, на мой взгляд, состоит
в том, что законодательный процесс
является одной из самых главных
государственных задач, состоящей
в повышении качества законотворчества
как на федеральном, так и на региональном
уровнях. Главное в законодательной
деятельности – поиск и формулирование
компромиссных решений, снижающих
уровень общественных противоречий
и обеспечивающих классовый мир,
с одной стороны, а с другой
– позволяющих органам
Цель обусловлена следующими задачами:
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Законодательный процесс, как и любая иная деятельность государства, детально регламентируется специальным законом. Его соблюдение является необходимым условием признания каждого вновь принимаемого закона в качестве регулятора общественных отношений.
В юридической литературе
Законодательный процесс, как
и любой юридический процесс,
имеет два значении: 1) порядок
деятельности (в данном случае
– по созданию закона) и 2) сама
эта деятельность. Она осуществляется
законодательным органом, либо, в
редких случаях, — посредством
процедуры референдума.
Наиболее оптимальным является
следующее определение
Принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.
Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому Конституция РФ и Регламенты палат детально регламентируют законодательный процесс. Споры и разногласия по поводу неопределенности некоторых формулировок этих актов привели к рассмотрению соответствующих вопросов законодательного процесса Конституционным Судом РФ1.
С общепринятой точки зрения Конституция РФ содержит неточное понимание "принятия" федеральных законов. Она устанавливает, что эти законы принимаются Государственной Думой (ч. 1, ст. 105), создавая тем самым впечатление, будто законодательный процесс на этом заканчивается. На самом деле Государственная Дума только утверждает законопроект, который после этого именно в таком качестве передается в Совет Федерации. Совет Федерации одобряет или не одобряет тоже законопроект и только после того, как Президент РФ подпишет законопроект и опубликует его, законопроект становится законом, т. е. может считаться принятым. Однако такое понимание процесса перерастания законопроекта в закон в нашей конституционной системе отсутствует, в связи с чем приходится пользоваться закрепленной в Конституции терминологией.
Конституционный Суд РФ в одном из своих решений внес определенную ясность в этот вопрос, указав, что понятие "принятый федеральный закон", содержащееся в ч. 1 ст. 107 Конституции Российской Федерации, относится к результату законотворческой деятельности обеих палат и, следовательно, отличается от понятия "принятый Государственной Думой федеральный закон" (ч. 1, 2 и 3 ст. 105, ст. 106). Не совпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса.
В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:
— законодательная инициатива и предварительное рассмотрение,
— рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой,
— рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой,
— рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий,
— повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации,
— повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ,
— повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ,
— подписание и обнародование законов Президентом РФ.
Разумеется,
некоторые из этих стадий являются
только возможными, а не обязательными.
Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.
Согласно ст. 114 Конституции РФ
право законодательной
Таким образом, Конституция РФ
различает две группы
К этому следует добавить, что
согласно Регламенту
Конституция РФ (ст. 104) устанавливает,
что законопроекты вносятся в
Государственную Думу. Причем законопроекты
о введении или отмене налогов,
Законопроекты, исходящие от
Согласно Регламенту
Необходимым условием внесения
законопроекта в
Законопроекты, внесение
Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов.
Законопроект, подлежащий рассмотрению
Государственной Думой,
В случае направления
Информация о работе Принятие, подписание и обнародование закона