Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:13, курсовая работа
Цель обусловлена следующими задачами:
Дать понятие законодательного процесса
Раскрыть содержание всех стадий законодательного процесса.
Определить роль президента РФ в законодательном процессе.
Введение 3
Глава 1. Понятие законодательного процесса и его предварительные стадии 4
1.1. Понятие законодательного процесса 4
1.2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение законопроектов 7
Глава 2. Принятие, подписание и обнародование закона 14
2.1. Принятие закона Государственной Думой и одобрение Советом Федерации 14
2.2. Президент в законодательном процессе 21
Заключение 32
Список литературы 33
Закон
устанавливает порядок
Реализация
Президентом РФ своего права отлагательного
вето породила практику, неоднозначно
оцениваемую в юридической
Согласно
ч.1 и 2 ст.107 Конституции РФ федеральный
закон, который был принят Государственной
Думой и одобрен Советом
Положения ст.107 Конституции РФ были предметом толкования Конституционного Суда РФ11. Конституционный Суд пришел к выводу, что в отношении федерального закона, направленного Президенту РФ на подпись, в соответствии с ч.1 ст.107 он вправе помимо подписания или отклонения применить особую процедуру возвращения федерального закона. В случае нарушения установленного Конституцией РФ порядка принятия федерального закона, если это нарушение ставит под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, Президент РФ вправе возвратить закон в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения процедуры его принятия12.
Конституционный Суд обосновал право Президента РФ возвращать федеральные законы со ссылкой на ч.2 ст.80 Конституции РФ.
Таким
образом, Конституционный Суд
В дальнейшем эта же конституционная проблема возникла при рассмотрении Конституционным Судом спора между палатами Федерального Собрания и Президентом РФ об обязанности Президента РФ подписать принятый Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации"13. 5 февраля 1997 года Государственная Дума приняла Федеральный закон "О культурных ценностях: ", а 5 марта 1997 года он был одобрен Советом Федерации. Президент РФ отклонил данный федеральный закон и направил его в Государственную Думу. Палаты Федерального Собрания преодолели вето Президента РФ и согласно ч.3 ст.107 Конституции РФ приняли Федеральный закон "О культурных ценностях..." соответственно 4 апреля и 14 мая 1997 года. Президент РФ 21 мая 1997 года вновь возвращает этот федеральный закон, ссылаясь в своем решении на Постановление Конституционного Суда от 22 апреля 1996 года N 10-П, поскольку палатами Федерального Собрания был нарушен порядок повторного рассмотрения федерального закона: голосование в Совете Федерации проходило с использованием опросных листов, а в Государственной Думе - методом передачи депутатами друг другу электронных карточек для голосования. Государственная Дума и Совет Федерации настаивают на подписании Президентом указанного федерального закона и соответственно 10 и 14 июня 1997 года принимают постановления о повторном направлении его Президенту.
Тем
не менее Президент 24 июня 1997 года опять
возвращает Федеральный закон в
палаты Федерального Собрания без рассмотрения.
В результате, как констатирует Конституционный
Суд, законодательный процесс
Таким образом, в настоящее время существует два действующих постановления Конституционного Суда, которые имеют равную юридическую силу, но которые, на первый взгляд, находятся в некотором противоречии по отношению друг к другу.
Круг
проблем, связанных с отклонением
и возвращением федеральных законов
Президентом РФ, рассматривался в
ходе дискуссии, развернувшейся на страницах
"Журнала российского права"
в связи с принятием
Другая
часть авторов, участвовавших в
дискуссии, подвергла критике позицию
президентской стороны и
Все это заставляет нас вновь вернуться к упомянутой проблеме.
Итак,
в настоящее время действуют
два постановления
Однако, как представляется, отмеченное противоречие только кажущееся. На наш взгляд, постановления Конституционного Суда от 22 апреля 1996 года и от 6 апреля 1998 года имеют отношение к разным ситуациям законодательного процесса. Попытаемся смоделировать эти ситуации.
Ситуация первая. Допустим, Государственная Дума принимает какой-либо федеральный закон, Совет Федерации его одобряет, и он направляется Президенту РФ. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 22 апреля 1996 года, Президент вправе: а) подписать и обнародовать федеральный закон; б) отклонить федеральный закон и направить его со своими замечаниями в Государственную Думу или в) возвратить федеральный закон в случае нарушения установленных Конституцией РФ требований к процедуре его принятия. При этом Президент руководствуется ч.1 ст.107, ч.2 ст.80 и ч.3 (точнее, только ее первым предложением) ст.107 Конституции РФ.
Ситуация
вторая. Государственная Дума принимает
федеральный закон, Совет Федерации
его одобряет, Президент, в соответствии
с первым предложением ч.3 ст.107 Конституции
РФ, отклоняет его. Затем Государственная
Дума и Совет Федерации повторно
рассматривают данный закон и
принимают его в прежней
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод. Президент РФ имеет право возвратить федеральный закон только в случае, если до его направления Президенту РФ он принимался в обычном порядке (ст.105 Конституции РФ), а не в порядке преодоления президентского вето (ч.3 ст.107). Если же федеральный закон был повторно рассмотрен и одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, предусмотренном ч.3 ст.107 (преодоление президентского вето), то Президент не имеет права возвратить такой федеральный закон со ссылкой на нарушение конституционной процедуры повторного рассмотрения и одобрения. Это вытекает и из Постановления Конституционного Суда от 22 апреля 1996 года, где указывается, что право возвратить федеральный закон существует у Президента лишь в случае нарушения палатами Федерального Собрания установленных Конституцией РФ требований к порядку принятия (а отнюдь не повторного рассмотрения и одобрения) федерального закона .
Довод
о том, что правовая позиция Конституционного
Суда, выраженная в Постановлении
от 22 апреля 1996 года, не относится к
случаям подписания и обнародования
законов, вето в отношении которых
преодолено, высказывался в обоснование
позиции парламентской стороны
по делу о Законе "О культурных
ценностях...", а также прозвучал
в выступлении приглашенного
на заседание Конституционного Суда
О. О. Миронова и в Обращении Государственной
Думы РФ "К Президенту РФ о недопустимости
уклонения от осуществления входящей
в компетенцию Президента РФ обязанности
подписывать одобренные в ранее
принятой редакции федеральные законы".
Однако во всех этих случаях указанный
довод прозвучал тезисно и
не получил развернутой
И,
наконец, еще один момент. Как справедливо
указывает Л. А. Окуньков, истинной причиной
возвращения Президентом
На
основании вышеизложенного
— законодательная инициатива и предварительное рассмотрение,
Информация о работе Принятие, подписание и обнародование закона