Законопроекты по предметам совместного
ведения РФ и субъектов РФ
направляются субъектам РФ для
дачи предложений и замечаний
(ст. 102 Регламента Государственной
Думы).
Третья
стадия законодательного процесса включает
в себя рассмотрение законопроектов
в Государственной Думе.
Это
рассмотрение осуществляется в трех чтениях,
если Государственной Думой применительно
к конкретному законопроекту не будет
принято другое решение.
Законопроект, подготовленный к
рассмотрению в первом чтении,
и соответствующие материалы
к нему по предоставлению ответственного
комитета Государственной Думы
направляются депутатам Государственной
Думы не позднее чем за три
до рассмотрения законопроекта
на заседании Государственной
Думы.
При рассмотрении Государственной
Думой законопроекта в первом
чтении обсуждаются его основные
положения, вопрос о необходимости
его принятия, дается общая оценка
концепции законопроекта.
Обсуждение начинается с доклада
инициатора законопроекта и содоклада
ответственного комитета Государственной
Думы. При рассмотрении законопроекта
заслушиваются предложения и
замечания фракций и депутатских
групп, депутатов Государственной
Думы, полномочного представителя
Президента РФ в Федеральном
собрании, представителей Правительства
РФ, субъектов РФ, других лиц, приглашенных
для участия в обсуждении.
По результатам обсуждения законопроекта
в первом чтении Государственная
Дума может принять законопроект
в первом чтении и продолжить
работу над ним с учетом
высказанных предложений и замечаний;
отклонить законопроект; принять
закон3.
В случае принятия законопроекта
в первом чтении Государственная
Дума Может установить срок
подачи поправок к законопроекту
и внесения его на второе
чтение.
государственная Дума может принять
решение о внеочередном обсуждении
законопроекта, принятого в первом
чтении.
Законопроект, принятый Государственной
Думой в первом чтении, в течении
пяти дней направляется для
сведения в Совет Федерации.
Решение по законопроекту, рассмотренному
в первом чтении, считается принятым,
если за него проголосовало
большинство от общего числа
депутатов Государственной Думы.
Государственная Дума может принять
закон после его обсуждения
в первом чтении.
Поправки к законопроекту, принятому
в первом чтении, вправе вносить
по вопросам их ведения Президент
РФ, Совет Федерации, члены Совета
Федерации, депутаты Государственной
Думы, Правительство РФ, законодательные
(представительные) органы субъектов
РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный
Суд РФ, Высший Арбитражный Суд
РФ.
Ответственный комитет Государственной
Думы изучает и обобщает поправки.
Вместе с законопроектом, подготовленным
ко второму чтению, комитетом
представляется таблица поправок,
рекомендованных комитетом к
отклонению, и таблица одобренных
комитетом поправок. Правовое управление
Аппарата Государственной Думы
проверяет и вносит уточнения
в перечень актов федерального законодательства,
подлежащих к отмене, изменению или дополнению
в связи с принятием законопроекта.
Законопроект вместе с указанным
перечнем направляется инициатору
законопроекта, как правило, не
позднее чем за 30 дней до его
рассмотрения Государственной Думой
во втором чтении.
Совет Государственной Думы принимает
решение о включении законопроекта,
подготовленного ко второму чтению,
в календарь рассмотрения Государственной
Думой вопросов во втором чтении,
о направлении депутатам Государственной
Думы необходимых материалов
и определяет докладчика по
законопроекту — представителя
ответственного комитета.
Законопроект вместе с перечнем
актов федерального законодательства,
подлежащих отмене, изменению или
дополнению, таблиц поправок к
нему и заключением по законопроекту
представляется депутатам, как
правило, не позднее чем за
15 дней до его рассмотрения
Государственной Думой во втором
чтении.
В начале второго чтения законопроекта
в Государственной Думе с докладом
выступает представитель ответственного
комитета Государственной Думы.
Докладчик сообщает об итогах
рассмотрения законопроекта в
комитете, поступивших поправках
и результатах их рассмотрения.
Затем выступают полномочный
представитель Президента РФ
в Федеральном Собрании, представители
инициатора законопроекта, Правительства
РФ. Председательствующий выясняет,
имеются ли возражения фракций
и депутатских групп или депутатов
против поправок, включенных ответственным
комитетом в законопроект при
его доработке. если такие возражения
имеются, то предоставляется слово
для их краткого, до трех минут,
обоснования. Докладчик отвечает
на возражения, после чего в
Государственной Думе проводится
голосование об одобрении или
отклонении поправки.
При рассмотрении возражений
против поправок, включенных ответственным
комитетом в законопроект при
его доработке, проводится голосование
о принятии проекта за основу.
Решение считается принятым, если
за него проголосовало большинство
от общего числа депутатов
Государственной Думы.
В случае принятия законопроекта
за основу председательствующий
ставит на голосование вопрос
об утверждении рекомендации
комитета по отклонению соответствующих
поправок. При утверждении Государственной
Думой данной рекомендации на
голосование ставится вопрос
о принятии законопроекта во
втором чтении.
В случае если законопроект
за основу не принят, на голосование
ставится вопрос о продолжении
обсуждения или его отклонении.
Если принято решение о дальнейшем
обсуждении законопроекта, Государственная
Дума переходит к рассмотрению
поправок, отклоненных ответственным
комитетом. Обсуждение и принятие
решения по отклоненным поправкам
производится в том же порядке,
что и по одобренным комитетом
поправкам. После принятия решения
по отклоненным поправкам проводится
голосование о принятии законопроекта
во втором чтении. В результате
голосования Государственная Дума
принимает законопроект во втором
чтении или отклоняет его.
Принятый во втором чтении
законопроект направляется в
ответственный комитет Государственной
Думы для устранения с участием
Правового управления Аппарата
Государственной Думы возможных
внутренних противоречий, установления
правильных взаимосвязей статей
и редакционной правки ввиду
изменения текста законопроекта
при втором чтении.
По завершении этой работы
законопроект в течение семи
дней представляется ответственным
комитетом в Совет Государственной
Думы для включения в календарь
рассмотрения вопросов4.
Глава
2. Принятие, подписание
и обнародование закона
2.1.
Принятие закона
Государственной
Думой и одобрение
Советом Федерации
Четвертая
стадия законодательного процесса —
принятие закона.
Совет Государственной Думы назначает
в специально отведенный день
недели третье чтение законопроекта
для голосования с целью его
принятия в качестве закона. При
третьем чтении законопроекта
не допускается внесение в
него поправок и возвращение
к его обсуждению в целом
либо по отдельным статьям,
главам, разделам. В исключительных
случаях по требованию депутатских
объединений, представляющих большинство
депутатов Государственной Думы,
председательствующий обязан поставить
вопрос о возвращении к процедуре
второго чтения законопроекта.
Федеральный закон принимается
Государственной Думой большинством
голосов от общего числа депутатов
палаты. Федеральный конституционный
закон считается принятым, если
он одобрен большинством не
менее двух третей от общего
числа депутатов Государственной
Думы.
Принятый Государственной Думой
Федеральный закон в течение
пяти дней передается на рассмотрение
Совета Федерации. В случаях
если принятый Государственной
Думой федеральный закон не
подлежит обязательному рассмотрению
Советом Федерации в соответствии
с Конституцией РФ (ст.ст. 106 и 108)
и если в течение 14 дней он
не был рассмотрен Советом
Федерации, то в течение пяти
дней этот федеральный закон
направляется Государственной Думой
Президенту РФ для подписания
и обнародования5.
Пятая
стадия — рассмотрение и одобрение
федеральных законов Советом
Федерации. Поступивший из Государственной
Думы федеральный закон в срок не более
48 часов направляется вместе с сопровождающими
его документами всем депутатам Совета
Федерации.
Конституция РФ (ст. 106) устанавливает
перечень вопросов, законы по
которым подлежат обязательному
рассмотрению в Совете Федерации
после их принятия Государственной
Думой. К их числу относятся
законы по вопросам федерального
бюджета; федеральных налогов
и сборов; финансового, валютного.
кредитного, таможенного регулирования,
денежной эмиссии; ратификации
и денонсации международных договоров
РФ; войны и мира.
В Регламенте Совета Федерации
также указывается, что обязательному
рассмотрению в Совете Федерации
подлежат принятые Государственной
Думой федеральные законы по
вопросам, отнесенным Конституцией
РФ к совместному ведению РФ
и субъектов РФ.
Согласно ст. 108 Конституции РФ
обязательному рассмотрению Совета
Федерации подлежат также все
федеральные конституционные законы.
После поступления в Совет
Федерации принятого Государственной
Думой федерального закона он
в двухдневный срок направляется
в комитет палаты, ответственный
за подготовку заключения по
этому закону, который в течение
трех дней принимает по нему
заключение.
Заключения комитетов рассматриваются
Председателем Совета Федерации
не позднее шести дней со
дня регистрации поступившего
из Государственной Думы закона.
В отношении принятых Государственной
Думой законов, не подлежащих
обязательному рассмотрению Советом
Федерации, в заключениях по
которому комитет предлагает
одобрить федеральный закон и
не вносить его на рассмотрение
палаты, Председатель Совета Федерации
принимает одно из следующих
решений: согласиться с решением
комитета и не вносить принятый
Государственной Думой закон
на рассмотрение Совета Федерации
или отклонить решение комитета и включить
в повестку дня Совета Федерации закон,
принятый Государственной Думой6.
Председатель Совета Федерации
не вправе принять решение
о невключении в повестку дня
Совета Федерации рассмотрение
федерального конституционного
закона, а также федерального
закона, если данный закон согласно
Конституции РФ (ст. 106) и Регламенту
Совета Федерации подлежит обязательному
рассмотрению Советом Федерации;
если Президент РФ,, Правительство
РФ или по меньшей мере два
члена Совета Федерации, представляющие
один субъект Федерации, настаивают
на рассмотрении закона Советом
Федерации или если в заключении
комитета рекомендовано рассмотреть
закон, принятый Государственной
Думой.
Рассмотрение принятого Государственной
Думой закона на заседании
Совета Федерации начинается
с оглашения заключения соответствующего
комитета Совета Федерации и
проекта постановления Совета
Федерации, внесенного этим комитетом.
Затем Совет Федерации большинством
голосов от общего числа депутатов
палаты принимает решение одобрить
или отклонить закон без обсуждения
либо обсудить его на заседании
палаты.