Принятие, подписание и обнародование закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание

Цель обусловлена следующими задачами:
Дать понятие законодательного процесса
Раскрыть содержание всех стадий законодательного процесса.
Определить роль президента РФ в законодательном процессе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие законодательного процесса и его предварительные стадии 4
1.1. Понятие законодательного процесса 4
1.2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение законопроектов 7
Глава 2. Принятие, подписание и обнародование закона 14
2.1. Принятие закона Государственной Думой и одобрение Советом Федерации 14
2.2. Президент в законодательном процессе 21
Заключение 32
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

КУРСАК.docx

— 58.52 Кб (Скачать документ)

       По результатам обсуждения Совет  Федерации принимает одно из  следующих решений: одобрить или  отклонить принятый Государственной  Думой закон.

       Постановление Совета Федерации  об одобрении федерального закона  принимается большинством голосов  от общего числа депутатов  Совета Федерации, а постановление  об одобрении федерального конституционного  закона — большинством не менее  трех четвертей голосов от  общего числа депутатов палаты.

       Согласно Конституции РФ (часть  4 ст. 105) федеральный закон считается  также одобренным Советом Федерации,  если в течении четырнадцати  дней он не был рассмотрен  Светом Федерации.

       Следует иметь в виду, что согласно  Постановлению Конституционного  Суда РФ по делу о толковании  части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции  РФ от 23 марта 1995 года рассмотрение  в Совете Федерации федерального  закона, подлежащего в соответствии  со статьей 106 Конституции РФ  обязательному рассмотрению в  этой палате, должно начинаться  согласно части 4 ст. 105 Конституции  РФ не позднее 14 дней после  его передачи в Совет Федерации.

       Если Совет Федерации в течение  14 дней не завершит рассмотрение  принятого Государственной Думой  федерального закона, подлежащего  в соответствии со статьей  106 Конституции РФ обязательному  рассмотрению в Совете Федерации,  этот закон не считается одобренным  и его рассмотрение продолжается  на следующем заседании Совета  Федерации до вынесения решения  о его одобрении или отклонении.

       Федеральный закон считается  отклоненным, если за его одобрение  не проголосовало необходимое  число депутатов Совета Федерации.

       При отклонении принятого Государственной  Думой федерального закона Совет  Федерации принимает решение  либо отклонить закон в целом,  либо отклонить его ввиду неприемлемости  отдельных его положений, разделов, глав, статей, а также частей и  пунктов статей закона. В последнем  случае постановление Совета  Федерации об отклонении федерального  закона должно содержать предлагаемую  Советом Федерации редакцию отдельных  разделов, глав, статей, а также частей  и пунктов этого закона.

       Постановление Совета Федерации  об отклонении или одобрении  принятого Государственной Думой  закона по результатам его  рассмотрения в срок не более  пяти дней направляется в Государственную  Думу. В случае принятия Советом  Федерации решения об одобрении  принятого Государственной Думой  закона его текст вместе с  постановлением Совета Федерации  направляется Президенту РФ для  подписания и обнародования.

       Особую стадию законодательного  процесса представляет преодоление  разногласий, возникших между  Советом Федерации и Государственной  Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов7.

       В случае если федеральный  закон отклонен Советом Федерации,  он передается Советом Государственной  Думы в ответственный комитет  Государственной Думы, который рассматривает  возражения Совета Федерации,  дает по ним заключение и  вносит свои предложения по  преодолению возникших разногласий  на рассмотрение палаты.

       Для преодоления возникших разногласий  по федеральному закону, принятому  Государственной Думой и отклоненному  Советом Федерации, может быть  создана согласительная комиссия. Она создается как по инициативе  Совета Федерации, поддержанной  Государственной Думой, так и  по инициативе Государственной  Думы, поддержанной Советом Федерации.  Регламент Государственной Думы  предусматривает возможность проявления  инициативы в создании такой  комиссии также со стороны  Президента РФ и субъекта права  законодательной инициативы.

       Члены согласительной комиссии  от Совета Федерации избираются  Советом Федерации и образуют  депутацию от Совета Федерации  в согласительной комиссии. Избранными  считаются те члены Совета  Федерации, которые получили наибольшее  число голосов из всех предложенных  на заседании палаты кандидатур, но не менее половины от  числа депутатов, присутствующих  на заседании.

       Решение об избрании депутатов  Государственной Думы в состав  согласительной комиссии принимается  на заседании палаты большинством  голосов от числа избранных  депутатов Государственной Думы.

       Согласительная комиссия рассматривает  каждое возражение Совета Федерации  в отдельности, стремясь выработать  единый текст соответствующего  федерального закона. Решения комиссии  принимаются раздельным голосованием  членов комиссии от каждой  из палат. Комиссия принимает  решение открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

       По результатам работы согласительная  комиссия составляет протокол, содержащий  предложения по преодолению разногласий.  Протокол вносится на рассмотрение  Совета Государственной Думы, который  включает федеральный закон в  календарь рассмотрения вопросов  для повторного рассмотрения  закона Государственной Думой.

       При повторном рассмотрении федерального  закона Государственной Думой  обсуждаются только те предложения,  содержащиеся в протоколе согласительной  комиссии. Никакие поправки, выходящие  за пределы этих предложений,  Государственной Думой не рассматриваются.

       В случае отклонения хотя бы  одного предложения согласительной  комиссии Государственная Дума  может предложить продолжить  ее работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления  комиссией новых предложений  в течение 10 дней. Совет Федерации  вправе принять решение о продлении  срока работы согласительной  комиссии либо отказаться от  участия в работе согласительной  комиссии. Государственная Дума  принимает решение по каждому  предложению согласительной комиссии  отдельно большинством голосов  от общего числа депутатов  палаты. Федеральный закон в редакции, учитывающей предложения согласительной  комиссии, которые были одобрены  Государственной Думой, направляется  в Совет Федерации.

       Если при повторном рассмотрении  федерального закона, отклоненного  Советом Федерации, Государственная  Дума не приняла предложений  согласительной комиссии и выразила  свое несогласие с решением  Совета Федерации об отклонении  закона, он ставится на голосование  в ранее принятой редакции. В  этом случае федеральный закон  считается принятым, если за него  проголосовало не менее двух  третей от общего числа депутатов  Государственной Думы.

     Принятый  в этом порядке федеральный закон  в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для  подписания и обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направлении  этого Президенту Российской Федерации8.

 

     2.2. Президент в законодательном процессе

 

     Согласно  Конституции РФ Президент РФ подписывает  и обнародует законы, принятые Федеральным  Собранием. Это право, известное в ряде стран под названием промульгации, превращает акты органа законодательной власти в акты государственной власти. Только после того, как глава государства обнародует принятый федеральный закон, этот закон приобретает юридическую силу, обязывающую исполнять его.

     В силу ч. 2 ст. 107 Конституции РФ Президент  РФ обязан подписать принятый федеральный  закон, если в течение четырнадцати дней с момента поступления не отклонит его. Он также не вправе не подписать отклоненный им ранее федеральный закон после повторного его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации в течение семи дней со дня получения постановлений палат Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции и обязан обнародовать этот закон (п. "д" ст. 84, ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

     Президент РФ обладает правом вето, преодоление  которого при повторном рассмотрении палатами Федерального Собрания требует большинства в две трети голосов депутатов (членов) в каждой палате. Право вето действенное оружие в руках Президента РФ, он им довольно часто пользуется.

     Однако, как отмечалось выше, Президент РФ участвует в законодательном процессе и на более ранних стадиях. Он имеет (и весьма часто реализует) право законодательной инициативы, дает заключение на законопроекты, принятые Государственной Думой в первом и втором чтении, участвует в законотворческой деятельности фактически на всех стадиях. Эта деятельность осуществляется в соответствии с Положением о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ в законотворческом процессе, утвержденным Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. В Положении определяются конкретные действия полномочных представителей Президента РФ в Государственной Думе и Совете Федерации на всех стадиях законодательного процесса, порядок рассмотрения Администрацией Президента РФ вопросов, связанных с законодательной инициативой, отклонением законов, дачей заключений по законопроектам и т. д.

     В практике взаимоотношений Президента РФ и Федерального Собрания стало нередким возвращение Президентом РФ федеральных законов без рассмотрения. Такая акция не равнозначна применению вето, а следовательно, не требует для преодоления при повторном рассмотрении большинства в две трети. Речь идет о замеченных Президентом РФ нарушениях порядка принятия законов (неидентичность текстов закона, рассматриваемых в разных палатах, отсутствие в требуемых случаях заключения Правительства РФ и др.), что заставляет его как гаранта Конституции РФ обращать внимание палат на необходимость устранить нарушения. Однако Государственная Дума в постановлении от 20 марта 1996 г. отметила, что, по ее мнению, возвращение Президентом РФ в Федеральное Собрание законов без рассмотрения Конституцией не предусмотрено. В других случаях Дума обращала внимание на то, что отклонение закона иногда происходило с нарушением 14-дневного срока. Данные разногласия были предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ9.

     Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. разъяснил порядок применения Президентом РФ своего права вето, указав, что, поскольку при отклонении принятого федерального закона Президентом РФ Конституцией РФ предусмотрено повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации отклоненного федерального закона, мотивы принятого Президентом РФ решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. Решение главы государства об отклонении закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренных Конституцией РФ соответствующих юридических последствий. Из Конституции РФ не следует, что Президент РФ может возвращать в палаты Федерального Собрания федеральные законы, принятые с соблюдением требований Конституции РФ и предусмотренных ею условий и процедур, без рассмотрения, а значит, и без мотивов отклонения. В то же время в случае нарушения установленного Конституцией РФ порядка принятия федерального закона, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, Президент РФ вправе в силу ч. 2 ст. 107 Конституции РФ вернуть его в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения названных конституционных требований. При этом такой закон не может считаться "принятым федеральным законом", а его возвращение в палаты Федерального Собрания — отклонением, поскольку установленные Конституцией РФ требования к принятию федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса. Споры между субъектами законодательного процесса в связи с порядком принятия федерального закона в случае недостижения согласия могут быть переданы заинтересованными сторонами на рассмотрение Конституционного Суда РФ.

     Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". При этом законы направляются для официального опубликования Президентом РФ, а акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования Председателем соответствующей палаты или его заместителем. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания10.

Информация о работе Принятие, подписание и обнародование закона