Приватизация жилищного фонда государственной и муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие приватизации, ее объекты, участники процесса
1.Понятие приватизации
2. Цели приватизации
3. Объекты жилищных прав
4. Участники процесса приватизации
Глава 2. Процесс приватизации государственного и муниципального жилищного фонда
2.1. Приватизация жилья в государственном и муниципальном жилом фонде
2.2. Жилые помещения не принадлежащие приватизации
2.3. Государственные и муниципальные органы как субъекты приватизации
2.4. Порядок приватизации государственного и муниципального фонда
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Приватизация жилья в государственном и муниципальном фонде.docx

— 79.62 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Понятие приватизации, ее объекты, участники процесса                   

    1. Понятие приватизации                                                                                  5
    2. Цели приватизации                                                                                       9
    3. Объекты жилищных прав                                                                           12
    4. Участники процесса приватизации                                                           14

Глава 2. Процесс приватизации государственного и муниципального жилищного фонда                                                                                                

2.1. Приватизация жилья  в государственном и муниципальном  жилом 

фонде                                                                                                                    21

2.2. Жилые помещения не  принадлежащие  приватизации                            26

2.3. Государственные и  муниципальные органы как субъекты 

приватизации                                                                                                        28

2.4. Порядок приватизации  государственного и муниципального  фонда      31

Заключение                                                                                                           36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Интерес к исследованию темы «Приватизация жилищного фонда государственной и муниципальной собственности» актуален, так как постижение сущности реализации прав граждан, возникших в результате приватизации необходимо в повседневной жизни не только юристам, практическим работникам, руководителям предприятий, другим специалистам, но и каждому гражданину.

С переходом к рыночной экономике основная ставка сделана  на то, чтобы потребности в жилье  удовлетворялись не за счет общественных фондов потребления, а за счет жилья, которое находилось бы в частной собственности граждан.

Одним из действенных преобразований в жилищной сфере, способствующим созданию широких слоев собственников  жилья, является приватизация. Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации определены в соответствующем  законе. Закон определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности  на жилье.

Экономическая реформа в  России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как  бы в разных временных потоках, с  разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной  экономической реформы, проходила  быстро и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением  изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной  экономической науке. Это обусловлено  тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при  переходе от административно-командной  к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

Следует иметь в  виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями  «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте  приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности  приватизации, либерализации цен  и структурной перестройки; о  целях приватизации; наконец, о сочетании  экономической эффективности и  социальной справедливости, платности  и бесплатности в используемых моделях  приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.

Целью таких преобразований является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшение использования и сохранности жилищного фонда и преодоление отрицательных последствий в деле обеспечения граждан жильем. Вступление в права собственности на жилье дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем.

Процесс приватизации в нашей  стране подходит к концу, и его  завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического  процесса за последние десятилетия. В своей работе я постараюсь обозначить основные черты и подвести итоги  этого процесса.

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  приватизации, ее объекты, участники  приватизационного процесса.

    1. Понятие приватизации.

     Приватизация  жилья подразумевает бесплатную  передачу на добровольной основе  в собственность граждан жилых  помещений в муниципальном и  государственном жилищном фонде.

     Приватизация  это относительно молодой правовой  институт для      Российской  Федерации. Посредством создания  такой системы государство встало  еще на одну ступень выше  для развития в стране рыночной  системы. Ст. 217 ГК РФ гласит  о приватизации государственного  и муниципального имущества. Данная  статья трактует передачу государственного  и муниципального имущества в  частную собственность, либо в  собственность юридического лица в установленном законом порядке.1

     Таким образом,  под приватизацией понимается  прекращение основания права  публичной собственности и переход  ее в частную, в результате  передачи имущества частным лицам.

     Рынок  жилья создают собственники жилья. Приватизация - один из путей возникновения множества таких собственников. В соответствии с Законом РФ “О приватизации жилищного фонда в РФ” № 1541-1 от 04.07.91-“Приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.2

     Граждане, ставшие  собственниками жилых помещений,  владеют, пользуются и распоряжаются  ими по своему усмотрению, вправе  продавать, завещать, сдавать в  аренду эти помещения, а также  совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству.

     Собственники  приватизированных жилых помещений  в доме государственного или  муниципального жилищного фонда  являются совладельцами либо  пользователями внеквартирного  инженерного оборудования и мест  общего пользования дома.

     В соответствии  с законом право на бесплатную  приватизацию жилья имеют только  граждане, занимающие жилые помещения  по договору найма или аренды  в домах государственного или  муниципального жилищного фонда.  Осуществление права собственности  на жилое помещение не должно  нарушать прав и охраняемых  действующим законодательством  интересов других лиц.3

     Граждане, проживающие  по договору аренды в домах  общественного жилищного фонда, правом на бесплатную приватизацию жилья на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не обладают. Вместе с тем собственник общественного жилищного фонда или уполномоченный им орган могут самостоятельно принять решение о бесплатной передаче гражданам занимаемых ими жилых помещений.

     При возникновении  в указанном случае спора его  следует разрешать исходя из  установленных собственником условий  и порядка передачи жилья в  собственность проживающих в  нем граждан. Никто не вправе  заставить собственника общественного  жилищного фонда передать гражданину бесплатно занимаемое жилье.

     Приватизация  является одним из важнейших  преобразований при переходе  к рынку и представляет собой  особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности  на средства производства: с «государственной»  на «частную». Рассмотрение методологических  основ разгосударствления и приватизации  позволяет раскрыть экономическое  содержание приватизации как  системы отношений по изменению  формы собственности на средства  производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие, как4:

  • переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
  • полная продажа государственных предприятий частным лицам;
  • продажа части активов;
  • передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две  основные модели приватизации: платная  и бесплатная (т.е. возмездная и безвозмездная), каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной  монополии каждый гражданин являлся  совладельцем собственности, то его  надо превратить из формального в  реального собственника наделив  частью государственного имущества. Таким  образом должны возникнуть стимулы  к производительному труду, к  экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

Платная приватизация. В  этом случае государственная собственность  подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа  на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие  акционируется, а затем его акции  продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.5

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки  её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части  ведущих экономистов, что находящуюся  в государственной собственности  экономику вряд ли возможно приватизировать  за 2-3 года. Реальное её осуществление  должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые  для приобретения в частную  собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы  рынок начал хорошо функционировать  и определил рыночную стоимость  предприятий;

3. монополизированную социалистическую  промышленность необходимо реструктурировать,  прежде чем производственные  предприятия можно было бы выставить на продажу.

Приватизация с одной  стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

В условиях рыночной трансформации  российской экономики в центре дискуссий  чаще всего оказываются понятия  «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

Массовый характер приватизация может принять только при использовании  разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость  приватизации и деприватизации - двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической  структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных  и государственных предприятий.

Информация о работе Приватизация жилищного фонда государственной и муниципальной собственности