Проблемы обеспечения исполнения прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:13, реферат

Описание

В Конституции Российской Федерации правам человека и гражданина посвящена специальная глава. В ней они не только провозглашены, но и подчеркнуто, что в России эти права и свободы признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст. 17). Впервые в Конституции нашей страны человек, его права и свободы названы высшей ценностью. Кроме того, ст. 2 Конституции гласит, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Права и свободы человека и гражданина……….……..………………..…….5
1.1 Характеристика понятия «права и свободы человека и гражданина»….5
1.2 Классификация основных прав и свобод человека и гражданина………7
2. Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина в России…...10
2.1 Понятие и условия реализации основных прав и свобод……………….10
2.2 Субъекты реализации основных прав и свобод ……………..………….12
2.3 Государственные гарантии реализации основных прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………...……...16
3. Проблемы обеспечения исполнения прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………………..19
3.1 Причины нарушения реализации прав и свобод………………………...19
3.2 Оценка современного состояния обеспечения прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы………………………………...………….30

Работа состоит из  1 файл

Проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина.doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

     Все вышеперечисленные виды классификации  прав и свобод относятся к группе прав, которые регулируют порядок  использования определенных благ, как в личных, так и в общественных интересах. 1

     Другую  группу составляют права, направленные на охрану и защиту прав первой группы. К ним относятся: право обвиняемого на защиту, право на судебный иск, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.

     История конституционного закрепления прав и свобод человека прошла три стадии. Первое поколение прав человека характеризуется  исключительно гражданскими и политическими  правами, поскольку они были закреплены в Конституциях и законодательных  актах XVII-XVIII вв. Это и неприкосновенность личности с ее процессуальными гарантиями, и избирательное право, и свобода слова, печати.

     К правам второго поколения относятся  экономические и социальные права, которые в период ранних буржуазных революций рассматривались только как производные гражданских и политических прав. Они стали провозглашаться в конституциях различных государств лишь в начале ХХ в., поскольку для их реализации требовались конкретные акции государства. Это права и свободы, гарантирующие интересы тех, кто работает по найму, - право на труд, социальное обеспечение, право на образование, на пользование достижениями культуры.

     К третьему поколению многие ученые относят  «коллективные», или «солидарные» права, такие как право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, право на коммуникацию, право народов на самоопределение, на осуществление власти. Права народов не являются правами индивидов и не могут быть реализованы отдельной личностью, а принадлежат коллективу людей, образующих народ или нацию.

     Тем не менее, это право не отрицает возможность  каждого индивида, входящего в  состав того или иного народа, использовать свои права и свободы, выражать свое отношение к тому или иному  вопросу. Мнение большинства, выраженное таким образом, и составляет волю всего народа. Совокупность реализуемых таким образом каждым отдельных лицом, входящим в состав народа, прав и представляет собой коллективное право – право народов.

     Приведенный перечень классификации прав и свобод человека и гражданина не является исчерпывающим. 

     2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ 

     2.1 Понятие и условия  реализации основных прав и свобод 

     Реализация  основных прав, свобод и обязанностей - это практическое осуществление  гражданами и другими участниками общественной жизни предусмотренных конституционными нормами притязаний с целью удовлетворения запросов и потребностей или получения нужных материальных и духовных благ в правоустановленном порядке. То есть реализация основных прав и свобод есть правомерная деятельность субъектов правоотношений для достижения желаемых результатов юридическими средствами.

     Правовая  природа механизма реализации основных прав и свобод в значительной мере определяется характером самого процесса реализации этих прав и свобод. Известно, что любой участник правоотношения как носитель субъективного права осуществляет свои юридические возможности индивидуально. Но в то же время этот же субъект как член определенного социального сообщества не может реализовать себя вне общественных связей и, следовательно, реализует эту же юридическую возможность в коллективной форме, являясь, по существу, "соучастником" коллективного правоотношения. Таким образом, структура конкретного акта реализации основных прав, свобод и обязанностей двуедина и всегда является индивидуально-коллективной. Например, право на осуществление государственной власти гражданин в процессе совершения индивидуального акта гражданского голосования на выборах реализует персонально, однако это же право он как член избирательного корпуса, который только и способен создать представительный орган публичной власти, реализует в коллективной форме.

     Фактическое осуществление основных прав и свобод человека и гражданина предполагает наличие целого ряда условий, способствующих их успешной реализации.

     Во-первых, необходимо, чтобы признаваемые за личностью права и свободы  были формально закреплены в нормативно-правовом акте. Поэтому в настоящее время  все они, в том числе и естественные права человека, закрепляются в международно-правовых актах, в конституциях суверенных государств и во внутригосударственном законодательстве. Ведь отсутствие соответствующего правового акта лишило бы личность возможности обратиться в суд или иной орган с целью их защиты. Анализ конституционно-правовых норм, обеспечивающих правовую защиту личности, и особенно тех из них, которые содержатся в ст. с 45 по 56 включительно федеральной Конституции, позволяет выделить следующие основные виды правовой защиты прав и свобод человека и гражданина: 1) индивидуальная правовая самозащита; 2) государственная правовая защита; 3) публично-правовая общественная защита; 4) международная правовая защита; 5) индивидуальная юридическая защита прав и законных интересов другого лица.

     Во-вторых, предпосылкой реализации основных прав и обязанностей является правоспособность и дееспособность. В соответствии со ст. 60 Конституции РФ конституционная право-дееспособность российских граждан в полном объеме признается с 18 лет, когда они достигают гражданского совершеннолетия.

     В-третьих, важнейшим условием эффективной реализации конституционных прав и свобод является соблюдение закрепленного в ст. 2 и в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ основополагающего принципа теории прав человека, согласно которому: «Личность свободна, но свобода одного лица не должна нарушать свободу других».

     В-четвертых, обязательным элементом рациональной системы надлежащей реализации основных прав и свобод является обязанность  государства гарантировать человеку и гражданину осуществление их естественных и приобретенных возможностей. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». 

     2.2 Субъекты реализации  основных прав и свобод 

     Под субъектом реализации в данном случае понимается любой участник правоотношения, которое возникает на основе правовой нормы, закрепляющей конституционные права, свободы, обязанности и гарантии их осуществления.

     Естественно, что в первую очередь субъектами реализации основных прав, свобод и  обязанностей являются их носители в личном качестве, то есть каждый человек и гражданин, который обладает этими правами и обязанностями. В конкретном правоотношении они могут иметь следующие конституционно-правовые модусы или состояния:

     Первый  правовой модус - "человек". Человек как правовое понятие используется в Конституции РФ для обозначения такого юридического статуса физического лица, каким должен обладать любой член человеческого общества. Перечень естественных прав человека, образующих правовой статус человека, содержится как в международно-правовых документах, так и закрепляется в действующей российской Конституции.

     Второй  правовой модус - "гражданин Российской Федерации". Этот правовой статус лица включает в себя 3 элемента:

  1. правовой статус человека;
  2. правовой статус, установленный для данного лица российским государством в силу того, что этот человек обладает российским гражданством;
  3. конвенциальные права, то есть права, вытекающие для этого лица из международных договоров Российской Федерации.

     Третий  правовой модус - "иностранный гражданин". Он указывает на такое правовое положение лица, которое состоит из 4 элементов:

  1. правовой статус человека;
  2. правовой статус российских граждан, за исключением прав и свобод, в которых иностранцы ограничены по закону;
  3. правовой статус данного лица, которым он обладает в государстве происхождения, то есть в материнском государстве;
  4. права, вытекающие из договоров РФ с государством, гражданином которого является данное лицо.

     Четвертый правовой модус - "лицо без гражданства". Это такое правовое состояние, которое включает 3 элемента:

  1. правовой статус человека;
  2. правовой статус гражданина РФ, за исключением прав, в которых по закону ограничены лица без гражданства;
  3. права и обязанности, установленные международной Конвенцией 1954 г. о статусе апатридов, то есть лиц без гражданства.

     Пятый правовой модус - "лицо с двойным  гражданством". Правовое положение  этих лиц определяется в таких  правовых актах, как ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции  РФ, абзац третий ст. 3 и ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" и международные договоры Российской Федерации. Эти лица обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством обоих государств, гражданами которых они являются.

     Шестой  правовой модус - "лицо с правовым статусом "гражданин двух государств". Эти лица, имея документальное подтверждение наличия гражданства двух государств, в ситуации, когда между этими государствами нет договора о признании двойного гражданства, могут рассчитывать лишь на признание тех своих прав, которые предоставляются гражданам того государства, на территории которого они находятся в данное время.

     Самостоятельную группу субъектов-участников реализации конституционных прав и свобод составляют органы государства, которые в силу своего социального назначения призваны создавать условия для надлежащей реализации Конституции РФ, принимать меры для удовлетворения потребностей населения. Эти их обязанности прямо закрепляются в действующем законодательстве. Например, Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ "осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью". Ведущее положение в этой группе органов государства занимают такие органы государственной власти, как Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, другие федеральные и региональные органы государственной власти.

     Прямое  действие конституционных норм относительно прав и свобод человека и гражданина защищают Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. В Постановлении от 16 июня 1998 г. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что требование о непосредственном применении Конституции РФ обращено ко всем судам, которые независимо осуществляют судебную власть в пределах своей компетенции и в установленных формах судопроизводства. На данную обязанность судов общей юрисдикции ориентирует и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права и свободы человека и гражданина. Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов – судов.2

     В науке судебную защиту рассматривают  как институт конституционного права, как общественное отношение и государственную функцию.2 Иногда судебная защита отождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов».3

     Значительный  объем работы по юридической защите конституционных прав и свобод выполняют  общественные объединения, такие, как профессиональные союзы, политические партии, адвокатские образования и другие институты гражданского общества. В их уставах и положениях содержатся четкие указания на необходимость выполнения этой обязанности. 

     2.3 Государственные гарантии реализации основных прав и свобод человека и гражданина 

     Гарантом  Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 80 Основного Закона, является Президент России. Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина он вправе отменить противоречащие федеральному законодательству постановления Правительства Российской Федерации, а также приостановить действие незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации впредь до решения вопроса соответствующим судом (ст. 85 и 115 Конституции России).

Информация о работе Проблемы обеспечения исполнения прав и свобод человека и гражданина