Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:13, реферат
В Конституции Российской Федерации правам человека и гражданина посвящена специальная глава. В ней они не только провозглашены, но и подчеркнуто, что в России эти права и свободы признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст. 17). Впервые в Конституции нашей страны человек, его права и свободы названы высшей ценностью. Кроме того, ст. 2 Конституции гласит, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Права и свободы человека и гражданина……….……..………………..…….5
1.1 Характеристика понятия «права и свободы человека и гражданина»….5
1.2 Классификация основных прав и свобод человека и гражданина………7
2. Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина в России…...10
2.1 Понятие и условия реализации основных прав и свобод……………….10
2.2 Субъекты реализации основных прав и свобод ……………..………….12
2.3 Государственные гарантии реализации основных прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………...……...16
3. Проблемы обеспечения исполнения прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………………..19
3.1 Причины нарушения реализации прав и свобод………………………...19
3.2 Оценка современного состояния обеспечения прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы………………………………...………….30
Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей исследованы в научной литературе наиболее полно. Обычно в числе таких гарантий выделяют социально-экономические, политические, духовно-психологические (нравственные) и организационно-технические.2 При этом, как правило, под гарантиями понимаются "материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств".3
Однако в последнее время в понимании правовой природы гарантии обозначился новый подход, который был воспринят в законодательной практике. Суть его в том, что под гарантиями в широком смысле содержания этого юридического феномена понимаются не только условия и средства реализации прав и свобод, но и отдельные субъективные права участников правовой жизни. Именно так поступает, например, законодатель, когда объединяет юридические возможности участников таких основных институтов прямой демократии, как выборы и референдумы, и в одном тематическом Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с помощью двухслойного правового регулирования решает суперсложную задачу формирования современной правовой базы и выборов, и референдумов.
Думается, что для этого есть определенные основания, ведь в действительности многие из гарантий по своей юридической сущности представляют собой меру возможного поведения, как, например, право избирателя на поддержку выдвинутого кандидата. Но в то же время, на наш взгляд, было бы неверно, если бы мы поставили знак равенства между всеми субъективными правами, с одной стороны, и гарантиями, с другой стороны. Хотя права и гарантии находятся в тесной взаимосвязи между собой, они существенно отличаются друг от друга.
Субъективные права представляют собой
меру возможного поведения, которая имеет
целью установить новые правила поведения,
принципы или стандарты деятельности,
в то время как гарантии не создают новой
материальной формы жизнедеятельности,
а представляют собой правовую форму,
которая обеспечивает реализацию требований
и предписаний, содержащихся в нормах,
которые устанавливают субъективные права
участников правоотношения. Обеспечительный
характер гарантий как раз и отличает,
прежде всего, юридическую конструкцию
гарантий от субъективных прав. Не случайно
само французское слово "garantie" означает
"обеспечение, осуществление чего-либо",
"ручательство, порука в чем-либо".2
Соответственно это находит свое отражение
и в различии видов правовых норм, в которых
закрепляются субъективные права и гарантии.
Если субъективные права закрепляются
в нормах материального права, то гарантии,
как правило, представлены в процессуальных
правовых нормах.
3.
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИСПОЛНЕНИЯ ПРАВ
И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА
3.1
Причины нарушения реализации
прав и свобод
Принимая во внимание обширность и комплексность системы конституционных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, казалось бы, нарушения названных прав и свобод должны быть уже устранены или сведены к минимуму. Однако семнадцать лет, минувших с момента принятия Конституции Российской Федерации, свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые меры по их соблюдению и защите, нарушения личных и социально-экономических прав граждан в нашей стране еще распространены. О недостаточной эффективности принимаемых мер по защите конституционных прав и свобод граждан свидетельствует и тот факт, что в последние годы увеличилось число поданных жалоб граждан России в Европейский суд по правам человека. В настоящее время их там до 20% от общего числа жалоб, поступивших от жителей всех стран, входящих в Совет Европы.
Нарушение законов, принципов и норм Конституции Российской Федерации, регулирующих права человека, пренебрежение интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.
Каковы причины этих негативных явлений? Безусловно, их много. Назовем только некоторые из них.
Первая - Конституция Российской Федерации, как и любая конституция, не может быть свободной от декларации: права и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на ее основе других законодательных актах существенным образом не определен.
Вторая - принцип всеобщности соблюдения Конституции Российской Федерации и законов в Основном Законе провозглашен, однако принцип ответственности за их неисполнение не только не закреплен, но и не назван. И не случайно большинство чиновников не несут ответственности за нарушение прав человека, которые в соответствии с Конституцией должны быть главным ориентиром их деятельности.
Третья - деятельность многих государственных органов, призванных осуществлять меры по обеспечению законности, охране и защите прав и свобод граждан, по-прежнему во многих случаях без видимых причин остается закрытой и бесконтрольной. Вместе с тем демократическое государство невозможно без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата, в том числе и без открытого контроля, не только со стороны самого государства, но и общественности.
Четвертая - низкий уровень правосознания и правовой культуры граждан России, многие из которых слабо осведомлены даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Конституцией страны. Как обоснованно отмечается в "Российской газете": "К сожалению, наши граждане не всегда имеют достаточную информацию о своих правах и нередко становятся жертвами мошенничества и произвола чиновников. Повышение правовой культуры граждан тем более актуально в нынешней ситуации, когда государство выделяет огромные средства на повышение качества социальных услуг населению".2
Пятая - начавшаяся в 1991 г. судебная реформа, обозначившая начало формирования новой парадигмы государственной власти в Российской Федерации, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, по различным обстоятельствам до сих пор не завершена. Из всех реформ, проводимых российской властью в последние годы, ход судебной реформы освещается в СМИ менее других. Она стала самой "тихой".
Подводя
итоги вышеизложенному, отметим, что
для более успешного решения
задач по охране и защите прав и
свобод человека и гражданина необходимы
не только соответствующие меры по совершенствованию
законодательства в этой сфере, совершенствованию
деятельности исполнительной и судебной
власти, органов местного самоуправления,
но и повышения активности самих граждан
по осуществлению конституционного положения
о том, что каждый вправе защищать свои
права и свободы всеми способами, не запрещенными
законами (ч. 2 ст. 45 Конституции).
Непосредственная реализация прав граждан
служит самым надежным «зеркалом», объективно
отражающим позитивные и негативные стороны
законов, подзаконных нормативных правовых
актов, программ и проектов социально-экономического
и культурного развития России, деятельности
государственного аппарата, его структур,
государственных служащих. На данной стадии
реализации прав и свобод человека и гражданина
происходит столкновение частных интересов
личности с публичными интересами государства,
ведомственными интересами его органов
и чиновников, достигается согласие или
возникают конфликты между этими интересами.
Следует отметить, что отношения, в которые вступает гражданин с органами государственной власти, далеко не всегда носят позитивный характер, значительная их часть связана с нарушениями прав и свобод человека. Важная роль в этом плане принадлежит закрепленному в Конституции РФ праву граждан на подачу различного рода обращений, в частности жалобы (ст. 33), которая одновременно является и правом, и способом защиты других прав, т.е. выступает в роли организационно-правовой гарантии прав и свобод личности. Используя это право, гражданин имеет возможность обратиться к широкому кругу различных органов всех ветвей власти. Однако, несмотря на существование в нашей стране разнообразных каналов обжалования и наличие арсенала способов охраны прав индивида, юридическая незащищенность личности перед различными ведомствами, учреждениями, чиновниками и государством вообще – факт очевидный.
Существуют различные формы проявления нарушений прав и свобод граждан. Чаще всего споры возникают в связи с действиями и решениями органов исполнительной власти. Например, решение об отказе в регистрации по месту жительства или пребывания, об отказе в перемене фамилии, имени, отчества и т.д. влекут за собой подачу жалоб.
В отношении права граждан избирать и быть избранными Правозащитный совет России призвал в конце сентября 2011 года Парламентскую ассамблею Совета Европы признать ликвидацию в России института демократических выборов. «Мы вынуждены констатировать, что состояние института выборов в России в настоящее время в целом не соответствует ни международным обязательствам, ни даже национальному законодательству», — говорится в обращении. Авторы обращения отмечают, что в России отказано в регистрации и в праве участвовать в выборах и в доступе к основным СМИ целому ряду оппозиционных партий. Согласно проведённому 19-23 августа 2011 года опросу «Левады-центра», 54 % россиян уверены, что в выборах в Государственную Думу в России будет имитация выборов. Более половины респондентов считает, что реальное распределение мест в Госдуме будет происходить по решению властей.4
В Конституции РФ закреплен весьма широкий перечень прав и свобод в сфере труда, далеко не все проблемы в этой сфере разрешены, права граждан на практике часто нарушаются. Весьма распространены нарушения прав работников, связанные с дискриминацией. Согласно ч. 2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Кроме того, принцип свободы труда основывается также на общем принципе равенства всех перед законом и судом и недопустимости дискриминации.
Государство гарантирует
Тревожным симптомом, как представляется, являются нарушения прав женщин со стороны работодателей (например, дискриминационный подход при отборе кандидатов на занятие той или иной вакансии, понуждение женщины к увольнению в случае беременности и др.).
Кроме того, необходимо обратить внимание
на такое основание дискриминации, как
возраст. Норма права, дискриминирующая
пенсионеров по возрасту, содержится,
в ст. 59 ТК РФ. Согласно ч. 2 данной статьи
по соглашению сторон срочный трудовой
договор может заключаться с поступающими
на работу пенсионерами по возрасту. Как
известно, работник заинтересован в заключение
трудового договора на неопределенный
срок, а работодатель – в заключении срочного
трудового договора. Возникает вопрос:
будет ли норма о возможности заключения
срочного трудового договора дискриминировать
работника-пенсионера по возрасту? С моей
точки зрения, будет, так как в данном случае
работник-пенсионер оказывается в несколько
худшем положении по сравнению с такими
же работниками, не вышедшими на пенсию.
Общеизвестно, что для многих родителей реализация права их детей на образование начинается с тянущихся порой по несколько лет очередей в дошкольные учреждения. В малонаселенных сельских районах единственные на всю округу детский сад или школа могут быть и вовсе закрыты, например, по причине малого количества детей, отсутствия квалифицированного персонала, ветхости строения или его несоответствия нормам пожарной безопасности. Экономическая целесообразность административных решений такого рода, как правило, не вызывает сомнений. Однако у этой вроде бы объективной картины имеется и субъективная сторона: за каждым конкретным случаем стоят – неуважение или как минимум недостаточное внимание к праву на образование со стороны соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.12
Одной из актуальных
проблем современной России является
недостаточный уровень правовых
знаний населения. Поэтому в целях
решения задач правового
Развитие
нашего государства, расширение и углубление
прав, свобод и обязанностей личности
требуют дальнейшего
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информация о работе Проблемы обеспечения исполнения прав и свобод человека и гражданина