Проблемы законодательства о международном усыновлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в комплексном анализе правового регулирования порядка усыновления детей – граждан РФ, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами, постановке и решении теоретических и практических проблем в рассматриваемой сфере.
Данная цель обуславливает постановку и решение следующих основных задач:
- сформулировать и исследовать понятие, особенности правового регулирования института усыновления;
- определить порядок и условия усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации и зарубежных странах;
- сформулировать и оценить проблемы и перспективы международного усыновления.

Содержание

Введение..……………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Понятие и правовое регулирование института усыновления российских детей иностранными гражданами ………..…………………...5-13
Глава 2. Условия усыновления детей иностранцами и лицами без гражданства…………………………………………………………………..13-22
Глава 3. Организационные проблемы международного усыновления и возможные пути их преодоления……...……………………………………22-29
Заключение………………………………………………………………….30-31
Список использованной литературы……………………………………… 32-33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 65.22 Кб (Скачать документ)

   Оглавление

Введение..……………………………………………………………………….3-5

Глава 1. Понятие и правовое регулирование института усыновления российских  детей иностранными  гражданами ………..…………………...5-13

Глава  2. Условия усыновления детей иностранцами и лицами без гражданства…………………………………………………………………..13-22

Глава 3. Организационные проблемы международного усыновления и возможные пути их преодоления……...……………………………………22-29

Заключение………………………………………………………………….30-31

Список  использованной литературы……………………………………… 32-33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   В семейном праве РФ, существует ряд  институтов, имеющих своей целью  обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без  попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с  максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или  иным причинам лишены возможности иметь  своих детей.

   Семейное  законодательство РФ предусматривает  возможность усыновления российских детей, как гражданами России, так  и иностранцами, закрепляя при  этом исключительность усыновления  негражданами РФ. Тем не менее, в  настоящее время в России сохраняется  тенденция к превалированию международного усыновления над усыновлением детей  российскими гражданами.

   Отношение общественности – российской и зарубежной – к этому явлению довольно неоднозначное. Многие представители  власти и обычные граждане высказывают  опасения, обеспокоенность по поводу российских сирот, и, надо сказать небезосновательно. За последние пятнадцать лет деятельность по международному усыновлению приобрела  очень широкий масштаб.

   В соответствии со ст. 124 Семейного кодекса  Российской Федерации усыновление  детей иностранными гражданами допускается  только в тех случаях, когда не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи  граждан РФ. В то же время ситуация складывается прямо противоположная: международное усыновление из года в год растет, а усыновление  детей российскими гражданами, наоборот, снижается. За последнее время количество детей, усыновленных иностранными гражданами, выросло почти в пять раз, в  то время как число детей, усыновленных российскими гражданами, сократилось  почти вдвое. По информации различных  ведомств, занимающихся учетом детей, оставшихся без попечения родителей, в 2005 г. иностранцы усыновили 9419 детей, а российские граждане – 7350, 2006 г. иностранцы усыновили уже 12186 детей, а в 2007 году эта цифра возросла до 16363. Более того, за последние 10 лет было вывезено 45 тыс. российских детей гражданами США, Канады, Италии и представителями других стран.

   Данная  тенденция сложилась из целого комплекса  проблем, главная из которых –  невозможность российскими гражданами по тем или иным причинам усыновлять российских детей.

   В связи с этим сегодня остро  стоит проблема реформирования российского  законодательства и совершенствования  процедуры установления усыновления  иностранцами в направлении усиления защиты прав усыновляемых российских детей. Нужно отметить, что проблема международного усыновления, а точнее несовершенства института правового  регулирования данной проблемы остро  стоит не только в Российской Федерации, но и в других странах, поэтому  впору говорить о межнациональной  проблеме, которая требует от государств особого к ней внимания.

   Необходимо  отметить, что некоторые сдвиги в  деле реформирования российского законодательства в сфере усыновления уже наметились, достаточно отметить принятие в апреле 2008 года Федерального закона «Об опеке  и попечительстве», который закрепляет ряд фундаментальных норм регулирующих особенности опеки и попечительства, на столь высоком уровне, однако, несомненно, рано говорить о решении  этой проблемы и снижении интереса законодателя и ученых к ней.

   Теоретическую основу исследования составили научные  работы следующих авторов: Н. В. Летовой, В. Завражновой, О.Ю. Косовой, Н. С. Шерстневой и др.

   Объектом  исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с усыновлением детей – граждан Российской Федерации  иностранными гражданами.

   Предметом исследования является правовое регулирование  порядка усыновления детей –  граждан Российской Федерации иностранными гражданами.

   Цель  работы состоит в комплексном  анализе правового регулирования  порядка усыновления детей –  граждан РФ, оставшихся без попечения  родителей, иностранными гражданами, постановке и решении теоретических и  практических проблем в рассматриваемой  сфере.

   Данная  цель обуславливает постановку и  решение следующих основных задач:

   - сформулировать и исследовать  понятие, особенности правового  регулирования института усыновления;

   - определить порядок и условия  усыновления детей иностранными  гражданами и лицами без гражданства  в Российской Федерации и зарубежных  странах; 

   - сформулировать и оценить проблемы  и перспективы международного усыновления.

   1. Понятие и правовое регулирование института усыновления российских  детей иностранными  гражданами

   Усыновление или удочерение – это такой  юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и лицом  или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные  отношения, существующие между родителями и детьми. Такие семейно–правовые отношения, осложненные наличием так  называемого иностранного элемента, регулируются нормами международного частного права, которое устанавливает  юридические связи данного отношения  с правопорядками нескольких государств. Если усыновитель и усыновляемые являются гражданами разных государств либо если факт усыновления должен иметь место за границей и осуществляться в соответствии с законодательством  иностранного государства, применяется понятие «международного», или «иностранного», усыновления1.

   Одним из условий установления усыновления  является то, что усыновление возможно только в интересах ребенка, причем особенно надо учитывать этот интерес, если ребенок усыновляется иностранными гражданами.

   Говоря  об интересе детей, практически все  ученые указывают, что вследствие несовершеннолетия  ребенка этот интерес за него определяют родители. Что же делать в случае, если у ребенка их нет или они  от него отказались, иными словами, если ребенок находится под опекой государства? В этом случае именно государство  в лице своих уполномоченных органов  должно определить этот интерес. А так  как интересом является надлежащее семейное воспитание, государство должно стремиться устроить судьбу ребенка, пусть  даже в иностранной семье.

   Поскольку вопрос, связанный с иностранным  усыновлением, входит в предмет международного частного права, то необходимым компонентом  такого рода отношений является наличие  иностранного элемента.

   Как известно, существует три вида иностранного элемента: субъект отношений, объект отношений, юридический факт.

   В данном случае иностранным элементом  выступает субъект (иностранец усыновляет ребенка — российского гражданина, например) и юридический факт (например, акт об усыновлении исходит с  территории иностранного государства, где был усыновлен ребенок-россиянин). Иными словами, возникает два  аспекта: "усыновление детей-иностранцев" и "усыновление детей иностранцами", причем очень важно, где именно юридический  факт — усыновление — устанавливается: на территории Российской Федерации  или на территории иностранного государства. 2

   При усыновлении детей — граждан  одной страны гражданами другой затрагиваются  интересы нескольких лиц, являющихся гражданами различных государств, или лиц, проживающих  на территории разных стран. В этих странах могут быть иные и даже совершенно противоположные взгляды  на усыновление. Эти различия обусловливаются, прежде всего, различиями в целях, которые  ставятся перед институтом усыновления  в этих государствах. В связи с  этим считаем целесообразным указать  определения, закрепленные в законодательствах  некоторых государств.

   Так, в странах Западной Европы законодательно закрепляется, что усыновление возможно только с учетом интересов детей, но в то же время оно направлено на то, чтобы "обеспечить бездетных  лиц наследниками, сделать возможным  существование фирмы", вследствие чего в ряде стран допускается  брак между усыновленным и усыновителем, а также усыновление совершеннолетних лиц.

   В Германском гражданском уложении как  такового определения "усыновление" нет, только говорится, что усыновление  допустимо, если оно служит благу  ребенка и следует ожидать, что  между усыновителем и ребенком возникнут  такие же отношения, как между  родителем и ребенком (ч. 1, пар. 1741) .

   Шотландский акт 1978 г. под усыновлением понимает порядок, надлежащий родительским правам и обязанностям, устанавливающий связь ребенка и усыновителя .

   Отношения в международном частном праве, как известно, регулируются коллизионными  нормами, т. е. нормами, которые указывают, правом какого государства следует  руководствоваться при регулировании  тех или иных правоотношений, в  данном случае отношений по усыновлению.

   В настоящее время международная  практика выработала три подхода  к регулированию данного вопроса:

   1) усыновление с участием иностранного  элемента регулируется личным  законом усыновителя (например, в  Австрии, Германии, Швейцарии); 
2) усыновление регулируется законом усыновляемого (например, в Республике Беларусь). В Англии приказ об усыновлении издается английским судом, усыновление подчиняется английскому праву. В этой стране закон об усыновлении принят после присоединения к Европейской конвенции об усыновлении 1967 г. Согласно этому закону, английские суды по просьбе усыновителей издают приказ об усыновлении в тех случаях, когда усыновители и дети проживают на территории стран — участниц Конвенции; 
3) третья группа государств регулирует данные отношения личным законом усыновителя в сочетании с органичным применением личного закона усыновляемого, причем личным законом может выступать как закон постоянного местожительства, так и закон гражданства (Российская Федерация, Франция, Норвегия, Швеция, Финляндия, страны Латинской Америки).

   Таким образом, до сих пор единого подхода  к решению данного вопроса  нет. Решение коллизионных вопросов усыновления в соответствии с  законодательством государства, гражданином  которого на момент подачи заявления об усыновлении является усыновитель, соответствует международной практике. Ведь ребенку, усыновленному иностранцем, "предстоит покинуть свою страну и жить в государстве усыновителя, где он в правовом отношении должен быть надежно защищен" .

   И. М. Кузнецова полагает, что применение при усыновлении права соответствующего иностранного государства "обеспечивает в дальнейшем стабильность усыновления  в иностранном государстве, и  тем самым интересы ребенка будут  соблюдены уже в стадии производства усыновления".

   Использование привязки "личный закон усыновителя" в чистом виде не всегда будет соответствовать  интересам ребенка, поскольку в  иностранном законодательстве может  быть указан другой возраст, при наступлении  которого необходимо получить согласие ребенка на усыновление, устанавливаться  другая разница в возрасте между  усыновителем и усыновленным ребенком, позволяться усыновление совершеннолетних, могут быть иные последствия усыновления  и требования, предъявляемые к  лицам, имеющим право быть усыновителями.

   Другая  крайность при определении права, подлежащего применению к иностранному усыновлению, это установление, что  определяющим законом будет личный закон ребенка, которого хотят усыновить. В настоящее время этот подход практически не используется.

   И наконец, третий подход к решению  данного вопроса — совокупное применение права усыновителя и  права усыновляемого. То есть, при  иностранном усыновлении применяется  личный закон усыновителя, но с обязательным учетом отдельных положений (императивных норм) того государства, гражданином  которого является усыновляемый ребенок. С моей точки зрения, решение данного вопроса подобным образом наиболее полно отвечает интересам детей и здравому смыслу, поскольку дети получают как бы двойную защиту — и по правилам иностранного законодательства (закона страны гражданства усыновителя), и по правилам законодательства гражданства ребенка. Если требования того или иного из этих законов не соблюдены — усыновление недопустимо.

   Вопросы обеспечения, реализации и зашиты прав ребенка на сегодняшний день достаточно подробно оговариваются в таких  международных актах, как Конвенция  ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (15 сентября 1990 г. – ратифицирована СССР). В ст. 21 Конвенции предусмотрено, что государства-участники обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось  только компетентными властями, которые  определяют в соответствии с применимыми  законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу достоверной  информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка3. К числу международных правовых актов по вопросам охраны детства можно отнести также Женевскую декларацию прав ребенка 1924 г., Декларацию прав ребенка, провозглашенную Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г. Последняя содержит ряд положений, направленных на упорядочение отношений в сфере иностранного усыновления.

Информация о работе Проблемы законодательства о международном усыновлении