Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:01, курсовая работа
Цель работы состоит в комплексном анализе правового регулирования порядка усыновления детей – граждан РФ, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами, постановке и решении теоретических и практических проблем в рассматриваемой сфере.
Данная цель обуславливает постановку и решение следующих основных задач:
- сформулировать и исследовать понятие, особенности правового регулирования института усыновления;
- определить порядок и условия усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации и зарубежных странах;
- сформулировать и оценить проблемы и перспективы международного усыновления.
Введение..……………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Понятие и правовое регулирование института усыновления российских детей иностранными гражданами ………..…………………...5-13
Глава 2. Условия усыновления детей иностранцами и лицами без гражданства…………………………………………………………………..13-22
Глава 3. Организационные проблемы международного усыновления и возможные пути их преодоления……...……………………………………22-29
Заключение………………………………………………………………….30-31
Список использованной литературы……………………………………… 32-33
Поэтому
решение вопроса о
Цель
усыновления состоит не только в
том, чтобы ребенок приобрел свою
семью, но и в том, чтобы интересы
ребенка были максимально учтены
в результате усыновления. Категория
«интересы ребенка» включает в себя
такие структурные элементы, как
культурная, этническая, национальная
принадлежность, которые должны быть
сохранены при усыновлении. В
противном случае усыновление может
быть отменено, как «не отвечающее
интересам усыновленного
Статья
20 Конвенции ООН о правах ребенка
содержит условие о том, что при
замене ребенку ухода необходимо
учитывать преемственность
Проблемы,
которые возникают на практике при
усыновлении ребенка
Во-первых,
необходимо стремиться к усовершенствованию
действующего законодательства, в частности
можно предложить облегчить процедуру
усыновления для отчимов и
мачех в отношении детей, которые
фактически проживают в семье, предоставить
возможность усыновить детей
лицам, которые состоят в фактических
брачных отношениях, а также расширить
возможности для усыновления
одиноким лицам. Упрощение процедуры
в данных случаях означает, что
можно вернуться к
Во-вторых, необходима реальная государственная поддержка в отношении семей, усыновивших ребенка, адресная социальная помощь усыновителям.
Совершенно
очевидно, что такая поддержка
со стороны государства должна проявляться
в первую очередь в материальной
помощи, в виде выплаты существенного
единовременного пособия, а также
ежемесячных выплат лицам, взявшим
ребенка на воспитание в семью. Так,
например, зарубежное законодательство
предоставляет существенные льготы
для усыновителей; в США компенсация
при усыновлении ребенка
Справедливости ради необходимо отметить, что в некоторых регионах предпринимаются реальные меры, направленные на социальную поддержку таких семей. В частности, по Вологодской области установленная единовременная выплата усыновителям в размере 12637,18 руб. Противники такого рода мероприятий ссылаются на то, что такие высокие размеры пособий приведут к тому, что граждане будут усыновлять детей с целью «наживы», материальный аспект будет выступать в качестве мотивации усыновления. Конечно, с таким мнением трудно согласиться, поскольку усыновитель должен иметь необходимые средства для надлежащего воспитания ребенка.15
В-третьих, нормы, регулирующие процедуру усыновления, нуждаются в конкретизации в части определения правового статуса представителей агентств, участвующих в процессе усыновления, а также обеспечения права на получение полной, достоверной и своевременной информации о детях усыновителями. Кроме того, необходимо внести поправки в УК РФ и КоАП РФ относительно повышения ответственности за осуществление посреднической деятельности, а также за размещение информации в сети Интернет о российских детях.16
В–четвертых,
обеспечение оптимальных
В-пятых, отсутствие действенного механизма контроля за судьбой усыновленных детей на территории иностранного государства требует проведения конкретных мероприятий на международном уровне. В частности, государствам предлагается заключать двусторонние договоры между собой либо ратифицировать Гаагскую конвенцию от 29 мая 1993 г. «О защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления».
Даже если будут созданы условия для принятия решения о ратификации Конвенции от 29 мая 1993 г., оно должно осуществляться с учетом основополагающего принципа, закрепленного в этом документе, а именно: «Иностранное усыновление имеет место, если подходящая семья не может быть найдена для него в стране происхождения». Таким образом, усыновление иностранцами рассматривается только в качестве альтернативного способа устройства ребенка.
Однако
сложившаяся тенденция
Это не только «разбрасывание» генофонда нации (по оценкам Минтруда и социального развития РФ, численность детского населения ежегодно уменьшается на 1 млн. человек по причине низкой рождаемости). Сам ребенок утрачивает свои корни, этническую, культурную, национальную принадлежность, что является структурным элементом категории «интересы ребенка».
Предложенные меры, направленные на повышение привлекательности усыновления, не принесут желаемого результата до тех пор, пока отношение нашего общества к усыновлению принципиально не изменится. Другими словами, необходимо учитывать социокультурную обстановку, принимать во внимание социальный контекст, в котором происходит этот процесс. На Западе усыновление – это нормальное явление, потому что всегда престижнее иметь семью и детей, если даже они не свои, нежели оставаться бездетным. К тому же перед усыновителями не возникает того ужасного психологического барьера, который приходится преодолевать нашим соотечественникам. От усыновленного ребенка не будут скрывать, что он в семье не родной. В России же усыновители предпринимают все возможные усилия, направленные на сохранение тайны усыновления: переезжают в другие районы и города, инсценируют беременность, только чтобы никто не заподозрил, что ребенок у них не родной. Страх усыновителей оказаться «разоблаченными» в кругу знакомых, друзей, других лиц оказывается сильнее по сравнению с желанием создать ребенку нормальные психологические условия для его адаптации в новой семье.17
Очевидно,
что таких проблем можно было
бы избежать при адекватном отношении
общества к усыновлению. Сегодня, как
никогда, необходимо кардинально менять
это отношение, что позволит обеспечить
благоприятный социальный климат для
усыновленных детей и сделать
их адаптацию в новой семье
более успешной.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать ряд следующих выводов.
Во–первых, социально обусловлено и юридически оправдано появление Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ, выполняющего роль комплекса стандартных правил в деле опеки и попечительства при сохранении тенденции к расширению полномочий органов местного самоуправления. Повышение статуса пакета правительственных документов о контроле в области усыновления на уровень Федерального закона позволит более жестко контролировать соответствующие органы и организации в связи с исполнением ими императива такого высокого уровня.
В–вторых, институт международного усыновления регулируется многочисленными международным и внутригосударственными нормативными правовыми актами, однако по прежнему не ликвидировано множество правовых пробелов в этой сфере, порождающих многочисленные злоупотребления должностных лиц органов опеки и попечительства. В связи с этим необходимо установить в императивном порядке личное участие усыновителей во всех процедурах, начиная с момента обращения с просьбой о постановке на учет. Посредническая деятельность должна быть сведена к минимуму и осуществляться на стадии внесудебных процедур.
В–третьих, для справедливого обеспечения прав биологических родителей усыновляемого ребенка и его родственников важно осуществление ряда требований: привлечение биологических родителей или их родственников к процессу усыновления (при условии, что они живы и дееспособны) должно быть обязательным, а не факультативным; необходимо обязать опекунские органы предоставлять суду выписку из анкеты ребенка о совершеннолетних родственниках и документ, подтверждающий их отказ от его усыновления.
Помимо
этого во избежание трагических
случаев международного усыновления
целесообразно утвердить
В–четвертых, по причине большого количества смертельных случаев с детьми в новых семьях за последние несколько лет, произошедших ранее, чем через шесть месяцев после их приезда в страну, необходимо увеличить количество отчетов о жизни детей в полной семье с приемными иностранными родителями, и сроки их предоставления, и установить обязанность Министерства образования и науки РФ каждые 3 месяца направлять консульским учреждениям РФ информацию об усыновленных детях.
В–пятых, для наиболее всестороннего рассмотрения дела важно несколько расширить полномочия суда, в то же время возложить на него дополнительные обязанности:
-
при усыновлении ребенка с
нарушениями здоровья, необходимо
привлечение специалиста в
-
в материалах дела должно
-
важно установить максимальный
срок подготовки и
Помимо
указанного ввиду особой актуальности
вопросов ответственности сторон следует
не только взыскивать с бывших усыновителей
алименты, в связи с отменой
усыновления, но и в отношении
ребенка предпринимать
Список использованной литературы
Нормативные акты
Информация о работе Проблемы законодательства о международном усыновлении