Проблемы законодательства о международном усыновлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в комплексном анализе правового регулирования порядка усыновления детей – граждан РФ, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами, постановке и решении теоретических и практических проблем в рассматриваемой сфере.
Данная цель обуславливает постановку и решение следующих основных задач:
- сформулировать и исследовать понятие, особенности правового регулирования института усыновления;
- определить порядок и условия усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации и зарубежных странах;
- сформулировать и оценить проблемы и перспективы международного усыновления.

Содержание

Введение..……………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Понятие и правовое регулирование института усыновления российских детей иностранными гражданами ………..…………………...5-13
Глава 2. Условия усыновления детей иностранцами и лицами без гражданства…………………………………………………………………..13-22
Глава 3. Организационные проблемы международного усыновления и возможные пути их преодоления……...……………………………………22-29
Заключение………………………………………………………………….30-31
Список использованной литературы……………………………………… 32-33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 65.22 Кб (Скачать документ)

   В Российской Федерации такими основными  нормами, регулирующими вопросы  иностранного усыновления, являются: Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ в редакции 30.06.2007 г.; «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 нюня 1999 года № 120-ФЗ в редакции 01.12.2007 г.; «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ; «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ с измененными и дополнениями; Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 года № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)», а также ведомственные нормативные акты. Также необходимо отметить, что 1 сентября 2008 г. вступил в силу Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ, который стал базовым для реформирования системы устройства жизни сирот в России.

   Семейный кодекс РФ содержит фундаментальные положения, касающиеся иностранного усыновления. Провозглашается приоритет внутригосударственного усыновления над иностранным, устанавливается судебный порядок усыновления при обязательном участии самих усыновителей, органов опеки и попечительства и прокурора. В ст. 126.1 СК РФ содержится запрет любой посреднической деятельности других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, если такая деятельность преследует коммерческие цели. Не считается посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организации по усыновлению детей, которая осуществляется на территории РФ в силу международного договора или на основании принципа взаимности. Также СК РФ устанавливает порядок учета детей, подлежащих усыновлению и лиц, желающих усыновить детей, перечень лиц, которые по тем или иным причинам не могут быть усыновителями, разницу в возрасте, которая должна быть между усыновителем и усыновляемым, содержит положение о тайне усыновления ребенка и т. д. В ст. 165 СК РФ решены коллизионные вопросы усыновления, включая и отмену усыновления. В соответствии с данной статьей, усыновление (его отмена) на территории РФ детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, производится на основе законодательства государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об установлении усыновления (при усыновлении ребенка лицом без гражданства – в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства).

   При усыновлении ребенка супругами, имеющими различное гражданство, должны быть соблюдены требования законодательства обоих государств, при условии, что  Российская Федерация связана с  ними соответствующими международными договорами. Как справедливо отмечает И. М. Кузнецова, в случае отсутствия международно–правовых отношений  в этой сфере между государствами  усыновление не может быть осуществлено, так как отсутствуют гарантии соблюдения прав и законных интересов усыновляемого ребенка.4

   Важными нормативными актами, регулирующими вопросы иностранного усыновления, являются: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства», Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ, и контроле за её осуществлением», Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью». Данные правовые акты существенно конкретизируют федеральное законодательство в сфере международного усыновления. Они содержат перечень большинства основных требований и запретов для всех субъектов указанных правоотношений. В частности содержат перечень лиц, которые в силу различных обстоятельств не могут быть усыновителями. Перечень документов, которые обязан предоставить потенциальный иностранный усыновитель, для получения предварительного разрешения на усыновление.

   2. Условия усыновления детей иностранцами и лицами без гражданства

   Для того чтобы состоялось усыновление, требуется соблюдение нескольких важных условий. Большинство ученых, специалистов в области семейного права, рассматривали  условия усыновления как определенные юридические факты. Вместе с тем  определение понятия условия  в литературе не раскрывалось; авторы ограничивались лишь перечислением  условий, необходимых для усыновления, не разделяя при этом собственно понятие  «условия усыновления» и его содержание. Не исследовалась и природа каждого  из условий. Необходимость точного  определения этих понятий обусловлена  острой потребностью практики, что  позволит решить многие сложные вопросы. В четком понятийном аппарате нуждается  и доктрина на новом этапе развития семейного законодательства.5

   Как известно, всякое понятие формируется  из определенных признаков. Понятие  «условие усыновления» – не исключение. К таким признакам указанного понятия относятся следующие: 1) условия  усыновления – это определенные требования, установленные в законе; 2) эти требования закреплены в императивных нормах, устанавливающих строгие  правила поведения, не допускающие  отклонения в регулируемом поведении. Императивный характер обусловлен публичным  интересом к усыновлению детей; 3) эти требования предъявлены к строго определенному кругу лиц (к ним относятся не только усыновители, но и органы опеки и попечительства, детские учреждения), т.е. они строго персонифицированы.

   Исходя  из этих признаков, можно дать следующее  определение понятия «условия усыновления».

   Условия усыновления – это установленные  в законе требования, предъявляемые  к строго определенному кругу  лиц по поводу усыновления.

   Декларация  о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровне, утвержденная Резолюцией Генеральной Ассамблеи  ООН от 3 декабря 1986 г., и ст. 21 Конвенции  ООН о правах ребенка предусматривают, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в  качестве альтернативного способа  ухода за ребенком при соблюдении определенных условий.

   Сравнительный анализ законодательства РФ и иностранных  государств позволил выделить следующие  общие условия усыновления детей  иностранными гражданами: согласие родителей  усыновляемого ребенка, согласие усыновляемого  ребенка, согласие усыновителя и  супруга усыновителя, отсутствие сограждан  ребенка, желающих его усыновить, отсутствие определенных законом болезней у  усыновителей, наличие установленной  законом разницы в возрасте, наличие  специального разрешения на усыновление.

   К числу основных условий относится  согласие родителей на усыновление. Несомненно, что в результате акта усыновления усыновители приобретают определенные личные и имущественные права и обязанности, которыми обладают родители по отношению к своим детям. Здесь можно сказать о родительских правах усыновителей. Право родителей на воспитание детей относится к числу наиболее важных прав, принадлежащих родителям в семье. Родители в первую очередь наделяются правами (обязанностями) по воспитанию своих детей. Это право носит строго личный характер и не может быть никому передано или переуступлено, тем более нельзя отказаться от этого права. Наделение родительскими правами других лиц влечет за собой утрату этих прав родителями и поэтому не может иметь места без их на то согласия.

   Поскольку родительские права являются одновременно обязанностями по воспитанию детей, родители сами, по своему только желанию, не вправе передать ребенка кому–либо на усыновление. Указание о необходимости получить согласие родителей на усыновление их ребенка не означает предоставления родителям права распоряжаться по своему усмотрению принадлежащими им родительскими правами и передавать их другим лицам. По своей сути родительские права – это такие права, которых нельзя лишиться добровольно. Родительские права относятся к числу очень важных прав граждан, и они не только провозглашаются, но и реально гарантируются. Такая общая черта правового регулирования взаимоотношений родителей и детей отражается и на разрешении вопроса о соотношении интересов детей и родителей.6 Таким образом, согласие родителей не означает сложение ими с себя каких–либо обязательств, а лишь свидетельствует об отсутствии препятствий к усыновлению. Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту усыновления ребенка или жительства родителей, а также может быть выражено в суде при усыновлении.

   В некоторых случаях усыновление  может быть произведено без согласия родителей. Как правило, это происходит, когда родители в значительной степени  утрачивают связь с ребенком. Так, в соответствии со статьей 130 Семейного кодекса согласие родителей на усыновление не требуется, если они:

   — неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;

   — признаны судом недееспособными или лишены родительских прав;

   — по причинам, признанным судом неуважительными; более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

   Защита  прав и интересов биологических  родителей при усыновлении не всегда реализуется должным образом, и наиболее часто именно при международном  усыновлении их права и интересы игнорируются. Например, наиболее острые вопросы вызывает такое правовое основание передачи ребенка на усыновление  без согласия его родителей, как  признание судом неуважительных причин неучастия родителей в  воспитании и содержании своих детей  более шести месяцев. Не урегулирован сам механизм судебного признания  этих причин неуважительными, что на практике приводит к весьма печальным  последствиям. В качестве примера  можно привести опыт Санкт-Петербургского городского суда, вынесшего решение  об удочерении американцами дагестанской девочки Айзанат, мать которой не давала согласия на удочерение. В данном случае не было правовых оснований  еще в период внесудебной подготовки дела передавать сведения о девочке  потенциальным усыновителям. Дееспособная мать не была лишена родительских прав, ее место нахождения было известно. Ребенок был временно помещен (о  чем было указано в заявлении) в Санкт-Петербургский дом ребенка  № 7.

   Суд, приняв решение о рассмотрении в  рамках судебного заседания дела об удочерении и вопроса о признании  неуважительными причин неучастия  матери в воспитании и содержании ребенка, не привлек ни ее, ни других близких родственников к участию  в процессе. И тем самым лишил  себя возможности разобраться в  причинах, которые, при условии их признания неуважительными, были бы единственным правовым основанием для  передачи девочки на удочерение.

   Так, помимо воли матери и без фактического разбирательства в причинах ее временного разъединения с девочкой суд передал  Айзанат в американскую семью.

   Согласно  Постановлению Пленума Верховного Суда России от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления», «причины, по которым родитель более шести месяцев не проживает совместно с ребенком, уклоняется от его воспитания и содержания, устанавливаются судом при рассмотрении заявления об усыновлении». Однако представляется противоправным передавать потенциальным усыновителям сведения о детях до тех пор, пока для этого не возникнут правовые основания.

   Сегодня же эти сведения органами опеки и  попечительства, а также региональными  управлениями образования передаются потенциальным усыновителям еще  до установления судом причин неучастия  родителей в содержании и воспитании детей. Фактически еще до начала судебного  разбирательства об усыновлении  происходит дискриминация прав биологических  родителей.

   Таким образом, представляется, что при  рассмотрении дел об усыновлении  следует равным образом защищать права и интересы детей, биологических  родителей и потенциальных усыновителей.

   Следующим условием усыновления является согласие ребенка, достигшего определенного законом возраста (в РФ, Республике Казахстан, Украине, 10 лет). Известно, что десятилетний ребенок в сфере гражданского права является недееспособным, поскольку не обладает той степенью ответственности, которая позволила бы ему разумно вести свои дела. Но он, несомненно, способен разобраться в своих чувствах (симпатии, привязанности или, напротив, неприязни) к лицу, которое намерено стать его усыновителем. Необходимость получения согласия ребенка, достигшего десяти лет, на усыновление означает, что его воля не только учитывается, но ей придается самостоятельное, наряду с другими условиями, значение.

Информация о работе Проблемы законодательства о международном усыновлении