Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:33, курсовая работа
В силу специфики функций, возложенных на органы прокуратуры, адвокатуры, их альтернативности органам государственной власти, отношение к этим органам менялось в различные периоды истории России. Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, небезынтересно будет обратить внимание на историю зарождения и развития этих институтов в нашей стране. Путь становления российской прокуратуры и адвокатуры был сложным, предпринимались различные поиски лучших форм и способов организации прокуратуры и адвокатуры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ…………………….. 6
1.1. Понятие, цели и основные принципы прокурорской деятельности………………………………………………………………..... 6
1.2. Структура органов прокуратуры……………………………… 9
1.3. Задачи и функции органов прокуратуры……………………... 12
ГЛАВА 2. АДВОКАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА…………………………………… 17
2.1. Краткая характеристика Федерального Закона «Об адвокатской деятельности…………………………………………………... 17
2.2. Понятие адвокатуры, адвокатской деятельности……….......... 18
2.3. Основные формы адвокатуры. Порядок образования….......... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………........ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 32
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ…………………….. | 6 |
1.1. Понятие, цели
и основные принципы |
6 |
1.2. Структура органов прокуратуры……………………………… | 9 |
1.3. Задачи и функции органов прокуратуры……………………... | 12 |
ГЛАВА 2. АДВОКАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА…………………………………… | 17 |
2.1. Краткая характеристика
Федерального Закона «Об |
17 |
2.2. Понятие адвокатуры,
адвокатской деятельности………... |
18 |
2.3. Основные формы адвокатуры. Порядок образования….......... | 20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
29 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… | 32 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
34 |
ВВЕДЕНИЕ
В силу специфики функций, возложенных на органы прокуратуры, адвокатуры, их альтернативности органам государственной власти, отношение к этим органам менялось в различные периоды истории России. Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, небезынтересно будет обратить внимание на историю зарождения и развития этих институтов в нашей стране. Путь становления российской прокуратуры и адвокатуры был сложным, предпринимались различные поиски лучших форм и способов организации прокуратуры и адвокатуры.
История
развития прокуратуры начинается со
времен Петра I, когда впервые были
учреждены должности генерал-
При Екатерине II генерал-прокурор был одновременно и министром юстиции, в связи, с чем на него возлагалось ведение финансовых и юридических дел. Данное положение сохранилось до судебной реформы 1864 г. Александра II. К этому же времени относят начало формирования профессиональной адвокатуры. Именно тогда зародился суд присяжных, который не мог функционировать без обеспечения профессиональной защиты.
В 1917 г. после Октябрьской революции судебная система и адвокатура были упразднены вплоть до утверждения первого Положения об адвокатуре 26 мая 1922 г.
С 1922 г. началась реорганизация коллегий правозаступников в профессиональную адвокатуру Советской России. Началось создание республиканских, областных, краевых коллегий адвокатов с их юридическими консультациями на местах. Таким образом, «неопороченные граждане» и иные правозащитники были вытеснены профессионалами с высшим, как правило, юридическим образованием.
Также в 1922 году (28 мая) была преобразована прокуратура. Она была образована в качестве самостоятельной структуры Д.И. Курским.
К 90-м гг. адвокатура России представляла собой чисто советское учреждение, так как существовали определенные требования с учетом идеологических установок КПСС, а также была некоторая особенность во взаимоотношениях адвокатуры с государственными органами и общественными организациями2.
Правовую
помощь в судах оказывали тогда
члены коллегий правозаступников, которые
осуществляли функции и защиты, и
обвинения, и представительства
в гражданском
К этому времени основной задачей адвокатуры являлось оказание юридической помощи гражданам и организациям, а «коллегии адвокатов были основаны на принципе добровольности объединений лиц, занимающихся адвокатской деятельностью».
В
России при становлении новых
экономических отношений
Нормы Конституции РФ 1993 г. в разделе «Права и свободы человека и гражданина» говорят о судебном порядке применения важнейших мер процессуального принуждения, и требованиях к доказательствам, допустимым при осуществлении правосудия, и о принципах презумпции невиновности, и о праве каждого на судебную защиту и квалифицированную юридическую помощь.
К концу 1995 г. в России наряду с традиционными коллегиями адвокатов субъектов Федерации официально было зарегистрировано около 40 «параллельных» коллегий. Часть из них объявили себя «юридическими центрами», часть объединилась в «Гильдию российских адвокатов».
Законодательство стало ориентироваться на мировую судебную практику и нормы международного права.
Исследование правового статуса прокуратуры в различные периоды времени, в том числе и на современном этапе, приводит к выводу, что российская прокуратура является неотъемлемой частью системы государственной власти. Вместе с тем прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти.
Целью данной курсовой работы является определение роли органов прокуратуры и адвокатуры Российской Федерации в системе органов правосудия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Предметом данной курсовой работы является изучение органов
прокуратуры и адвокатуры Российской Федерации.
Объект – прокуратура
и адвокатура Российской Федерации.
1. ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА,
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
1.1.
Понятие, цели и основные
принципы прокурорской
деятельности
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации3.
Законодательно положение прокуратуры закреплено в главе 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть», однако это сделано для удобства восприятия и не служит основанием для признания за органами прокуратуры судебной власти. Судебную власть в РФ осуществляет только суд. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и законностью правовых актов органами, учреждениями, предприятиями, не подчиняющимися ей4.
Существует ряд отличий прокуратуры от других органов правосудия. Во-первых, она не имеет ни законотворческих, ни административных, ни судебных функций; во-вторых, прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную и организационную деятельность, которую она наблюдает; в-третьих, не подвергает деятельность и акты органов управления оценке с точки зрения их практичности и целесообразности. Это не в компетенции прокуратуры, она лишь осуществляет надзор за тем, чтобы государственные органы и другие организации не допускали нарушения законов5.
Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, социально-экономических, политических прав и иных прав и свобод граждан, суверенных прав РФ и субъектов Федерации и т.д.
В своей деятельности прокуратура придерживается определенных принципов (см. приложение 1).
Принципы — это основные вводимые положения, на которых базируется организация и деятельность органов прокуратуры РФ6.
Все принципы можно поделить на:
К первым относятся7:
1) законность. Принцип законности в деятельности прокуратуры означает, что деятельность эта направляется на неуклонное соблюдение законов и иных правовых актов всеми органами государства, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, иными субъектами правоприменения, а также на соответствие законов и иных нормативных актов объективным потребностям регулирования общественных отношений;
2)
гласность. Принцип гласности
означает открытость
А также к данной группе можно отнести справедливость, гуманность, презумпцию невиновности.
Ко вторым относятся8:
1) принцип единства - заключается в том, что:
- прокуратура — единый государственный орган. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются;
- каждая прокуратура выступает как представитель единого органа;
- единство целей и задач, стоящих перед Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами;
-единые полномочия и правовые средства их реализации для устранения нарушений;
2) принцип централизации органов прокуратуры. Характеризуется:
- подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим;
- прокуроры назначаются и освобождаются от обязанностей Генеральным прокурором и подотчетны ему;
- приказы Генерального прокурора обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами;
- вышестоящий прокурор вправе изменить, отменить акты нижестоящего прокурора, за исключением случаев, указанных в законе, например кассационное представление не может быть отменено вышестоящим прокурором;
3) принцип независимости. Данный принцип заключается в том, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность независимо от федеральных органов власти, от органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, общественных объединений.
Все свои действия прокурор осуществляет строго в соответствии с законом, на основании своего внутреннего убеждения и материалов проверок, проведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности. Воздействие на решение прокурора или на его деятельность влечет уголовную ответственность.
Прокурор и следователь прокуратуры не обязаны давать каких-либо объяснений по находящимся в их рассмотрении делам и материалам.
Прокурор и следователь не могут быть членами выборных и иных органов, не могут быть членами общественных объединений, которые преследуют политические цели, и участвовать в их деятельности. Они не могут совмещать свою деятельность с иной, оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой;
4) принцип взаимодействия с государственными органами, общественными объединениями и гражданами. Прокурор получает информацию о нарушении законодательства от различных органов контроля, служб и граждан. Вместе с тем он информирует органы о состоянии законности.