Прокуратура и адвокатура РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

В силу специфики функций, возложенных на органы прокуратуры, адвокатуры, их альтернативности органам государственной власти, отношение к этим органам менялось в различные периоды истории России. Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, небезынтересно будет обратить внимание на историю зарождения и развития этих институтов в нашей стране. Путь становления российской прокуратуры и адвокатуры был сложным, предпринимались различные поиски лучших форм и способов организации прокуратуры и адвокатуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ…………………….. 6
1.1. Понятие, цели и основные принципы прокурорской деятельности………………………………………………………………..... 6
1.2. Структура органов прокуратуры……………………………… 9
1.3. Задачи и функции органов прокуратуры……………………... 12
ГЛАВА 2. АДВОКАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА…………………………………… 17
2.1. Краткая характеристика Федерального Закона «Об адвокатской деятельности…………………………………………………... 17
2.2. Понятие адвокатуры, адвокатской деятельности……….......... 18
2.3. Основные формы адвокатуры. Порядок образования….......... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………........ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 32
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ…………………….. 6
       1.1. Понятие, цели  и основные принципы прокурорской  деятельности………………………………………………………………..... 6
       1.2. Структура органов прокуратуры……………………………… 9
       1.3. Задачи и функции  органов прокуратуры……………………... 12
ГЛАВА 2. АДВОКАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА…………………………………… 17
       2.1. Краткая характеристика  Федерального Закона «Об адвокатской  деятельности…………………………………………………... 17
       2.2. Понятие адвокатуры, адвокатской деятельности……….......... 18
       2.3. Основные формы  адвокатуры. Порядок образования….......... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………........ 29
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 32
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 34
 
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В силу специфики функций, возложенных  на органы прокуратуры, адвокатуры, их альтернативности органам государственной власти, отношение к этим органам менялось в различные периоды истории России. Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, небезынтересно будет обратить внимание на историю зарождения и развития этих институтов в нашей стране. Путь становления российской прокуратуры и адвокатуры был сложным, предпринимались различные поиски лучших форм и способов организации прокуратуры и адвокатуры.

     История развития прокуратуры начинается со времен Петра I, когда впервые были учреждены должности генерал-прокурора, обер-прокурора при сенате прокуроров1.

     При Екатерине II генерал-прокурор был одновременно и министром юстиции, в связи, с чем на него возлагалось ведение финансовых и юридических дел. Данное положение сохранилось до судебной реформы 1864 г. Александра II. К этому же времени относят начало формирования профессиональной адвокатуры. Именно тогда зародился суд присяжных, который не мог функционировать без обеспечения профессиональной защиты.

     В 1917 г. после Октябрьской революции  судебная система и адвокатура были упразднены вплоть до утверждения первого  Положения об адвокатуре 26 мая 1922 г.

     С 1922 г. началась реорганизация коллегий правозаступников в профессиональную адвокатуру Советской России. Началось создание республиканских, областных, краевых коллегий адвокатов с их юридическими консультациями на местах. Таким образом, «неопороченные граждане» и иные правозащитники были вытеснены профессионалами с высшим, как правило, юридическим образованием.

     Также в 1922 году (28 мая) была преобразована прокуратура. Она была образована в качестве самостоятельной структуры Д.И. Курским.

     К 90-м гг. адвокатура России представляла собой чисто советское учреждение, так как существовали определенные требования с учетом идеологических установок КПСС, а также была некоторая особенность во взаимоотношениях адвокатуры с государственными органами и общественными организациями2.

     Правовую  помощь в судах оказывали тогда  члены коллегий правозаступников, которые  осуществляли функции и защиты, и  обвинения, и представительства  в гражданском судопроизводстве.

     К этому времени основной задачей  адвокатуры являлось оказание юридической помощи гражданам и организациям, а «коллегии адвокатов были основаны на принципе добровольности объединений лиц, занимающихся адвокатской деятельностью».

     В России при становлении новых  экономических отношений поменялись и требования к характеру, объему и качеству правовых услуг, и советская адвокатура не смогла приспособиться к новым рыночным отношениям.

     Нормы Конституции РФ 1993 г. в разделе  «Права и свободы человека и гражданина»  говорят о судебном порядке применения важнейших мер процессуального принуждения, и требованиях к доказательствам, допустимым при осуществлении правосудия, и о принципах презумпции невиновности, и о праве каждого на судебную защиту и квалифицированную юридическую помощь.

     К концу 1995 г. в России наряду с традиционными  коллегиями адвокатов субъектов Федерации официально было зарегистрировано около 40 «параллельных» коллегий. Часть из них объявили себя «юридическими центрами», часть объединилась в «Гильдию российских адвокатов».

     Законодательство  стало ориентироваться на мировую судебную практику и нормы международного права.

     Исследование  правового статуса прокуратуры  в различные периоды времени, в том числе и на современном  этапе, приводит к выводу, что российская прокуратура является неотъемлемой частью системы государственной власти. Вместе с тем прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти.

     Целью данной курсовой работы является определение роли органов прокуратуры и адвокатуры Российской Федерации в системе органов правосудия.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. охарактеризовать понятие органов прокуратуры и адвокатуры;
  2. определить их структуру;
  3. выявить основные задачи, функции, возложенные на органы прокуратуры и адвокатуры.

   Предметом данной курсовой работы является изучение органов

прокуратуры и адвокатуры Российской Федерации.

                        Объект – прокуратура и адвокатура Российской Федерации. 

 

      1. ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ 

     1.1. Понятие, цели и основные принципы прокурорской деятельности 

     Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации3.

     Законодательно положение прокуратуры закреплено в главе 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть», однако это сделано для удобства восприятия и не служит основанием для признания за органами прокуратуры судебной власти. Судебную власть в РФ осуществляет только суд. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и законностью правовых актов органами, учреждениями, предприятиями, не подчиняющимися ей4.

     Существует  ряд отличий прокуратуры от других органов правосудия. Во-первых, она не имеет ни законотворческих, ни административных, ни судебных функций; во-вторых, прокуратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную и организационную деятельность, которую она наблюдает; в-третьих, не подвергает деятельность и акты органов управления оценке с точки зрения их практичности и целесообразности. Это не в компетенции прокуратуры, она лишь осуществляет надзор за тем, чтобы государственные органы и другие организации не допускали нарушения законов5.

     Целью прокурорской деятельности является обеспечение  верховенства закона, единства и укрепления законности, социально-экономических, политических прав и иных прав и свобод граждан, суверенных прав РФ и субъектов Федерации и т.д.

     В своей деятельности прокуратура  придерживается определенных принципов (см. приложение 1).

     Принципы  — это основные вводимые положения, на которых базируется организация  и деятельность органов прокуратуры  РФ6.

     Все принципы можно поделить на:

  1. общеправовые;
  2. специфические.

     К первым относятся7:

     1) законность. Принцип законности  в деятельности прокуратуры означает, что деятельность эта направляется на неуклонное соблюдение законов и иных правовых актов всеми органами государства, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, иными субъектами правоприменения, а также на соответствие законов и иных нормативных актов объективным потребностям регулирования общественных отношений;

     2) гласность. Принцип гласности  означает открытость деятельности  органов прокуратуры, доступность  ее для граждан, средств массовой  информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан и, как одно из следствий — позволяет им обращаться в органы прокуратуры.

     А также к данной группе можно отнести  справедливость, гуманность, презумпцию невиновности.

     Ко  вторым относятся8:

     1) принцип единства - заключается в том, что:

     - прокуратура — единый государственный орган. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются;

     - каждая прокуратура выступает как представитель единого органа;

     - единство целей и задач, стоящих перед Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами;

     -единые полномочия и правовые средства их реализации для устранения нарушений;

     2) принцип централизации органов  прокуратуры. Характеризуется:

     - подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим;

     - прокуроры назначаются и освобождаются от обязанностей Генеральным прокурором и подотчетны ему;

     - приказы Генерального прокурора обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами;

     - вышестоящий прокурор вправе изменить, отменить акты нижестоящего прокурора, за исключением случаев, указанных в законе, например кассационное представление не может быть отменено вышестоящим прокурором;

     3) принцип независимости. Данный принцип заключается в том, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность независимо от федеральных органов власти, от органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, общественных объединений.

     Все свои действия прокурор осуществляет строго в соответствии с законом, на основании своего внутреннего убеждения и материалов проверок, проведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности. Воздействие на решение прокурора или на его деятельность влечет уголовную ответственность.

     Прокурор и следователь прокуратуры не обязаны давать каких-либо объяснений по находящимся в их рассмотрении делам и материалам.

     Прокурор  и следователь не могут быть членами  выборных и иных органов, не могут  быть членами общественных объединений, которые преследуют политические цели, и участвовать в их деятельности. Они не могут совмещать свою деятельность с иной, оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой;

     4) принцип взаимодействия с государственными органами, общественными объединениями и гражданами. Прокурор получает информацию о нарушении законодательства от различных органов контроля, служб и граждан. Вместе с тем он информирует органы о состоянии законности.

Информация о работе Прокуратура и адвокатура РФ