Прокуратура и адвокатура РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

В силу специфики функций, возложенных на органы прокуратуры, адвокатуры, их альтернативности органам государственной власти, отношение к этим органам менялось в различные периоды истории России. Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, небезынтересно будет обратить внимание на историю зарождения и развития этих институтов в нашей стране. Путь становления российской прокуратуры и адвокатуры был сложным, предпринимались различные поиски лучших форм и способов организации прокуратуры и адвокатуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ…………………….. 6
1.1. Понятие, цели и основные принципы прокурорской деятельности………………………………………………………………..... 6
1.2. Структура органов прокуратуры……………………………… 9
1.3. Задачи и функции органов прокуратуры……………………... 12
ГЛАВА 2. АДВОКАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА…………………………………… 17
2.1. Краткая характеристика Федерального Закона «Об адвокатской деятельности…………………………………………………... 17
2.2. Понятие адвокатуры, адвокатской деятельности……….......... 18
2.3. Основные формы адвокатуры. Порядок образования….......... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………........ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 32
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, на прокуратуру возложены  особые функции по контролю за соблюдением  прав граждан, деятельностью правоохранительных органов. На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. 

 

      2. АДВОКАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА 

     2.1 Краткая характеристика Федерального Закона «Об адвокатской деятельности» 

     Результатом работы судебной реформы стал Закон  «Об адвокатской деятельности и  адвокатуре в РФ»19.

     Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 31 мая 2002 г. и уже с 1 июля вступил в  силу.

     Закон преследует решение задачи по расширению правовых и организационных возможностей адвокатов в оказании квалифицированной  юридической помощи физическим и  юридическим лицам.

     В Законе отражены все основные понятия  и направления деятельности органов  адвокатуры.

     Согласно  Закону адвокатской деятельностью  является квалифицированная юридическая  помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном  Законом, физическим и юридическим  лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

     В Законе закрепляется регламентация  условий приобретения, прекращения  и приостановления статуса адвоката; признание права адвоката на выбор  формы организации; осуществление  своей профессиональной деятельности индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро); расширение возможностей граждан Российской Федерации получать бесплатную юридическую помощь; определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.

     При принятии Закона предполагалось, что  он позволит демократизировать действующие  объединения адвокатов, выстроить  в их рамках новые структуры для  оказания квалифицированной юридической  помощи гражданам и обеспечения  их права на выбор адвоката.

     Так как данный Закон был принят в  сжатые сроки, основные вопросы, которые  были рассмотрены, — концептуально  важные положения, не оговаривались  при этом второстепенные, но не менее  важные моменты, например о помощниках адвоката: ими могут быть лица с неоконченным высшим юридическим образованием, однако адвокату может потребоваться помощник, относящийся к другой профессии, а потому подобную норму следует считать не соответствующей интересам адвокатского сообщества, не прописаны достаточно четко процесс и механизм сдачи экзаменов адвокатами в Министерстве юстиции20.

     Также законодатель не учел того, что на многих территориях России передача права  организации структурных подразделений  адвокатуры партнерам, создающим адвокатские  бюро, лишит население огромных территорий России квалифицированной юридической помощи.

     Характеризуя  Закон в целом, можно сделать  вывод, что в нем достаточно мало императивных норм, многие статьи диспозитивны, так как адвокат должен иметь  право выбора. 

     2.2 Понятие адвокатуры, адвокатской деятельности 

     Адвокатурой принято называть совокупность юристов-профессионалов, которые объединены в коллегии адвокатов  с целью оказания юридической  помощи населению. Такая помощь может  выражаться, например, в участии  в различных видах судопроизводства в качестве защитников либо представителей потерпевшего, истца, ответчика и других лиц, отстаивающих свои интересы.

     Адвокатская деятельность – это осуществляемая на профессиональной основе квалифицированная  юридическая помощь, оказываемая специально уполномоченными на то лицами21.

     Предметом адвокатской деятельности являются права, свободы и интересы, которые  не неотчуждаемы и присущи всем без  исключения физическим и юридическим  лицам и находятся под охраной  закона.

     Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права, свободы и интересы граждан, закрепленные на высшем законодательном уровне.

     Конституция РФ гарантирует каждому независимо от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств право на получение квалифицированной помощи.

     Адвокатская деятельность включает в себя: проведение консультаций; представление интересов в судах или иных органах; подготовку юридических документов22.

     Под проведением консультаций понимается оказание юристом помощи в решении  конкретной задачи по проблеме, волнующей  клиента с юридической точки  зрения, а именно: консультация заключается  в даче совета, как поступить в той или иной ситуации клиенту, какой путь решения проблемы выбрать.

     Представление интересов, как правило, — вторая стадия предоставления услуг адвокатом  после дачи им консультации, но не обязательная и заключается в том, что адвокат в различных органах государственной и судебной власти выступает во имя интересов своего клиента от своего имени и за счет клиента. Эта услуга является очень распространенной, так как наиболее часто к такой услуге обращаются лица, которым необходима защита своих прав в судебных спорах.

     Подготовка  юридических документов необходима в случаях, когда простой обыватель  в силу незнания юридических аспектов при составлении документа не может составить его сам. Это  могут быть, например, различного рода договоры. Следует сказать, что адвокат  не удостоверяет такие документы, а лишь может помочь при их составлении.

     Помощь, оказываемая государственными служащими  в рамках исполняемых ими должностных  обязанностей, не может считаться  адвокатской.

     Государственной службой является должность в  федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

     К адвокатской не относится также  деятельность по оказанию юридической  помощи военнослужащим, которая оказывается  бесплатно: органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей — всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы; органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело23. 

     2.3 Основные формы адвокатуры. Порядок образования 

     Адвокатура  действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов24.

     В целях обеспечения доступности  для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи25.

     Адвокатура является не просто сообществом адвокатов, а структурированной, организованной особым образом корпорацией, состоящей из организационно-правовых образований. К числу последних Закон относит: адвокатский кабинет, коллегию адвокатов, адвокатское бюро и юридическую консультацию.

     Адвокат вправе самостоятельно избирать форму  адвокатского образования и место  осуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления  адвокатской деятельности адвокат  обязан уведомить совет адвокатской палаты.

     Адвокатский кабинет - организационно-правовая форма индивидуального осуществления адвокатской деятельности.

     Адвокатский кабинет не является юридическим  лицом. При этом адвокат, его учредивший, открывает счета в банках, имеет  печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.

     Соглашение  об оказании юридической помощи в  адвокатском кабинете заключается  между адвокатом и доверителем и регистрируется в документации адвокатского кабинета.

     Адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его  семьи на праве собственности, с  согласия последних. В том случае, если адвокат для размещения адвокатского кабинета намерен использовать жилое помещение, занимаемое им и членами его семьи по договору найма, то он обязан получить согласие наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с ним.

     Коллегия  адвокатов - некоммерческая организация, основанная на членстве и действующая на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

     Ее  вправе учредить два и более адвоката, сведения о которых внесены только в один региональный реестр.

     Коллегия  адвокатов вправе создавать филиалы  на всей территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено  законодательством данного иностранного государства.

     Соглашения  об оказании юридической помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации коллегии адвокатов.

     Адвокатское бюро - организационно-правовая форма  адвокатского образования, основанная на заключении между собой двумя  и более адвокатами партнерского договора, по которому адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров26.

     Юридическая консультация - некоммерческая организация, созданная в форме учреждения в рамках адвокатской палаты для оказания правовой помощи населению. 

     Юридическая консультация создается в случае, если на территории одного судебного  района общее число адвокатов  во всех адвокатских образованиях составляет менее двух на одного федерального судью.

     Она учреждается адвокатской палатой по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

     Вопросы, связанные с порядком и условиями  материально-технического обеспечения  юридической консультации, выделением служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридической консультации, а также с оказанием финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридической консультации, регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

     Собрание (конференция) адвокатов ежегодно определяет размер вознаграждения, выплачиваемого адвокатской палатой адвокату, направляемому  для работы в юридической консультации, а также смету расходов на содержание юридической консультации.

     Адвокатура  в Российской Федерации управляется выборными органами, которые принимают решения простым большинством голосов членов соответствующего органа, участвующих в его заседании.

     Причем  в отличие от прежнего в новом  Законе отсутствует принцип децентрализации  в организации адвокатуры. Это означает, что адвокатура будет управляться не только органами, создаваемыми в субъектах Российской Федерации, но и федеральными органами27.

     Новый Закон предоставляет и определенные полномочия федеральным органам  государственной власти (территориальным подразделениям юстиции, судам и др.), а также государственным органам субъектов Федерации влиять на деятельность адвокатуры (например, участвуя в деятельности квалификационной комиссии, права которой существенно расширены).

     Рассмотрим  более подробно порядок формирования и полномочия органов управления адвокатуры (см. Приложение 4).

     Адвокатская палата субъекта Российской Федерации. Это негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации28.

Информация о работе Прокуратура и адвокатура РФ