Прокуратура и адвокатура РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

В силу специфики функций, возложенных на органы прокуратуры, адвокатуры, их альтернативности органам государственной власти, отношение к этим органам менялось в различные периоды истории России. Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, небезынтересно будет обратить внимание на историю зарождения и развития этих институтов в нашей стране. Путь становления российской прокуратуры и адвокатуры был сложным, предпринимались различные поиски лучших форм и способов организации прокуратуры и адвокатуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ…………………….. 6
1.1. Понятие, цели и основные принципы прокурорской деятельности………………………………………………………………..... 6
1.2. Структура органов прокуратуры……………………………… 9
1.3. Задачи и функции органов прокуратуры……………………... 12
ГЛАВА 2. АДВОКАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА…………………………………… 17
2.1. Краткая характеристика Федерального Закона «Об адвокатской деятельности…………………………………………………... 17
2.2. Понятие адвокатуры, адвокатской деятельности……….......... 18
2.3. Основные формы адвокатуры. Порядок образования….......... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………........ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 32
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать документ)

     Генеральный прокурор, его заместитель и другие прокуроры имеют право присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, Правительства РФ. 

1.2. Структура органов прокуратуры 

     Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (см. Приложение 2, 3)9.

     Верхушку  структуры занимает Генеральная  прокуратура. Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российский Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

     В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в  составе Генерального прокурора  Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

     Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

     В главных управлениях, управлениях  и отделах устанавливаются должности  старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов  и прокуроров-криминалистов, а также  старших следователей по особо важным делам и следователей по особо  важным делам и их помощников10.

     Генеральный прокурор Российской Федерации имеет  советников, старших помощников и  старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу  начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

     Первый  заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации  имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу  заместителей начальников управлений.

     Ниже находятся прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры. Их возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.

     В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской Федерации.

     В данных прокуратурах образуются управления и отделы. Начальники управлений и  отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители  и начальники отделов в составе  управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации. В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников.

     Прокуроры субъектов Российской Федерации  и приравненные к ним прокуроры  могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует  статусу заместителей начальников управлений11.

     После идут прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и  иные специализированные прокуратуры  возглавляют соответствующие прокуроры.

     В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей (в прокуратурах городов следователей по особо важным делам) и их помощников. 

     1.3 Задачи и функции органов прокуратуры 

     Функции прокуратуры — это основные направления  ее деятельности, отражающие ее сущность, и направленные на осуществление  стоящих перед ней целей12. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

     - надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

     - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

     - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

     - надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

     - уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации;

     - координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью13.

     Важнейшей из перечисленных функций является надзор за исполнением законов.

     В юридической литературе и на практике употребление понятия «прокурорский  надзор» применительно к деятельности прокурора подразумевает проведение проверок точности исполнения требований всех законов, действующих на территории РФ, или любого из них в каждом конкретном случае.

     Осуществление надзора за исполнением законов  — особый вид деятельности. Его  осуществляет прокуратура как особый вид государственных органов.

     Прокурорский  надзор как отрасль юридической  науки означает сумму знаний о  законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах  его осуществления,  

закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора и т. д.

     Задачи  прокурорского надзора — это  категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более  многочисленны по сравнению с  целями. Они существенно различаются  между собой по содержанию, по средствам  их решения, по кругу субъектов - органов прокуратуры, ставящих и решающих эти Задачи. Задачи прокурорского надзора могут быть условно разделены на три вида, или уровня, а именно: общие, специальные и частные14.

     Названные уровни задач находятся в иерархической  зависимости и подчиненности. Решение частных задач подчинено и обусловливает решение специальных задач надзора. Успешное разрешение специальных задач, в свою очередь, подчинено решению общих задач прокурорского надзора.

     Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов, например УПК, ГПК. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:

     а) закрепленного в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ общественного и государственного строя;

     б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ;

     в) прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности15.

     Прокурорский  надзор осуществляется в ряде направлений (отраслей). Вследствие этого общие  задачи, стоящие перед прокурорским надзором в целом, являются одновременно задачами и каждого из этих направлений. Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом. Каждое направление (отрасль) единого прокурорского надзора вносит свой «вклад» в решение общих задач. Объем и содержание этого вклада определяются специальными задачами, стоящими только перед данным направлением (отраслью) прокурорского надзора. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора в каждом из направлений прокурорского надзора.

     В качестве примера специальных задач  можно назвать такие, как:

     - обеспечение законности актов, издаваемых перечисленными в ст. 21 Закона о прокуратуре субъектами;

     - обеспечение точного исполнения законов теми же субъектами16.

     Решение общих и специальных задач  прокурорского надзора осуществляется в процессе надзорной деятельности прокурора путем применения правовых средств прокурорского надзора. В ходе применения этих средств прокурор ставит определенные, конкретные задачи и решает их. Такие задачи называются частными задачами прокурорского надзора. Они значительно более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные.

     Частные задачи различаются в зависимости  от направления (отрасли) прокурорского  надзора и от вида применяемого правового  средства.

     Цели  прокурорского надзора — результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и, в частности, ее важнейшая функция — прокурорский надзор17.

     Задачи  прокуратуры — более узкое  понятие, раскрывающее деятельность прокурорских органов по осуществлению стоящих  перед ними целей. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. В конечном счете, они определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре РФ», другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов.

     Наиболее  четко цели прокуратуры определены в ст. 1 Закона о прокуратуре. Пункт 2 этой статьи определяет, что целями прокуратуры являются:

     - обеспечение верховенства закона;

     - обеспечение единства и укрепления законности;

     - обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

     - обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

     Нетрудно  заметить, что на достижение этих целей  направлена вся деятельность прокуратуры.

     Основным  средством достижения определенных Законом о прокуратуре целей является прокурорский надзор. Это естественно, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.

     Прокурорский  надзор — это особый вид полномочий, при котором компетентные органы (прокуратура) контролируют соблюдение Конституции РФ и других законов организациями, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы18.

Информация о работе Прокуратура и адвокатура РФ