Разделения властей в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.
Для того чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал в соответствии с основными задачами исследуемой темы:
- рассмотреть историческое развитие теории о разделении властей;
- проанализировать законодательную, исполнительную и судебную власть в отдельности;
- изучить развитие принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.62 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А. СТОЛЫПИНА»

                        

                       КАФЕДРА государственного и муниципального управления

        

                                  КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине Введение в профессиональную деятельность

на тему: «разделения властей в правовом государстве» 

                                                                                   Выполнила:

                Студентка 1 курса, 101 группы,

                очной формы обучения,

                специальности государственного и муниципального управления,

                                                                           Хохлова Виктория Сергеевна

                                                                      Руководитель доцент М.М. Мокеев

 

                                                 Саратов 2011г.

                                                    Введение

  Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

 Разделение  законодательной, исполнительной  и судебной властей является  одним из важнейших принципов  организации государственной власти  и функционирования правового  государства.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых  властей, а разделении единой государственной  власти (единство системы государственной  власти является одним из конституционных  принципов федерализма) на три самостоятельные  ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. 

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при  этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое  обоснование принципа разделения властей  состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части  в ведении единого органа государственной  власти либо должностного лица и тем  самым предотвратить произвол. Независимые  ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции  и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Вопрос  «разделения властей в правовом государстве» для Российского государства  является достаточно актуальным на современном этапе. Связано это в первую очередь с тем, что произошедшая коренная реконструкция Российского государства и соответствующих государственных структур, начавшаяся на рубеже 80–90-х годов ХХ века, выдвинула на первый план следующую общегосударственную цель — создание правового государства.

  Правовым  государством может быть признана такая  организация политической власти в  стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует  строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан.

  Вполне  естественно возникает вопрос: как  построить такое государство, как  должен быть организован и на каких  принципах должен функционировать  государственный механизм?

  Известно, что власть всегда стремится к  саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей.

  Данная  курсовая работа посвящена исследованию «разделения властей». Указанное  словосочетание несет в себе двусмысленное  значение:

  Во-первых, «разделение властей», как теория организации гражданского общества;

  Во-вторых, «разделение властей», как один из принципов функционирования современного правового государства.

  Речь  идет не о том, чтобы разделить  единую власть между различными общественными  силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей  — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился  бы в неограниченного и всесильного  повелителя, издающего законы, обеспечивающего  их исполнение и наказывающего за непослушание.

  Именно  поэтому принцип разделения властей  отнесен к числу основных конституционных  принципов всех современных демократических  государств. Составными частями механизма  власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной.

  Рассматриваемый вопрос разделения властей привлекает пристальное внимание со стороны  как зарубежных, так и отечественных  теоретиков права.

  Целью курсовой работы является всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих  фундаментальное влияние на представление  о цивилизованном устройстве человеческого  общежития.

  Для того чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать  материал в соответствии с основными  задачами исследуемой темы:

  - рассмотреть историческое развитие  теории о разделении властей;

  - проанализировать законодательную,  исполнительную и судебную власть  в отдельности;

  - изучить развитие принципа разделения  властей в современной российской  государственно-правовой действительности.

  В данной курсовой работе используются следующие универсальные и специальные  юридические методы исследования:

  - логический;

  - сравнительно-исторический;

  - системно-структурного анализа.

  Логический  метод позволяет исследовать  внутренние закономерности складывания  модели правового государства и  теории разделения властей на базе норм логики, которая, как известно, является наукой о закономерностях  мышления.

  Сравнительно-исторический метод дает возможность посредством  анализа разнообразных подходов к проблеме выявлять общие и специфические  черты принципа разделения властей  в процессе его реализации в обществах  с различными традициями.

  Метод системно-структурного анализа рассматривает  каждую из теории разделения властей  в качестве составляющего элемента, исследует характер взаимосвязей между  подобными элементами.

  В процессе исследования я опиралась  на следующие источники: Конституцию  РФ 1993г., федеральные законы; материалы, помещенные в хрестоматиях по истории  России и истории государства  и права зарубежных стран, периодические  издания и др. Рассматривая проблему разделения властей невозможно проигнорировать  первоисточники, а именно труды авторов  самой теории: Дж. Локка и Ш.Монтескье.

  В целом необходимо отметить, что рассмотрение теории и принципа разделения властей  только на первый взгляд, кажется легкой, поверхностной задачей, которую  можно решить рядом общих фраз и выводов. На самом деле настоящее  исследование проблемы демонстрирует  противоречивое однообразие в подходах особенностях и нюансах в отношении  к модели правового государства.

 

  Глава 1. Историческое развитие учения о разделении властей

  Теория  разделения властей, именуемая нередко  принципом разделения властей, в  том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трехсот  лет назад. Основателями ее считаются  английский философ-материалист, создатель  идейно-политической доктрины материализма Дж. Локк (1632–1704) и французский просветитель, философ и правовед Ш. Монтескье (1689-1755).

  Идеи  Локка относительно необходимости  и важности разделения властей были изложены в главном его труде  «Два трактата о государственном  правлении» (1690), а идеи Монтескье  о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения  – в романе «Персидские письма», историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян» и основном его произведении «О духе законов» (1748).

  В конце XVII в., в период так называемой «славной революции» в Англии, и  в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье  разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается  каркас здания под названием «теория  разделения властей».

  Дж. Локк, будучи сторонником теории естественного  права, общественного договора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, наконец, идеологом социального компромисса и защитником идей либерализма не без оснований рассматривал разрабатываемый им принцип, или теорию, разделения властей как один из способов достижения сложившихся в его миропонимании целей и решения ряда социально-политических задач.

  Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под  эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты  между ними,[25] Дж. Локк считал, что  только такой институт, как государство, а не какой бы то ни было иной –  носитель публичной (политической) власти, способен защитить права и свободы  граждан, гарантировать их участие  в общественно-политической жизни, добиться «главной и великой цели» – сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество.

  Однако  успешное выполнение этой сложной и  весьма многогранной миссии со стороны  государства непременно требует, согласно воззрениям знаменитого философа, четкого  разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные  части и соответственно наделения  ими различных государственных  органов, «сдерживающих» друг друга  от чрезмерных властных притязаний.

  В соответствии с этим видением вопроса  полномочия принимать законы (законодательная  власть) возлагаются на парламент, а  полномочия осуществлять их (исполнительная власть) – на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные  органы располагаются в иерархическом  порядке. Верховной властью объявляется  законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее  активное воздействие.

  Отстаивая данный способ организации власти и  распределения ее между различными государственными органами, Дж. Локк активно выступал против концепции абсолютизации и неограниченности власти. Абсолютная монархия, писал в связи с этим автор, которую некоторые считают «единственной формой правления в мире», на самом деле «несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления».

Информация о работе Разделения властей в правовом государстве