Разделения властей в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.
Для того чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал в соответствии с основными задачами исследуемой темы:
- рассмотреть историческое развитие теории о разделении властей;
- проанализировать законодательную, исполнительную и судебную власть в отдельности;
- изучить развитие принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.62 Кб (Скачать документ)

  Но  государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви  власти, каждая из которых действует  в пределах своего ведения и свойственными  ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность  деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая  инстанция, а совместно с другими  ветвями власти, принимая в той  или иной степени участие в  каждой из них.

  Ведущую роль в системе органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными  и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему  органов государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство  возлагаются задачи «по общему руководству  экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению  государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности  и общественного порядка, по обеспечению  и защите прав и свобод граждан, обеспечению  государственной безопасности, осуществлению  общего руководства строительством вооруженных сил и др».

  Единую  систему исполнительной власти в  Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации.

  В настоящее время в структуру  федеральных органов исполнительной власти РФ входят:

  - Правительство Российской Федерации;

  - федеральные министерства;

  - государственные комитеты Российской  Федерации;

  - федеральные комиссии России;

  - федеральные службы;

  - российские агентства;

  - федеральные надзоры России;

  - иные федеральные органы исполнительной  власти.

  Система исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации.

  В субъекте Российской Федерации устанавливается  система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым  руководителем высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

  В соответствии с Конституцией РФ (гл.15.1 и 16) в систему органов исполнительной власти республики в составе Российской Федерации входят:

  1. Глава исполнительной власти (Президент)  республики в составе Российской  Федерации;

  2. Совет Министров республики в  составе Российской Федерации;

  3. Местные органы управления республики, система которых определяется  Конституцией республики с учетом  конкретных национальных особенностей, исторических и местных традиций.

  Глава исполнительной власти республики в  составе Российской Федерации является высшим должностным лицом республики и главной исполнительной власти в республике в составе Российской Федерации. Он входит в единую систему  исполнительной власти Российской Федерации  и выступает гарантом прав и свобод личности, соблюдения Конституции и  законов Российской Федерации, Конституций  и законов республики в составе  Российской Федерации, защищает суверенитет, экономические и политические интересы Российской Федерации и республики в составе Российской Федерации (ст. 132.2 Конституции РФ).

  Согласно  Конституции РФ (ст.136.3) исполнительным органом края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения является соответственно краевая, областная администрации, администрация автономной области, автономного округа, городов федерального значения.

  Деятельностью краевой, областной администрации, администрации автономной области, автономного округа, города федерального значения руководит на основе принципа единоначалия глава администрации (ст. 136.5 часть 1 Конституции РФ).

  §2. Законодательная  власть

  власть  разделение исполнительный законодательный

  Основным  значением органов законодательной  власти (представительных органов) является законодательная деятельность. В  демократических государствах эти  органы занимают центральное место  в структуре госаппарата. Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные.

  К высшим органам государственной  власти относятся парламенты. Одной  из их важнейших функций является принятие законов.

  Парламент Российской Федерации — Федеральное  собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных  выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого  субъекта).

  Поскольку органом общенародного представительства  является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

  В ст. 102 и 103 Конституции перечислены  основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях  проявляется принцип сдержек  и противовесов Президенту и Правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены  на свои должности судьи высшего  звена, Председатель Правительства  и т.д.

  Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной экономической  деятельностью правительства: федеральный  бюджет; федеральный сбор налогов  и др.

  Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного  усиления исполнительной власти и власти Президента.

  Система законодательных (представительных) государственной  власти субъектов Российской Федерации  устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и  Федеральным законом «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

  В преамбуле этого Федерального закона говорится: «образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации  регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

  Названный Федеральный закон устанавливает  в статье 5 основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ:

  а) принимает Конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает  устав субъекта Российской Федерации  и поправки к нему;

  б) осуществляет законодательное регулирование  по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

  в) осуществляет иные полномочия, установленные  Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

  «Право  законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной  власти субъекта Российской Федерации  принадлежит депутатам, высшему  должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации  право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также  гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации».

  Представительный  орган местного самоуправления –  выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его  имени решения, действующие на территории муниципального образования.

  Полномочия  представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития, установление местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, если он предусмотрен уставом муниципального образования.

  К формам прямого волеизъявления граждан (непосредственной демократии) относятся  местный референдум, выборы, собрания граждан, народная правотворческая  инициатива.

  Местный референдум по своей юридической  силе выше юридической силы актов  органов местного самоуправления.

  Местный референдум может проводиться по вопросам местного значения, при изменении  границ территории и при определении  структуры органов местного самоуправления.

  Решение о проведении местного референдума  принимается представительным органом  местного самоуправления по собственной  инициативе или по требованию населения  в соответствии с уставом муниципального образования.

  В местном референдуме имеют право  участвовать все граждане, проживающие  на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме  непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местном референдуме  осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

  Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме  решение и итоги голосования  подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

  Собрания (сходы) граждан муниципального образования  могут созываться для решения  вопросов местного значения. Порядок  их созыва и проведения, принятия и  изменения решений, пределы компетенции  устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с  законами субъектов РФ.

  Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую  инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию (обнародованию).

  §3. Судебная власть и  её функции

  Важное  место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление  правосудия.

  Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и  исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение  закрепляется в конституциях и законах  ряда современных государств.

  В современных демократических государствах правосудие функционирует независимо от законодательной и исполнительной властей и имеет строго очерченную в конституции и особых законах  компетенцию. Отправление правосудия как специфической государственной функции состоит в наиболее общем виде в том, чтобы обеспечивать надлежащее применение законов путем восстановления как нарушенного права, так и нарушенного равновесия в гражданских правоотношениях.

Информация о работе Разделения властей в правовом государстве