Разделения властей в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всестороннее исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.
Для того чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо структурировать материал в соответствии с основными задачами исследуемой темы:
- рассмотреть историческое развитие теории о разделении властей;
- проанализировать законодательную, исполнительную и судебную власть в отдельности;
- изучить развитие принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.62 Кб (Скачать документ)

  Законодательная и исполнительная власти находятся  у истоков судебной власти: они  ее формируют. Однако затем судебная власть одновременно и отделяется и  возвышается, становясь властью  особого рода. Исходя из этого, следует  всегда иметь в виду, что судебная власть не аккумулирует властные функции: это лишило бы ее главного свойства — служить справедливому разрешению споров и конфликтов, в том числе  и тех, которые порождаются самими властными структурами в силу неправомерного использования власти или законно признаваемых за ними полномочий.

  В целом же миссия правосудия в обществе заключается в том, чтобы быть стражем порядка и оплотом  справедливости.

  Статья 118 Конституции РФ гласит: "Судебная система Российской Федерации устанавливается  Конституцией Российской Федерации  и федеральным конституционным  законом". Именно эти законодательные  акты служат правовой основой формирования системы правосудия как самостоятельной  ветви власти, которая могла бы стать мощным механизмом применения законодательства и его неукоснительного исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

  Часть 2 ст. 4 Закона "О судебной системе  Российской Федерации" гласит: "В  Российской федерации действуют  федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи  субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации".

  К федеральным судам отнесены:

  Конституционный Суд Российской Федерации;

  Верховный Суд Российской Федерации, верховные  суды республик, краевые и областные  суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и  специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей  юрисдикции;

  Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных  арбитражных судов.

  К судам субъектов Российской Федерации  — конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации  и мировые судьи, являющиеся судьями  общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

  Суды, входящие в единую судебную систему  Российской Федерации, осуществляют свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства.

  Верховный суд является высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

  Высший  Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров (ст. 127).

  Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ о соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

  В связи с принятием России в  Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

  В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов  Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов  судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом  Федерации на должности судей  Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент  также назначает судей других федеральных судов. Никто не в праве требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру — это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность, и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

 

  Заключение

  В современной правовой науке принцип  разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это значит, что он имеет  основополагающее значение при решении  конкретных вопросов построения государственного механизма.

  В результате проделанного исследования в курсовой работе я пришла к некоторым  выводам.

  Назначение  принципа разделения властей — исключить  возможность концентрации всей полноты  власти в руках одного лица или  органа путем установления такой  государственности, при которой  различные ветви государственной  власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

  Сферы реализации трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной - должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу.

  Разделение  властей должно основываться, прежде всего, на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило  бы в определенные рамки и балансировало.

  Независимость и самостоятельность каждой из трех ветвей власти, и особенно законодательной  и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Больше того, эффективная  власть невозможна без их сотрудничества.

  В современной России принцип разделения властей признан, конституционно закреплён  и применяется в построении и  функционировании государственных  институтов.

  Как показывает практический опыт функционирования властей после принятия Конституции  России 1993 г., обладая относительной  самостоятельностью и сдерживая  в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.

  В особенности это касается законодательной  и исполнительно-распорядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с  другими ветвями и разновидностями  властей, неизменно доминирует президентская, а точнее, исполнительная власть.

  Во  взаимоотношениях с судебной властью  это предопределяется прежде всего тем, что президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.

  В отношениях с законодательной властью  доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что  президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной  Думы, право назначения выборов в  Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписания и обнародования  федеральных законов. Президент  обладает также правом вето на принимаемые  законы.

  К сожалению, сложившаяся ситуация в  значительной степени предопределяет в настоящее время в России формально-юридическое и фактическое  доминирование исполнительной ветви  над остальными ветвями государственной  власти, что способствует установлению авторитарной формы правления.

 

  Список  использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации:  Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: «Проспект»., 2001. – 48 с.

  2. Федеральный конституционный закон  от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) "О  судебной системе Российской  Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) //"Российская газета", N 3, 06.01.1997.

  3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.07.2007) "Об общих принципах  организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации " (принят ГД ФС РФ 22.09.1999) // "Российская газета", N 206, 19.10.1999.

  4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 15.02.2007) "О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти"// "Российская  газета", N 50, 12.03.2004.

  5. Алексеев, С. С. Теория права:  Учебник / С.С. Алексеев. – М.: Бек, 1993. – 389 с.

  6. Бабаев, В.К. Теория государства  и права. Учебник. / В.К. Бабаев. – М.: Юрист, 2004. – 591 с.

  7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001.

  8. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: Теория и практика ее осуществления. – М.: Право и государство, 2003.

  9. Венгеров, А.Б. Теория государства  и права. Учебник для юридических  вузов. / А.Б. Венгеров. – М.: Новый  Юрист. 1999. – 512 с.

  10. Вишневский, А.Ф. Общая теория  государства и права. Учебник  для юридических вузов/ А.Ф.  Вишневский, Н.А. Горбалюк, В.А. Кучинский; Под ред. А.Ф. Вишневского. – «Амалфея», 2004. – 688 с.

  11. Гранкин И.В. Основные признаки законодательных органов//Конституционное и муниципальное право. 2007. № 5.

  12. Демидов, А.И. Власть в единстве  и многообразии ее измерений  / А.И. Демидов // Государство и  право. –1995.– № 11.

  13. Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В Енгибарян, Ю.К Краснов. – М.: Юристъ. 1999. – 524 с.

  14. Ершов В.В. Суд в системе  органов государственной власти// Государство и право. 1992. № 8. С.32-33.

  15. Жабо Ж.-Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок  осуществления// Полис. 2003. №3. С.161.

  16. Исаев И.А. История государства  и права России: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. 608 с.

  17. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е издание, изменённое и дополненное. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 2000. - 800 с.

  18. Керимов А.Д. Современное государство:  вопросы теории. – М.: Норма, 2007.

  19. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. – М. Зерцало, 1998.

  20. Клименко В. Мировой опыт и реальность переходного периода государственного строительства в России. Разделение властей: история и современность. - М. 2006. -.402с

  21. Козлов, Ю.М. Исполнительная власть / Ю.М. Козлов // Вестник Московского  ун-та. Право. – 1993. – № 4.

  22. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник (издание третье, переработанное и дополненное). – М.: Юристъ, 2004.

  23. Комаров, С.А. Общая теория государства  и права. Курс лекций./ С.А. Комаров.  –7-е издание – С-Пб.: «Питер», 2004. – 510 с.

  24. Лившиц, Р.З. Теория права. Учебник. / Р.З. Лившиц. – М.: Бек, 1994.– 348

  25. Локк Дж. Соч.:В 3 т. Т.3. М., 1988. С.348

  26. Малько, А.В. Теория государства  и права в вопросах и ответах. / А.В. Малько. – Изд. 2-е, перераб. и доп.. Саратов: изд-во «Надежда», 2002. – 120с.

  27. Матузов, Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. / Н.И. Матузов, А.В. Малько – М.: Юристъ, 2004. – 300 с.

  28. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Маркет ДС, 2007.

  29. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

  30. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г.//Государство и право. 1996. № 1. С.13.

  31. Общая теория государства и  права. Том 1. Теория государства. /Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. М.: Издательство "Зерцало", 1998.

  32. Общая теория права и государства:  Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. М., 2004. -314с.

  33. Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ // Государство и право. 2004. № 12. С.28

  34. Политология/Научн.ред.А.А.Радугина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2001.

Информация о работе Разделения властей в правовом государстве