Референдум РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 06:09, курсовая работа

Описание

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" был подписан 19 сентября 1997 года Президентом России Б.Н.Ельциным и опубликован в "Российской газете" 30 сентября 1997г. Принятие этого Закона не обошлось без трудностей - для его внедрения пришлось преодолеть вето Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В чем же состояла важность и своевременн

Содержание

Введение..............................................3
1. Понятие референдума и его классификация..................6
1.1. Определение референдума.........................6
1.2. Основные положения Федерального Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации"........................................8
2. Референдум в России: итоги демократических преобразований...25
2.1. Контекст декабрьского референдума в России.........25
2.2. Позиция относительно референдума .................32
2.3. Итоги исследований.............................35
Заключение............................

Работа состоит из  1 файл

referendym.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

  Содержание

 

Введение..............................................3

1. Понятие референдума  и его классификация..................6

     1.1. Определение референдума.........................6

1.2. Основные положения  Федерального Закона  Российской Федерации  "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

Федерации"........................................8

2. Референдум в России: итоги демократических  преобразований...25

    2.1. Контекст декабрьского  референдума в  России.........25

     2.2. Позиция относительно  референдума .................32

    2.3. Итоги исследований.............................35

Заключение............................................36 

 

Введение

 

     Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" был подписан 19 сентября 1997 года Президентом России Б.Н.Ельциным и опубликован в "Российской газете" 30 сентября 1997г. Принятие этого Закона не обошлось без трудностей - для его внедрения пришлось преодолеть вето Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

     В чем же состояла важность и своевременность  этого закона, почему для его создания были привлечены многие парламентарии, ученые, специалисты в  области избирательного процесса?

       Российское законодательство  постоянно совершенствуется, и с принятием  нового Федерального  закона был сделан  еще один шаг  в направлении  обеспечения конституционных  прав граждан избирать  и быть избранными, а также на участие  в референдуме.  Закон существенно расширяет федеральные гарантии избирательных прав граждан , установленные в прежней редакции Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", полнее учитывает практику прошедших избирательных компаний.

     Впервые в законе урегулированы вопросы обеспечения права граждан на участие в референдуме субъекта РФ, местном референдуме, в частности, установлен перечень вопросов, которые не могут быть вынесены не референдум, порядок выдвижения инициативы о проведении референдума и его назначения.

     В Законе установлена  система правовых норм, обеспечивающих проведение выборов  и референдумов в  строгом соответствии с волей избирателей, участников референдума, уточнен порядок  их формирования и  место в системе  государственных  органов, закреплен принцип независимости комиссий от органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязательность их решений для всех участников компаний по проведению выборов и референдума.

     Детально  прописан в Законе институт общественного  контроля за ходом проведения выборов и референдумов: закреплены права и обязанности наблюдателей, полнее определены полномочия членов комиссий с правом совещательного голоса.

     В целях обеспечения  достоверности итогов голосования более  полно определен  порядок досрочного голосования, голосования избирателей, участников референдума вне помещения для голосования, а также порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями.1

     Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного  участия населения  в решении глобальных социально-экономических  и политических вопросов, а также в разрешении территориальных  и иных внутренних и межгосударственных проблем. За время существования института референдума в Европе (исключая Швейцарию, где первый референдум был проведен в 1439 г.) на национальном уровне проведено более 100 народных голосований.2

     Для России, которая стремится  интегрироваться  в мировое сообщество, определение в своем законодательстве понятия референдума стало важным шагом, ведь еще после I Мировой войны институт референдума вошел в конституции ряда европейских государств. После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах. Заметно возросла интенсивность использования данного института особенно в 60-80 г.г.  В настоящее время референдум предусмотрен Конституциями более 20 государств. Еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в Основном Законе этих стран.3

     Целью данной работы является раскрытие понятия  референдума, его  видов, истории возникновения  и проведения референдумов, представление того, как отображен  институт референдума  в современном Российском законодательстве, когда и при каких обстоятельствах проводились референдумы в России и какие вопросы они были призваны решать. Помимо этого, перед нами стоит вопрос об отношении населения к референдуму как к механизму демократического принятия решений – ведь он инициировался уже 4 раза за период с 1991 по 1993 год, и это был период самых сильных потрясений в новейшей истории России.

 

   1. Понятие референдума  и его классификация.

  1.1. Определение референдума

     В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Он нередко  отождествляется со всенародным опросом и плебисцитом и рассматривается как утверждение того или  иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер.

     Различия  между референдумом и плебисцитом: в  ходе референдума  избирательный корпус высказывается по поводу какого-либо законопроекта, поправок к Конституции, решающих шагов во внутренней и внешней политике.

     В ходе плебисцита (от лат. «plebs» –простой народ, «scitum» -решение, постановление.)  избирательный корпус голосует за доверие личности.

     Различия  между референдумом и «всеобщими выборами»: если в ходе выборов  избираются выборщики  или кандидаты, то в ходе референдума избиратель отвечает «да» или «нет» на поставленный вопрос.

     Если  выборы непосредственно  связаны с представительной  демократией, то референдум – институт прямой, непосредственной демократии.

     Законодательство  по референдумам развитых демократических стран выделяют референдумы:

     - конституционный  (голосование по  новой Конституции  или поправкам  к ней);

     - обычный законодательный  (по любому  законопроекту,  предложенному к  ратификации в  установленном порядке);

     - дозаконодательный  или консультативный.  Мнение, высказанное на консультативном референдуме, т.е. до утверждения законопроекта не является обязательным ни для парламента, ни для правительства и используется лишь как орудие политического воздействия на них4;

     - послезаконодательный (ратифицирующий). После ратифицирующего референдума законопроект приобретает силу закона, даже если нет согласия представительных органов5;

     - обязательный (при  наступлении точно  установленных законом  условий);

     - Факультативный (по  усмотрению правомочного  на это действие  субъекта права);

     Также оговорен и территориальный  принцип. В современном  государстве референдум проводится и на общенациональном, и на региональном, и на местном уровнях.

 

1.2. Основные положения  Федерального Закона  Российской Федерации  "Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

     Этот  закон был принят Государственной  Думой 5 сентября 1997 года и подписан Президентом 19 сентября 1997 года, и  он не был первым законом, в котором  указывалась возможность  проведения референдума. Если рассматривать более ранние Законы, еще времен Союза Советских Социалистических Республик, то мы увидим, что в нашей стране впервые народное голосование (референдум) было предусмотрено Конституцией СССР 1936 года:

     ст.49 (д) "Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик", т.е. референдум характеризовался лишь как всенародный опрос. На практике и таких референдумов не было.

     Конституция СССР 1977 г. определила голосование:

     ст.5 "Наиболее важные вопросы государственной  жизни выносятся  на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум)"6.

     16 октября 1990 г. был  принят Закон «О  референдуме РСФСР», а 27 декабря 1990 г. IV Съезд народных депутатов принял Закон о всенародном голосовании (референдум СССР).

     10 октября 1995 года  Государственной  Думой РФ был  принят Федеральный  Конституционный  Закон «О референдуме  РФ». 

     Основное  различие Законов  в содержании понятия  референдума, что отражалось на круге вопросов, которые могут выноситься на него. В ст.1 Закона СССР говорилось, что референдум – это народное голосование по наиболее важным вопросам государственной жизни, а в республиканском Законе  референдум определялся более широко - как всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и  общественной жизни. В Законе 1995 г. референдум определен, как всенародное голосование  по законопроектам, действующим законам и  др. вопросам  государственного значения.

     В первых двух Законах  было записано, что  на всенародное голосование  выносятся "наиболее важные" вопросы, но критерия для деления  вопросов на наиболее важные и остальные  не было дано, в связи  с чем, нормы толковались  по-разному. В новом  Законе  в ст.3 были определены вопросы, которые выносятся на референдум в обязательном порядке и  которые не могут выноситься на референдум.

     В последней редакции Федерального закона "Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие  в референдуме  граждан Российской Федерации" устанавливается, что демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

     На  что надо прежде всего  следует обратить внимание в новом  законе?

     Прежде  всего следует  уделить внимание тому, что закон реализует право человека и гражданина на участие в управлении делами государства,  которое закреплено в ст.32 Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2. Положения данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:

    • принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредством свободно выбранных представителей;
    • голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего  и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
    • допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

     Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объявила референдум и выборы  не вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.

       В части третьей  комментируемой статьи  названы формы  непосредственного  осуществления народом  принадлежащей ему  власти, имеющие наибольшую  социальную значимость: референдум и выборы.

Информация о работе Референдум РФ