Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 06:09, курсовая работа
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" был подписан 19 сентября 1997 года Президентом России Б.Н.Ельциным и опубликован в "Российской газете" 30 сентября 1997г. Принятие этого Закона не обошлось без трудностей - для его внедрения пришлось преодолеть вето Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В чем же состояла важность и своевременн
Введение..............................................3
1. Понятие референдума и его классификация..................6
1.1. Определение референдума.........................6
1.2. Основные положения Федерального Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации"........................................8
2. Референдум в России: итоги демократических преобразований...25
2.1. Контекст декабрьского референдума в России.........25
2.2. Позиция относительно референдума .................32
2.3. Итоги исследований.............................35
Заключение............................
Также задавался вопрос о том, что думают россияне о честности порядка проведения референдума и одновременно проходивших с ним выборов. К этому вопросу прилагалось разъяснение, что честность означает обеспечение тайны голосования и отсутствие политического вмешательства в процедуру подсчета голосов и сбора результатов голосования. Если многие демократически настроенные граждане не имели больших сомнений относительно честности процедуры голосования, то подавляющее большинство представителей других групп ощущали политическое вмешательство в механизм проведения референдумов.
Удивительно незначительное разногласие среди россиян наблюдается по вопросу о необходимости создания рыночной экономики. 79% всех респондентов уверены, что для России довольно важно перейти к рыночной экономике. Группы различаются в целом лишь в оценке правительственной версии экономической политики и по вопросу о скорости экономических изменений.
Каковы бы ни были сомнения, связанные с декабрьским референдумом, в конечном счете голосование было посвящено вопросу принятия новой конституции. Мнения по ее поводу и оценки крайне неоднозначны. Наиболее часто высказывалось мнение, что конституция наделяет президента слишком большими полномочиями, что может привести к усилению авторитарной власти. Другая проблема связана с большой степенью независимости и властью, предоставляемой регионам.
Полученные результаты характеризуют определенным образом российский политический ландшафт на конец 1993 года. Во-первых, огромная часть респондентов не способна дать ясный ответ на вопросы о значимости такого важного политического института, как референдум. Эти люди не противостоят активно существующей системе. Это – уставшая апатичная масса населения, не интересующаяся политикой. Нельзя утверждать, что данный феномен выступает результатом бесплодности прошедших референдумов или выражает глубокие противоречия политической культуры России.
В
результате исследования
была выявлена значительная
доля негативизма
в позиции респондентов.
Большинство из них
выражают неудовлетворенность
процессами изменений
в России, причем указывают
на самые разнообразные
причины. Наибольшая
группа респондентов, 39%,
отвергает как методы
принятия решений, так
и политику правительства.
В ходе исследования наше внимание было сосредоточено на вопросе использования механизма референдума как элемента процесса демократического принятия решения. Данный вопрос значим по той причине, что россияне четырежды участвовали в референдумах за 3 года в период с 1991 по 1993гг.. Была предпринята попытка выяснить отношение людей к референдуму вообще и к референдуму в декабре 1993 года в частности, при этом не ставилось задачи объяснить его результаты.
За период 1991-1996 г.г. в России по данным Национальной службы новостей были проведены следующие референдумы11:
Как показала практика, в период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма демократии и непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов прижился и действует в нашей стране.
Последний российский референдум предполагал голосование в целом по вопросу о принятии новой конституции, заменяющей старую, унаследованную от советского строя и к тому же усложненную массой поправок, порой противоположных. Данное событие означало попытку национальной элиты получить легитимизацию своего решения политического вопроса, не только спорного, но и вносящего раскол в общество. Естественно, с этим событием был связан ряд конфликтов, и сторонники референдума сделали все, чтобы представить его в качестве решающей меры по установлению национального единства.
Разработка же проекта и расчет последствий осуществлялись без малейшего народного участия. Затем проект был немедленно выдвинут на народное голосование, в надежде получить поддержку россиян и легитимизировать власть, поскольку остальные попытки уже провалились. Но вот в чем состоит главная проблема подобных референдумов: насколько "демократично" проводить общественное голосование по широкому кругу изменений, предложенных одной определенной группой политиков?
Ожидалось, что общественность вынесет оценку относительно проекта несмотря на его сложность и туманность. Однако даже самые компетентные люди не смогли однозначно оценить проект конституции. Дебаты по поводу референдума вышли на вопросы о природе демократии и о желательности конституционных изменений.
Т.о. можно сделать вывод, что референдум в любой стране будет политически и идеологически эффективен с точки зрения интересов прогрессивных социальных сил и классов лишь в том случае, «…если он по природе своей как весьма важный демократический институт будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения, будет иметь своей целью при решении политических вопросов четко выраженную гуманную цель, если общественное мнение не будет увлечено и дезориентировано псевдодемократическими лозунгами и призывами, а также ложными социальными ценностями…»12, и наконец, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных опросов.