Референдум РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 06:09, курсовая работа

Описание

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" был подписан 19 сентября 1997 года Президентом России Б.Н.Ельциным и опубликован в "Российской газете" 30 сентября 1997г. Принятие этого Закона не обошлось без трудностей - для его внедрения пришлось преодолеть вето Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В чем же состояла важность и своевременн

Содержание

Введение..............................................3
1. Понятие референдума и его классификация..................6
1.1. Определение референдума.........................6
1.2. Основные положения Федерального Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации"........................................8
2. Референдум в России: итоги демократических преобразований...25
2.1. Контекст декабрьского референдума в России.........25
2.2. Позиция относительно референдума .................32
2.3. Итоги исследований.............................35
Заключение............................

Работа состоит из  1 файл

referendym.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

     Также задавался вопрос о том, что думают россияне о честности порядка проведения референдума и одновременно проходивших с ним выборов. К этому вопросу прилагалось разъяснение, что честность означает обеспечение тайны голосования и отсутствие политического вмешательства в процедуру подсчета голосов и сбора результатов голосования. Если многие демократически настроенные граждане не имели больших сомнений относительно честности процедуры голосования, то подавляющее большинство представителей других групп ощущали политическое вмешательство в механизм проведения референдумов.

     Удивительно незначительное разногласие  среди россиян  наблюдается по вопросу  о необходимости  создания рыночной экономики. 79% всех респондентов уверены, что для России довольно важно перейти  к рыночной экономике. Группы различаются в целом лишь в оценке правительственной версии экономической политики и по вопросу о скорости экономических изменений.

     Каковы  бы ни были сомнения, связанные с декабрьским  референдумом, в конечном счете голосование  было посвящено вопросу  принятия новой конституции. Мнения по ее поводу и оценки крайне неоднозначны. Наиболее часто высказывалось мнение, что конституция наделяет президента слишком большими полномочиями, что может привести к усилению авторитарной власти. Другая проблема связана с большой степенью независимости и властью, предоставляемой регионам.

 

   2.3. Итоги исследований

     Полученные  результаты характеризуют  определенным образом  российский политический ландшафт на конец 1993 года. Во-первых, огромная часть респондентов не способна дать ясный ответ на вопросы о значимости такого важного политического института, как референдум. Эти люди не противостоят активно существующей системе. Это – уставшая апатичная масса населения, не интересующаяся политикой. Нельзя утверждать, что данный феномен выступает результатом бесплодности прошедших референдумов или выражает глубокие противоречия политической культуры России.

     В результате исследования была выявлена значительная доля негативизма  в позиции респондентов. Большинство из них  выражают неудовлетворенность процессами изменений в России, причем указывают на самые разнообразные причины. Наибольшая группа респондентов, 39%, отвергает как методы принятия решений, так и политику правительства.  

 

   Заключение

     В ходе исследования наше внимание было сосредоточено на вопросе использования механизма референдума как элемента процесса демократического принятия решения. Данный вопрос значим по той причине, что россияне четырежды участвовали в референдумах за 3 года в период с 1991 по 1993гг.. Была предпринята попытка выяснить отношение людей к референдуму вообще и к референдуму в декабре 1993 года в частности, при этом не ставилось задачи объяснить его результаты.

     За  период 1991-1996 г.г. в  России по данным Национальной службы новостей были проведены следующие референдумы11:

  • референдум о сохранении СССР и введении поста президента РФ, 17 марта 1991 г.
  • выборы Президента России, 12 июня 1991 г.
  • референдум ( о доверии Президенту и о необходимости проведения досрочных выборов Президента и народных депутатов), 25 апреля 1993 г.
  • Референдум о принятии проекта  новой Конституции РФ, 12 декабря 1993 г.

       Как показала практика, в период всеобщей  демократизации общества, институт референдума,  как форма демократии  и непосредственного  участия населения  в решении глобальных  социально-экономических и политических вопросов прижился и действует в нашей стране.

     Последний российский референдум предполагал голосование  в целом по вопросу  о принятии новой  конституции, заменяющей старую, унаследованную от советского строя  и к тому же усложненную массой поправок, порой противоположных. Данное событие означало попытку национальной элиты получить легитимизацию своего решения политического вопроса, не только спорного, но и вносящего раскол в общество. Естественно, с этим событием был связан ряд конфликтов, и сторонники референдума сделали все, чтобы представить его в качестве решающей меры по установлению национального единства.

     Разработка  же проекта и расчет последствий осуществлялись без малейшего  народного участия. Затем проект был  немедленно выдвинут на народное голосование, в надежде получить поддержку россиян и легитимизировать власть, поскольку остальные попытки уже провалились. Но вот в чем состоит главная проблема подобных референдумов: насколько "демократично" проводить общественное голосование по широкому кругу изменений, предложенных одной определенной группой политиков?

     Ожидалось, что общественность вынесет оценку относительно проекта несмотря на его сложность  и туманность. Однако даже самые компетентные люди не смогли однозначно оценить проект конституции. Дебаты по поводу референдума вышли на вопросы о природе демократии и о желательности конституционных изменений.

     Т.о. можно сделать  вывод, что референдум в любой стране будет политически  и идеологически  эффективен с точки  зрения интересов прогрессивных социальных сил и классов лишь в том случае, «…если он по природе своей как весьма важный демократический институт будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения, будет иметь своей целью при решении политических вопросов четко выраженную гуманную цель, если общественное мнение не будет  увлечено и  дезориентировано псевдодемократическими лозунгами и призывами, а также ложными социальными ценностями…»12, и наконец, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных опросов.

 

   Список использованной литературы

 
  1. Конституция РФ 1993 г.М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998 г.
  2. Федеральный Конституционный Закон о референдуме РФ.№ 2-ФКЗ от 10.10.95 г.
  3. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».Российская газета № 186, 25.09.97 г., № 189, 30.09.97 г.
  4. Закон о референдуме РСФСР. № 241-1 от 16.10.1990.
  5. Конституция и Законы Союза ССР. М, 1983 г.
  6. Конституция (основной закон) СССР с изменениями и дополнениями, принятыми на седьмой сессии Верховного Совета СССР седьмого созыва. М.1970 г.
  7. М.В.Баглай, Б.Н.Габричидзе. Конституционное право РФ. Учебник для юридич. вузов. – М., 1996 г.
  8. М.Н.Марченко. Референдум, как форма непосредственной демократии.Вестн. Моск.ун-та. серия 11, Право. 1991. №6)
  9. Н.Панов, Л.Хахулина, С.Шпилько. Реформа, закон и народ.Народный депутат, 1990 № 15.
  10. В.В.Платковский. "Референдум в России: итоги демократических преобразований". Социс. №10, 1995 г.
  11. Референдум – оружие обоюдоострое.Российские Вести 1993, 6 апр.
  12. Шумейко В. Зачем нужен референдум? Известия, 27 февр. 1993 г. № 38.

Информация о работе Референдум РФ