Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 06:09, курсовая работа
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" был подписан 19 сентября 1997 года Президентом России Б.Н.Ельциным и опубликован в "Российской газете" 30 сентября 1997г. Принятие этого Закона не обошлось без трудностей - для его внедрения пришлось преодолеть вето Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В чем же состояла важность и своевременн
Введение..............................................3
1. Понятие референдума и его классификация..................6
1.1. Определение референдума.........................6
1.2. Основные положения Федерального Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации"........................................8
2. Референдум в России: итоги демократических преобразований...25
2.1. Контекст декабрьского референдума в России.........25
2.2. Позиция относительно референдума .................32
2.3. Итоги исследований.............................35
Заключение............................
Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом (см. комментарий к статье 84).
Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства. Участие в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями. Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.
Каковы же остальные положения о референдуме в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"?
Федеральным законом установлено прямое действие его норм и их верховенство по отношению к формам иных федеральных законов. В случае противоречия федеральных законов, а также законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской федерации" применяются нормы названного Федерального закона (пункт 7 статьи 1).
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской федерации" устанавливает стабильность нормативно-правовой базы выборов и референдума: принятые в установленном законом порядке изменения и дополнения в законы, иные нормативные акты о выборах или референдуме вступают в силу только после окончания избирательной кампании, проведения референдума (пункт 6 статьи 1)
Уточнено понятие всеобщего избирательного права. Установлена недопустимость введения ценза оседлости для приобретения пассивного избирательного права (пункт 5 статьи 4)
В статье 12 Федерального закона оговаривается обязательность проведения референдумов:
Процедура Назначения референдума описана в статье 16:
Статья 14 перечисляет обстоятельства, исключающие проведение референдума:
В статье 15 содержится ряд норм, регламентирующих порядок выдвижения инициативы проведения референдума, подготовки и проведения референдума:
В статье 33 Закона устанавливается минимальный количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации (не менее 20 человек), местного референдума (не менее 10 человек).
В статье 13 Закона установлен перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум:
В силу пункта 9 статьи 33 Федерального закона избирательные комиссии (комиссии референдума) должны проверять соответствие вопросов референдума этим требованиям. В том числе возможно и проведение филологической экспертизы.
Федеральным законом предусмотрено, что фонды для участия в референдуме создаются в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (пункт 19 статьи 47)
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской федерации" введено понятие "регистрация участников референдума"(статья 17). Согласно пункту 8 статьи 22 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с федеральными органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении этих функций.
В целях устранения "двойного учета" уточнен порядок составления участников референдума. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона основанием для включения гражданина РФ в эти списки на конкретном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого участка, определяемый в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права и свободы человека могут быть ограничены Федеральным законом только в той части, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, в пункте 6 статьи 18 Закона применительно к проведению референдума включено положение о том, что при их проведении военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву в воинских частях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, в списки не включаются, если они не являлись жителями данного муниципального образования на момент призыва (пункт 6 статьи 18).
Избирательные округа должны образовываться при соблюдении принципа примерного равенства избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях – не более чем на 15 процентов, при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей может превышать указанный предел, но не более, чем на 30 процентов.
Нормы Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской федерации", касающиеся вопросов статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, агитации и финансирования при проведении референдумов , призваны исключить возможность злоупотреблений при проведении предвыборной агитации, финансировании кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, блоками своих избирательных кампаний, а также злоупотреблений должностным и служебным положением кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
Что касается финансирования организации и проведения референдума, осуществляемого комиссиями референдума, то в Законе закреплен принцип исключительно бюджетного финансирования. В случае отсутствия бюджетного финансирования предусмотрен механизм получения соответствующими комиссиями кредитов банков (пункты 4 и 5 статьи 46 Федерального закона).
Правовое обеспечение равных условий доступа к агитации через средства массовой информации содержится в статьях 39, 40, 41 Федерального закона: предоставление бесплатного эфирного времени, равные условия доступа к платному эфирному времени, печатным площадям периодических печатных изданий.
Введена обязанность инициативных групп по проведению референдума предоставлять в комиссии референдума экземпляры агитационных печатных материалов или их копий (пункт 1 статьи 43 Федерального закона).
Запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.