Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:22, курсовая работа
Целью моей работы является наиболее полное рассмотрение роли рекламы в коммерческих отношениях и ее правовое регулирование. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть историю возникновения рекламы;
2. раскрыть понятие и виды рекламы;
3. определить за какие виды ненадлежащей рекламы предусмотрена ответственность.
Введе-ние…………………………………………………………....................................4 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕКЛАМНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ ………………………………………………………………………..……….6
2. ХАРАТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ
2.1 Понятие и виды рекла-мы………………………………………………………….13
2.2 Ответственность за ненадлежащую рекламу ………………………………..….30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….40 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..
2.2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩУЮ РЕКЛАМУ
Не бойтесь ответственности.
Ответственность – как жена:
Ю. Максудов
В Федеральном законе «О рекламе», а также в других нормативных актах, имеющих отношение к регулированию рекламной деятельности, содержаться нормы ответственности за нарушения в рекламной сфере.
Государственный контроль за соблюдением рекламного законодательства возлагается на антимонопольные органы — Федеральную антимонопольную службу, кроме того, она:
предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Антимонопольный орган вправе:
выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе;
предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;
предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе);
обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления;
обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае, предусмотренном пунктом 1 части 20 статьи 19 Федерального закона о рекламе.
Помимо антимонопольного органа в России действуют саморегулируемые организации в сфере рекламы.
Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.
Саморегулируемая организация в сфере рекламы имеет право:
представлять законные интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения членами саморегулируемой организации законодательства Российской Федерации о рекламе;
обжаловать в арбитражный суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
применять в отношении членов саморегулируемой организации предусмотренные учредительными и иными документами саморегулируемой организации меры ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;
разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации правила профессиональной деятельности в сфере рекламы;
осуществлять контроль за профессиональной деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований настоящего Федерального закона и правил профессиональной деятельности в сфере рекламы, в том числе требований профессиональной этики;
рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации;
разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к лицам, желающим вступить в саморегулируемую организацию;
осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов саморегулируемой организации, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены учредительными и иными документами саморегулируемой организации;
осуществлять ведение реестра лиц, являющихся членами саморегулируемой организации.
В соответствии с законодательством разновидностями ненадлежащей рекламы, за которую предусмотрена ответственность, являются:
недобросовестная реклама;
недостоверная реклама;
неэтичная реклама;
заведомо ложная реклама
К недобросовестной относится реклама, которая:
дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;
содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов)[20];
вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов,
используемых в рекламе других товаров, либо посредством
злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации;
иная реклама, в которой допущены нарушения требовании законодательства.
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении:
таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения; наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам; количество, место происхождения;
наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;
стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;
иных существенных характеристик товаров.
Неэтичной считается реклама, которая:
содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы,
пола, языка; религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;
порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;
порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы;
порочит какое-либо физическое или юридическое лицо; какую либо деятельность, профессию, товар.
Под заведомо ложной подразумевается реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
Особой разновидностью ненадлежащей рекламы является скрытая реклама. При скрытой рекламе идет не осознаваемое воздействие на подсознание зрителя (слушателя) с помощью различных достижений техники (например, двойная звукозапись, "25-й кадр" и т. д.).
В Российской Федерации все виды ненадлежащей рекламы (недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая) запрещены.
Запрещается реклама зонтичных брендов, которая стала весьма распространенным явлением в последнее время, т.е. реклама зарегистрированных товарных знаков (брендов), отдельных элементов упаковки алкогольной продукции в местах, в которых рекламирование такой продукции запрещено или ограничено (телевидение, периодические печатные издания, наружная реклама и т.д.). Пресечение распространения подобной рекламы территориальными органами ФАС России было затруднено в связи с отсутствием в старом законодательстве о рекламе соответствующих правовых механизмов, позволяющих четко идентифицировать данную рекламу как ненадлежащую.
Например, зарегистрированный товарный знак на различные группы товаров ("зонтичные" бренды), в том числе и на ограниченные к рекламированию, используется в рекламе не запрещенных к рекламированию товаров вне зависимости от того, осуществляется производство и реализация данного товара на рынке или нет. Часто у потребителей рекламной информации подобная реклама однозначно ассоциируется с конкретным товаром, реклама которого ограничена. В ряде случаев производители ограниченной к рекламированию продукции, используя "замещающие" способы ее рекламирования, получали необоснованные конкурентные преимущества по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, которые четко соблюдали установленные законодательством запреты.
Запрещается реклама алкоголя, слабоалкогольных коктейлей и табака на телевидении и в наружной рекламе. Реклама алкогольных напитков не должна размещаться на первой и последней полосах газет и журналов и на всех видах транспортных средств общего пользования. Не допускается демонстрация в любой рекламе процессов курения и употребления спиртных напитков.
Ужесточаются требования к рекламе пива, лекарств, лекарственных средств, выписываемых как по рецепту, так и без рецепта. Запрещается использовать образы «людей в белых халатах» — медицинских и фармацевтических работников, врачей[21].
Ограничивается реклама казино и игорного бизнеса, реклама с использованием телемагазинов[22].
Запрещается реклама в дни национального траура. Запрещается распространение рекламы посредством передвижных конструкций, установленных на автомобилях, а также совмещение рекламы с дорожными знаками.
Устанавливаются также ограничения рекламы на телевидении. Длина рекламного блока не должна составлять более четырех минут. В 2006—2007 годах количество рекламы в час не должно быть более 20% вещания, а в сутки — не более 15%. С 2008 года реклама не должна превышать 15% объема вещания в час. Для сравнения в Германии объем рекламных объявлений не должен превышать 15% ежедневного эфирного времени, а в Голландии – не более 6% [23].
Введен такой существенный для телезрителей ограничитель, как указание не повышать звук рекламы по сравнению со средним уровнем громкости прерываемой теле- или радиопрограммы. Как известно, в настоящее время телевизионные каналы увеличивают громкость рекламы в целях привлечения внимания ее потребителей, что вызывает раздражение телезрителей.
По мнению экспертов, введение новых правил телевизионной рекламы приведет к существенному увеличению стоимости размещения рекламы на телевидении (по различным прогнозам, расценки на телерекламу поднимутся на 30 - 50%).
Под общее ограничение рекламы подпадают также такие виды рекламы, как бегущая строка.
Вводится норма по защите несовершеннолетних от злоупотребления их доверием. В частности, не допускается в рекламе дискредитация авторитета родителей и воспитателей и побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей приобрести рекламируемый товар.
Запрещается реклама наркотических средств, психотропных веществ, а также взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий. Запрещается также реклама органов и тканей человека в качестве объектов купли-продажи.
Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе)[24].
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.