Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:18, реферат
Целью курсового исследования выступает выявление специфики проблематики в понимании права российской общетеоретической юриспруденцией (общее и отличное); анализ полненных результатов и определение перспектив данного направления исследований. Основной вопрос настоящего исследования важно сформулировать так: каким образом тип научного гуманитарного знания и понимания оказал, оказывает и может оказать влияние на постановку и разработку проблемы правопонимания в современном юридико-теоретическом мышлении и какими представляются его перспективы в российской и западной традициях правопонимания.
Итак, исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что в западной теории права возникает достаточно устойчивое и целостное направление, которое можно назвать «постмодернистской теорией права». Предпосылками формирования этой версии теорий права можно назвать: (1) изменение технологических, культурных и этических составляющих современной реальности; (2) общий кризис научной рациональности и классических научных моделей; (3) левую традицию социально-политического мышления; (4) теоретические положения правового реализма и прагматизма; (5) философию постструктурализма и постмодернизма; (6) методологию экзистенционализма и психоанализа, феноменологии, герменевтики, синергетики и семиотики. В то же время можно фиксировать отсутствие общетеоретического и методологического основания этого понимания права, помимо проекции идей постмодернизма в практическую юриспруденцию. Не сформировано новое представление о сущности права, завершенная теория на надлежащем научном уровне. Постмодернистская теория права на данный момент носит ярко выраженный критический и деконструктивный характер, практически ориентирована. Ее положения акцентируют внимание прежде всего на применении права и практической защите прав маргинализируемых меньшинств и неимущих; привлекают к диалогу (полилогу) иные традиции права и правопонимания. Классическая либеральная юриспруденция рассматривается как утратившая свою универсальность форма принудительного европоцентричного дискурса: происходит отказ от универсальных правовых ценностей.
Второй параграф
«Российская традиция правопонимания
и обещания постмодернизма» задан
анализом российской традиции правопонимания
с позиций ее соотношения с
постнеклассическими
Традиция понимания права приобретает для нас особую значимость, ибо для оценки постмодернизма как явления западной генеалогии необходимо оценить позицию российской традиции правопонимания в отношении к западной, сравнить опыт ответов на вопросы постмодерна Мы полагаем традицию как целостный опыт ответов на вопросы, частично - общие для всех культур, частично - уникальные, и опыт осмысления этих ответов б движении традиции.
Рационализм в традиции отечественной правовой мысли, хотя й апеллировал к классическим западным образцам, тем не менее приобретал совершенно иные формы. Во многих чертах он напоминает рационализм постнеклассической идеи, с его принципами множественности форм познания, включения духовных и интуитивных начал. Прежде всего это выражается в особенном рассмотрении феномена, известного под именем «естественного» или априорного права и задающего основания мышления права и юридического мышления на Западе. Традиция признает роль разума как определяющего существо, форму и содержание действующего права. Но реальным правом является лишь право позитивное, осуществляющееся в жизни. Естественное же право предстает лишь понятием о праве, идеей права. Как основание правопонимания, которым в западной традиции является Логос, российская традиция рассматривает нравственность или православную веру, или совесть. При этом отказ от логоцентристского представления о праве позволил раскрыть глубоко историчный характер нравственности и добра, лежащих в основании права. Это позволяет российской традиции избежать логоцентризма западного образца и видеть за словом прежде всего множество живых смыслов в отличие от самого слова. Вместе с этим следует отметить специфический традиционализм российского правопонимания. Если западная мысль приходит к пониманию необходимости диалога с другими культурами и традициями лишь сейчас, то для российского юридического мышления это константа. Все изложенное позволяет говорить о качественно ином смысле рационализма российской традиции правопонимания, нежели западной. Тремя характерными примерами могут служить методы понимания права, наиболее перспективные в постнеклассической картине реальности. Это во-первых, метод религиозной философии, в рамках которого получили развитие приемы религиозной и мистической интуиции, духовного созерцания в соединении с нравственным, конкретно-историческим анализом действующего права (B.C. Соловьев, А.С. Ященко). Во-вторых, метод диалектики, выступивший одним из ведущих оснований понимания и познания права в начале века и в советское время. В-третьих,, феноменология права (Н.Н. Алексеев, А.В. Поляков),
Диалектика как метод российской правовой традиции. Состояние науки, в частности, правоведения, характеризующееся эмпирическим многообразием сторон ее предмета при отсутствии его единого теоретического понятия, происходит из-за такого состояния метода науки, когда он не в силах теоретически постичь и переработать подлинные закономерности развития предмета, осуществить прорыв из области эмпирически постигаемых явлений в область теоретических осмыслений. Диалектический метод предвосхищает выводы поструктуралистов и постмодернистов, исследовавших сложные общественные структуры. Он опережает их исследования (диалектическая логика и исторический материализм) и позволяет органически включить вновь познанные закономерности развития общества и права в существующие теоретические разработки, задать критической рефлексии науки новый позитивный импульс. Представляется, что диалектический метод, обновленный в связи с новым пониманием материи и социальных структур может служить важным методологическим языком теории права нового столетия. Деконструкция права западными учеными не открывает ничего, чтобы не постулировалось советской теорией права. Наличие трех указанных (религиозно-нравственного, феноменологического и диалектического) методов в российской традиции правопонимания позволяет ей, стихийно или сознательно руководствуясь диалектическим подходом, сформировать ряд самостоятельных «прорывов» к сущности права. Это обуславливает ее глубокую диалектическую синтетичность, прорыв к сущности права от его эмпирического множества.
Современная ситуация
в отечественном
Обещания постмодерна. В этой ситуации ряд теоретиков права обращается к постмодернизму как к перспективной для разрешения затруднений философии (В.Н. Синюков и Т.В. Синюкова. К. Шевчук, Е.А. Чичнева и др.). Их методологическая посылка тождественна общим посылкам постнеклассического гуманитарною знания. Идеализация права и в целом правового способа решения проблем полагается глубоким заблуждением. Критикуется плюрализм правопонимания. Перспективы видятся в раскрытии индивидуальных, типологических характеристик российской правовой культуры с заведомым отказом от придания ему статуса метатеории. Указывается на локальность любого права, затрудняющую познание сущности права в целом. Происходит обращение к правовой семиотике и герменевтике как методам понимания права через само право как реальность, а не понятие. Постмодернистские тенденции в праве подчеркиваются в силу того, что конституционные права и свободы получили непосредственную судебную защиту, а нормы европейских конституций стали нормами прямого действия. В основе постмодернистского типа права видятся правовые принципы, формулируемые судами.
Третий параграф
«Постнеклассическая
Представляется
положительным и сам
В Заключении указаны основные выводы и положения, сформированные в процессе исследования, а также обозначены проблемы, требующие дальнейшего более детального рассмотрения.
Тезисы курсового исследования изложены в ряде публикаций автора:
1. Воротилина
Т.Л. Методологические
2. Воротилина Т.Л К вопросу о понимании сущности права: плюрализм или многоступенчатость? // Право и политика: Сборник статей и тезисов. - Санкт-Петербург, 2002. - 0,5 п.л.
3. Воротилина
Т.Л. Право и интересы в
4. Железнова
Н.Д., Воротилина Т.Л. Судебная
практика как индикатор
5. Воротилина
Т.Л. Концепции правопонимания
в современной отечественной
литературе: основания единства
и дифференциации // Актуальные проблемы
теории и историк государства
и права. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербу
6. Воротилина
Т.Л., Мурахтанов А.В. Понятие
7. Романовская В.Б., Воротилина Т.Л. Проблемы правопонимания в современной отечественной юриспруденции // Право - как явление культуры (проблемы теории и истории): Сборник научных трудов. -Краснодар: Кубан. Гос. Ун-т, 2002. - I п.л.
8. Воротилина
Т.Л. Правопонимание как
9. Воротилина Т.Л. Методологические основания познания сущности права в современной теоретической литературе // Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей:
23
Сборник научных трудов: В 2 ч. - Н. Новгород: НА МВД России, 2002. -Выл. 8. -Ч. 1. -0,5п.л.
10. Романовская
В.Б., Воротилика Т.Л.