Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:05, реферат
Современный этап развития в России общественных отношений, представляющий в
перспективе более широкие возможности выбора путей удовлетворения
потребностей населения, ставит многие сложные проблемы. Одна из них связана
со здравоохранением. Общая оценка состояния общественного здоровья населения
России весьма неблагоприятна и указывает на серьезное неблагополучие, которое
может привести к ухудшению качества жизни населения и ограничению его
созидательного участия в улучшении социально-экономической ситуации в стране.
В условиях, когда в результате углубления рыночных реформ явно видно
социальное и имущественное расслоение общества, потребовалась разработка
четкой концепции социальной и медицинской защиты.
Введение
3
1.
Система обязательного медицинского страхования
5
1.1.
Модели системы ОМС
8
1.2.
Расчет и использование фонда медицинского страхования
14
2.
Развитие медицинского страхования в России
31
3.
Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения
39
Заключение
44
Список литературы
46
Менее всего в бюджетно-страховой
системе здравоохранения
использования фондов ОМС. Это касается таких принципиальных вопросов, как
определения тарифов, по которым должны оплачиваться услуги стационаров и
амбулаторно-поликлинических
ОМС, оценка качества предоставляемых услуг, взаимоотношения между
территориальными фондами ОМС и страховыми медицинскими компаниями.
В соответствии с законодательством
страховые медицинские
ежемесячно получать средства от фондов ОМС по дифференцированным подушевым
нормативам. Однако во многих регионах механизм расчетов не разработан, и
поэтому средства скапливаются на счетах территориальных фондов ОМС. По
подушевым нормативам ФОМС должен
и финансировать филиалы
фондов в сельской местности, где еще нет страховых медицинских компаний.
Подушевые нормативы, по которым финансируются страховые компании, включают
следующие статьи затрат: заработную плату, начисления на заработную плату,
расходы на питание, расходы на приобретение медикаментов, а также прибыль в
размере 20% при условии, что страховые взносы обеспечивают возможность
образования прибыли. Хозяйственные расходы, приобретение оборудование,
капитальные вложения, капитальный ремонт при расчете подушевого норматива не
учитываются, а должны финансироваться из прибыли. В Кемеровской области для
расчета величины подушевого норматива используется взвешенная подушевая
бюджетная формула.
Максимально возможный территориальный подушевой норматив финансирования по
ФОМС определяется следующим образом:
Тнф=(Рв - Рз)/Ч,
где Тнф - максимально возможный территориальный норматив подушевого
финансирования по ФОМС;
Рв - размер взносов, поступивших в фонд ОМС за предыдущий период;
Рз - нормируемый страховой запас;
Ч - численность населения.
В сою очередь нормируемый
Рз=Рф*Ч/30,
где Рф - оплачиваемые страховыми медицинским организациями расходы на
оказание медицинских услуг на территории.
Каждый регион самостоятельно разрабатывает и утверждает и утверждает тарифы
на медицинскте услуги. При этом заработная плата в тарифе на конкретную
услугу при одинаковой сложности заболевания не зависит от категории
стационара. Тарифы на услуги, не вошедшие в клинико-статистические группы,
рассчитываются доплнительно.
При расчете тарифов используются сложившиеся на текущий момент
среднеобластные финансовые нормативы на лечение, медикаменты и прочие услуги.
Лечение сопутствующих заболеваний оплачивается по соответствующим тарифам.
Фактический тариф за медицинские услуги стационара с учетом с учетом качества
медицинской помощи определяется по формуле:
Тф=Тб[1 - Пф(1 - Укл)],
где Тф - фактический тариф реально оплаченных стразовщиками медицинских услуг;
Тб - тариф по прейскуранту, определенному по клинико-статистичеким
группам стоимости медицинских услуг;
Укл - уровень качества лечения, определяемый по 10-бальной системе;
Пф - доля фонда оплаты труда за расчетный период в общей величине
затрат (от 0 до 1).
При
опредении норматива
населения. Ежеквартально по данным предыдущего квартала определяется индекс
стоимости медицинской помощи, который используется для корректировки тарифов
на медицинские услуги:
Исмо=БНо/БНио,
где БНо - базовый областной подушевой норматив финансирования
медицинской помощи, определенный на основании статистических данных предыдущего
квартала и моделирования;
БНио - исходный подушевой норматив на момент расчета тарифов на
медицинские услуги.
В Новосибирске тарифы на медицинские услуги, используемые системой ОМС для
оплаты медицинской помощи лечебных учреждений, включают только шесть статей:
· заработную плату по установленным должностным окладам. Эти расходы
составляют около 60% (в учреждениях с более высокой квалификацией кадров этих
расходов выше);
· взносы по государственному социальному страхованию
· хозяйственные расходы на отопление, освещение, водоснабжение, на найм
помощений; их доля составляет около 12%. В условиях Сибири они весьма
значительны и их превышение должно покрываться за счет средств бюджета;
· расходы на питание - около 10%;
· расходы на медикаменты - 10%;
· расходы на мягкий инвентарь - примерно 8%.
Отрасль здравоохранения в современных условиях является довольно фондоемкой,
ибо эффективное лечение требует соответствующего дорогостоящего оборудования.
Однако тарифы не предусматривают даже затрат на ремонт оборудования, не
говоря уже о финансировании развития материально-технической базы
здравоохранения. Лишь небольшая часть больниц и поликлиник оборудованы
современной аппаратурой; 38% амбулаторно-поликлинических учреждений находятся
в неприспособленных помещениях, не
имеют современных диагностичес
кабинетов физиотерапии, лечебной физкультуры. Без выравнивания условий
деятельности медицинских
увеличиваться.
Как показали первые шаги бюджетно-страховой медицины, для повышения
эффективности использования фонндов ОМС необходимо найти формы аккумуляции
фондов ОМС и бюджетных
здравоохранения региона. В рамках этой программы следует определить:
· источники и объемы финансирования по каждому источнику;
· состав и структуру затрат ЛПУ в соответствии с обоснованными
стандартами технологии лечения;
· критерии качества лечения;
· необходимые затраты на развитие материально-технической базы и
подготовку специалистов высокого уровня;
· организационную структуру, обеспечивающую реальное право человека на
выбор врача и медицинского учреждения.
Понятие качества услуг, согласно позиции Всемирной организации
здравоохранения, включает техничекое качество лечения, эффективность
использования ресурсов, снижение отрицательных побочных явлений в результате
полученного лечения, степень удовлетворения пациента медицинской услугой.
Совершенно ясно, что определить значимость каждого из названных показателей и
дать им количественную оценку само по себе является достаточной сложной
задачей.
С проблемой качества лечения связана проблема организации государстенного
контроля за деятельностью всей
системы здравоохранения в
В связи с изъятием у органов управления здравоохранением функции
финансирования
и непосредственного
сконцентрировать свое внимание на организации контроля среды обитания,
условий труда, условий здорового образа жизни, на создании информационной
службы и пропаганде здоровья, регулировании отношений в системе “страховщик -
страхователь -производитель услуг”, разработке дифференцированных страховых
нормативов. Необходима интеграция структур, занимающихся исследованиями
состояния здоровья и окружающей среды, условий труда, географических и
производственных факторов, воздействующих на здоровье населения, с врачами,
постоянно наблюдающими за конкретными пациентами.
На местном уровне должны быть введены
санкции как в ввиде
экономических мер, предусматривающих компенсацию ущерба здоровью населения
теми предприятиями, которые оказывают вредное воздействие на условия
жизнедеятельности людей.
Средства фондов ОМС должны находиться в банках, уполномоченных администрацией
обслуживать бюджетные средства на тех же условиях, что и бюджетные деньги.
Кроме того, необходимо законодательно установить обязательный порядок
регулярных публикаций отчетов о балансах по каждому внебюджетному фонду.
2. РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
В комплексе проводимых социально-экономических реформ важнейшее место
отводится страховой медицине. Переход к ней обусловлен спецификой рыночных
отношений в здравоохранении и
развитием сектора платных
страхование позволяет каждому человеку напрямую сопоставлять необходимые
затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья. Соизмерять
потребности в медицинской помощи и возможность ее получения необходимо вне
зависимости от того, кем производятся затраты: непосредственно индивидуумом,
предприятием, предпринимателем, профсоюзом или обществом в целом [2, c. 26].
В экономико-социальном отношении переход на страховую медицину в России
является объективной
незащищенностью пациентов и работников отрасли, а также ее недостаточной
технической оснащенностью. Низкий уровень заработной платы медицинских
кадров, обусловленный недостатком бюджетных средств, приводит к социальной
незащищенности работников государственного здравоохранения.
Неудовлетворительная
оборудованием и инструментарием, медикаментозными средствами, большая степень
износа существующего
организационно-технический уровень. Плановые методы хозяйствования,
использовавшиеся в нашей
народным хозяйством в целом, так и отдельными его отраслями, в том числе и
здравоохранением.
Система управления народным хозяйством и отраслями была построена таким образом,
что все важные хозяйственные, экономические и финансовые решения принимались
централизовано на государственном уровне. Поэтому основным источником
финансирования
страны привел к падению производства изделий медицинского назначения, разрыву
кооперационных и
внешнеэкономических связей, закрытию ряда нерентабельных объектов
медицинской промышленности.
Растущий дефицит бюджета
ситуации в отраслях, финансировавшихся по остаточному принципу. Для
кардинального преодоления кризисных явлений в сфере охраны здоровья
необходимо преобразование экономических отношений, разгосударствление и
приватизация собственности, а также переход здравоохранения на путь страховой
медицины. Система медицинского страхования даст отрасли ряд дополнительных
преимуществ:
1. расширение финансовых
внебюджетных ресурсов, прежде всего средств хозрасчетных предприятий;
2. децентрализация управлений
передачи субъектам Федерации и территориям основных прав по созданию и
использованию фондов обязательного медицинского страхования;
3. повышение эффективности примен
объектов социально-
к рынку медицинских услуг при сохранении их преимущественной бесплатности для
социально незащищенных слоев населения;
4. усиление социальной и экономической ответственности персонала
медучреждений за результаты своей работы;
5. создание материальной
условий труда и оздоровлении образа жизни, природоохранной деятельности,
снижении заболеваемости за счет проведения комплекса мер по ее профилактике.
Основными принципами организации страховой медицины являются:
1. сочетание обязательного и
добровольного характера
страхования, его коллективной и индивидуальной форм;
2. всеобщность участия граждан в программах обязательного медицинского
страхования;
3. разграничений функций и
фондами обязательного медицинского страхования;
4. обеспечение равных прав
5. бесплатность предоставления лечебно-диагностических услуг в рамках
обязательного медицинского страхования.
Можно сказать, что к настоящему моменту в России созданы минимально
необходимые правовые основы для введения обязательного медицинского
страхования. В принятый 28 июня 1991 г. Закон РСФСР “О медицинском
страховании граждан в РСФСР” 2 апреля 1993 г. были внесены поправки Законом
“О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР ‘О медицинском страховании
граждан в РСФСР’”, что позволило в современных условиях начать внедрение
обязательного медицинского страхования в России. С учетом введения и развития
системы медицинского страхования 20 апреля 1993 г. издан Указ Президента
Информация о работе Система обязательного медицинского страхования