Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа
Следовательно, в современный период, когда возрастает роль товарных знаков и фирменных наименований, все чаще происходит столкновение прав на объекты разных исключительных прав, обновляется законодательство, стремительно развиваются межгосударственные торговые отношения и унифицируются регулирующие эти отношения правовые нормы, возникает объективная потребность в комплексном исследовании правового режима товарного знака и фирменного наименования и в проведении сравнительно-правового анализа между исключительными правами на них.
Исходя из этой цели можно поставить следующие задачи:
изучить понятие и признаки фирменного наименования, сущность исключительного права на него, некоторые проблемы, связанные с возникновением, прекращением и защитой прав на фирменное наименование;
раскрыть понятие товарного знака, установить его признаки, функции, виды, сущность исключительного права на него, способы защиты этого права;
По степени известности товарные знаки подразделяются на обычные и общеизвестные. Обычные товарные знаки – любые новые обозначения товаров, подлежащие обязательной государственной регистрации. Общеизвестный товарный знак – это обозначение, которое известно широкому кругу потребителей. Например, на территории РФ подлежат защите в качестве общеизвестных такие словесные товарные знаки, как IBM, Ford, Coca-cola и т.п.20 Раньше закон РФ особо не выделял общеизвестные товарные знаки, но с принятием части 4-ой ГК РФ введена специальная глава об особенностях правовой охраны общеизвестных товарных знаков и соответственно произошли изменения в Законе РФ. Вопрос о том, необходимо ли официальное признание товарного знака общеизвестным, достаточно спорен. Существуют два противоположных мнения по этому вопросу – за и против официального признания товарного знака общеизвестным. Законодательство РФ придерживается подхода, согласно которому общеизвестность товарного знака должна подтверждаться компетентным государственным органом, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в РФ среди потребителей. Несмотря на практические удобства такого решения проблемы (например, владельцу прав на такой товарный знак легче будет доказать его охраноспособность), это решение противоречит международным обязательствам РФ, т.к. не соответствует требованиям ст.6 bis Парижской конвенции, согласно которой общеизвестным товарным знакам обеспечивается правовая охрана независимо от того, зарегистрировано ли оно или нет. Следовательно, любое заинтересованное лицо может, опираясь на ст.15 Конституции РФ, через суд оспорить отказ в охране принадлежащего ему товарного знака как общеизвестного, если такой отказ мотивирован непризнанием знака общеизвестным в установленном порядке.
§ 2. Содержание исключительного права на товарный знак
Право на товарный знак является
абсолютным и исключительным субъективным
правом. Сущность исключительного права
на товарный знак выражается в том,
что правообладателю принадлежи
Владелец товарного знака вправе использовать его любым не противоречащим закону способом, в частности, путем размещения товарного знака на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации. Однако этот перечень не является исчерпывающим, так как, как уже было сказано, правообладатель вправе использовать свой товарный знак любым не противоречащим закону способом.
Никто не вправе использовать охраняемый в товарный знак без разрешения его владельца. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Использование товарного знака рассматривается законом не только как право, но и как обязанность его владельца22. Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть подано заинтересованным лицом в палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался. Причем при решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны использованием товарного знака признается его использование правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, при условии, что использование товарного знака осуществляется способами, конкретно указанными в ГК, а не любым не запрещенным законом способом. Бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе.
Владелец товарного знака может в предусмотренных законом пределах распоряжаться им по своему усмотрению. Заключение лицензионного договора дает возможность владельцу товарного знака не только получить определенный доход и сделать свой знак более известным, но и иногда сохранить саму регистрацию товарного знака.
ГК РФ и Закон РФ "О товарных знаках" предусматривают только уступку товарного знака и предоставление лицензии на использование товарного знака как две договорные формы распоряжения правом на товарный знак. Те же формы предусмотрены и законодательством РА. Однако помимо них имущественные права на товарные знаки могут быть переданы также в рамках других гражданско-правовых договоров (к примеру, договор коммерческой концессии).23
При уступке товарного знака правообладатель передает или обязуется передать в полном объеме принадлежащее ей исключительное право на соответствующий товарный знак в отношении всех товаров или в отношении части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован. На практике уступка товарного знака обычно обусловлена предстоящей ликвидацией или изменением профиля деятельности владельца товарного знака24.
Возможна ситуация, когда потребители, не знающие о том, что право передано, будут введены в заблуждение. Это может произойти, например, в том случае, когда передаваемый знак вызывает географические ассоциации с местонахождением первоначального владельца. Например, право на изготовление сигарет под названием "Минск" передаются российскому производителю. Возможность введения в заблуждение в ситуации с уступкой права присутствует также тогда, когда право на знак уступается без предприятия, которое при этом сохраняет фирменное наименование, повторяющее или явно ассоциирующееся с уступаемым знаком. Предположим гипотетически ситуацию, когда уступается знак, к примеру, "МИЛАВИЦА", при этом остается предприятие с этим фирменным наименованием25. Введение потребителей в заблуждение может иметь место также тогда, когда в результате уступки товарного знака, который ассоциировался у потребителей с высоким качеством товаров определенного вида, им начинает маркироваться заведомо низкокачественная продукция. Исходя из необходимости охраны прав потребителей, законодательство закрепляет, что отчуждение исключительного права на товарный знак по договору не допускается, если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
Наряду с уступкой товарного знака его владелец может предоставить право на использование товарного знака другому лицу по лицензионному договору. Передача права пользования товарным знаком выгодна, прежде всего, владельцу знака: во-первых, выплата вознаграждения; во-вторых, усиливает правовую защищенность знака от недозволенного использования; в-третьих, передача права способствует его распространению на рынке, что является бесплатной рекламой, в-четвертых, дает возможность владельцу избежать прекращения прав на товарный знак по основанию его неиспользования и сохранить26. Лицензионный договор предполагает предоставление лицензиату права на использование товарного знака на оговоренный в договоре срок, при этом владелец товарного знака сохраняет право на знак и несет все обязанности его владельца. Здесь имеем дело с предоставлением по лицензионному договору права на использование товарного знака в отличие от передачи исключительного права на товарный знак по договору уступки27.
§3. Защита исключительных прав на товарный знак
Нарушением исключительного права на товарный знак (незаконным использованием товарного знака) признается использование на территории РФ без разрешения правообладателя товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в гражданском обороте в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров. Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Под смешением обозначений понимают трудность для потребителя в различении двух товарных знаков (например, "Adidas" и "Adibas", "SONY" и "SONU"), используемых для обозначения схожей продукции28.
Конституционный
Суд РФ в своем определении
признал не противоречащим Конституции
РФ право правообладателя
Действия
по незаконному использованию
Незаконное использование чужого товарного знака или сходного с товарным знаком обозначения влечет за собой гражданскую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ31. Помимо указанных способов защиты, реализация предупредительных мер позволяет правообладателю товарного знака наиболее успешно использовать способы его защиты32.
Общим способом защиты нарушенных прав на товарный знак является их гражданско-правовая защита, реализуемая в рамках судебного (искового) порядка. В настоящее время все споры, связанные с нарушением рассматриваемых прав, относятся к компетенции арбитражных судов, разрешающих все споры, связанные с предпринимательской деятельностью. Это не препятствует возможной передачи спора по соглашению сторон на разрешение третейского суда.
Мерами
гражданско-правовой защиты
Так, часовой завод обратился в арбитражный суд с иском о пресечении нарушения прав на товарный знак к комиссионному магазину, выставившему на продажу часы, маркированные товарным знаком, принадлежащим заводу. Возражая против иска, ответчик сослался на то, что он не является изготовителем часов, а только занимается их реализацией. Поэтому, по его мнению, ответственность перед часовым заводом должен нести не он, а производитель данных часов, который незаконно маркировал их чужим товарным знаком. Суд с данным доводом ответчика не согласился, указав, что действия производителя часов и комиссионного магазина представляют собой самостоятельные нарушения прав владельца товарного знака, и последний решает сам, к кому из нарушителей он предъявит иск33.
Или, другой пример: владелец товарного знака обратился в арбитражный суд с иском о защите прав на товарный знак путем его удаления с введенной в хозяйственный оборот продукции и опубликования решения в трех газетах. Суд, установив, что ответчик изготовил и продал изделия с незаконным использованием товарного знака истца, удовлетворил иск. Однако поскольку ответчик размещал рекламу своей продукции в одном конкретном печатном издании, суд постановил опубликовать судебное решение также лишь в данном печатном издании, посчитав эту меру достаточной для восстановления деловой репутации истца34.
ГЛАВА З
СООТНОШЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ
ЗНАК И ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ
Фирменное наименование и товарный знак являются самостоятельными средствами индивидуализации участников гражданского оборота, однако зачастую никаких существенных различий между ними не проводят, что ведет к их неправильному использованию и нарушению собственных или чужих интересов. Необходимо ясно понимать правовую природу каждого из них, т.к. неправильное определение их правовой природы, незнание различий между ними может привести к неправильным способам их использования и защиты и, следовательно, ущемлению собственных прав. Различия же между фирменным наименованием и товарным знаком можно провести по следующим критериям:
1) фирменное наименование имеет своей целью индивидуализацию самой организации, а товарный знак – производимой ею продукции;
2) субъекты исключительных прав на фирменное наименование – только коммерческие юридические лица, субъекты прав на товарный знак – коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели;
3) форма обозначения
фирменного наименования –