Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:13, курсовая работа
Следовательно, в современный период, когда возрастает роль товарных знаков и фирменных наименований, все чаще происходит столкновение прав на объекты разных исключительных прав, обновляется законодательство, стремительно развиваются межгосударственные торговые отношения и унифицируются регулирующие эти отношения правовые нормы, возникает объективная потребность в комплексном исследовании правового режима товарного знака и фирменного наименования и в проведении сравнительно-правового анализа между исключительными правами на них.
Исходя из этой цели можно поставить следующие задачи:
изучить понятие и признаки фирменного наименования, сущность исключительного права на него, некоторые проблемы, связанные с возникновением, прекращением и защитой прав на фирменное наименование;
раскрыть понятие товарного знака, установить его признаки, функции, виды, сущность исключительного права на него, способы защиты этого права;
4) срок действия фирменного
наименования неограничен (на
протяжении всего времени
5) территория действия
исключительного права на
6) для возникновения
правовой охраны фирменного
7) содержание исключительного права на фирменное наименование – использование фирменного наименования (участие в гражданском обороте под фирменным наименованием) и запрещение его использование всем третьим лицам; согласно ГК ч.2 ст.1474 распоряжение исключительным правом на фирменное наименование не допускается (об этом речь шла выше). Содержание исключительного права на товарный знак – пользование (использование на товарах, их упаковке, в рекламе, на официальных бланках, вывесках и проч.), распоряжение (без ограничений) и запрещение его использование всем третьим лицам;
8) накладываемые обязанности
на обладателя фирменного наименования
– обязанность указания в
9) способы передачи
товарного знака разные –
лицензионный договор, уступка
товарного знака, договоры
Одной из самых сложных проблем в правоприменительной практике является ситуация, когда одному субъекту принадлежит товарный знак, а другая сторона, являясь юридическим лицом, имеет фирменное наименование с этим словесным элементом, при этом сфера их деятельности совпадает. Случаи конфликта прав на товарные знаки и фирменные наименования - довольно частое явление современной действительности.
В соответствии ГК РФ и Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные охраняемому в РФ фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, права на которые возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. До принятия части 4-ой ГК РФ нарушением считалось лишь такое использование не любого, а известного на территории РФ фирменного наименования. Сейчас же защите подлежат любые фирменные наименования. С одной стороны, этим положением исключается субъективный подход при определении, является ли данное фирменное наименование известным и, следовательно, подлежит ли он защите36. Однако с другой стороны, теперь любой владелец фирменного наименования, права на которое у него возникло раньше, чем право обладателя товарного знака, даже если он не является известным среди потребителей, вправе потребовать прекращения использования в чужом товарном знаке своего фирменного наименования или его части. Подобное положение дел создает немало сложностей добросовестным владельцам товарных знаков. Ведь такой владелец, вкладывая значительные средства рекламу и продвижение своего товарного знака, не застрахован от того, что по истечении определенного срока некое лицо не подаст в Палату по патентным спорам возражение против предоставления охраны товарному знаку, указав на существование тождественного фирменного наименования, право на которое возникло раньше, чем право на товарный знак.
Представляется, что
при разрешении таких дел нельз
Возможны такие спорные ситуации, когда владелец исключительного права на фирменное наименование использует произвольную часть своего наименования в нарушение прав владельца товарного знака. Учитывая те обстоятельства, что, во-первых, товарный знак – это средство индивидуализации товаров, работ и услуг, а фирменное наименование – это средство индивидуализации фирмы в целом как субъекта прав, и, во-вторых, фирменное наименование – это не только произвольное название, но и указание на организационно-правовую форму, суды с уверенностью удовлетворяют иски владельцев товарных знаков, когда нарушитель использует на упаковке товара только произвольную часть своего фирменного наименования. Какие-либо оправдания ответчика со ссылкой на свое исключительное право в отношении фирменного наименования не принимаются во внимание. Во-первых, он не использует свое фирменное наименование, а лишь его элемент. Во-вторых, фирменное наименование никак не может использоваться для индивидуализации самого товара. В этом вопросе приоритет отдается праву на товарный знак. Конечно, это не значит, что если произвольная часть фирменного наименования производителя зарегистрирована в качестве товарного знака третьим лицом, то производитель вообще не может указывать свое полное название на упаковке или этикетке. Он даже обязан это делать. Такие споры также рассматриваются в арбитражных судах. Так, владелец товарного знака «ФарМакон» предъявил иск о нарушении прав на этот товарный знак к производителю лекарственных препаратов ООО «Фирма «Фармаком», который указывал это свое наименование на упаковке. Установив сходство до степени смешения сравниваемых обозначений, суд первой инстанции удовлетворил иск. Отменяя данное решение, суд кассационной инстанции указал, что "судом не были оценены доводы ответчика об использовании им не товарного знака истца, а своего зарегистрированного в установленном порядке фирменного наименования, которое оно должно иметь (ст. 54 ГК РФ) и указывать на своей продукции в соответствии со ст.9 Закона РФ “О защите прав потребителей"37. Но если из обстоятельств использования ответчиком фирменного наименования будет ясно видно, что он пытается индивидуализировать свою продукцию с помощью произвольной части наименования (например, помещает фирменное наименование в центр этикетки с явным выделением произвольной части), то суд должен признать нарушение прав на товарный знак третьего лица.
Совсем недавно было опубликовано Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ по делу о нарушении прав на товарный знак "Спартак" (Постановление №13421/05 от 14 марта 2006)38. Суть дела заключалась в том, что физкультурно-спортивное общество "Спартак" имени Н. П. Старостина предъявило иск к муниципальному учреждению Комитет по физической культуре, спорту и туризму Луховицкого района и к муниципальному учреждению "Футбольный клуб "Спартак" г. Луховицы" о нарушении прав на товарный знак "Спартак" путем его несанкционированного использования в названии стадиона, на билетах и в программах футбольных матчей, в наименовании футбольного клуба, в телефонном справочнике. Суды всех инстанций отказали в иске по двум основным аргументам:
а) ответчики имеют право использовать свое фирменное наименование;
б) термины "стадион", "футбольный клуб" не содержатся в перечне товаров и услуг в Свидетельстве на товарный знак.
Высший Арбитражный Суд РФ отменил состоявшиеся судебные акты, удовлетворил требования истца в части запрета использовать название "Спартак", а в части размера компенсации за допущенное нарушение отправил на новое рассмотрение.
ВАС РФ отметил, что футбольный клуб не является коммерческой организацией и потому не имеет права на фирменное наименование, а также то обстоятельство, что деятельность ответчиков подпадает под термины "организация массово-зрелищных мероприятий, соревнований" и "публикация текстовых материалов". Но более важными являются два других вывода судей.
1. Использование
чужого товарного знака в
2. Если использование
обозначения субъектом
Если же фирменное наименование и товарный знак используются их владельцами добросовестно, в соответствии с законом, и возникает реальная опасность их смешения и введения потребителей в заблуждение, то при разрешении конфликта, возникшего из столкновения этих прав, необходимо соблюдение правил преждепользования40. Если товарный знак был зарегистрирован ранее организации, имеющей аналогичное ему наименование, и в отношении тех товаров, которые заявлены последней как предмет своей деятельности, то владелец товарного знака может требовать прекращения использования своего знака. Если же фирменное наименование было зарегистрировано раньше (то есть сама организация была зарегистрирована раньше, поскольку фирменное наименование не подлежит регистрации само по себе), то, учитывая наличие необходимых условий (однородность товаров и услуг), должно быть отказано в регистрации товарного знака41.
Другая проблема, возникающая в случае коллизии прав на товарные знаки и фирменные наименования - установление связи с определенными товарами и услугами при использовании фирменного наименования. В отличие от товарного знака фирменное наименование не привязано к товарам и услугам. В связи с этим связь фирменного наименования с теми или иными товарами и услугами зачастую является не столь однозначной, как у товарных знаков. Тем не менее, установление такой связи является необходимым условием для признания факта неправомерного использования обозначения, так как в сферу конфликта прав попадают товарные знаки и фирменные наименования, используемые в отношении однородных товаров42.
Защититься от использования другими лицами аналогичных (похожих), а не тождественных (одинаковых) фирменных наименований, весьма сложно. Поэтому многие юристы настоятельно рекомендуют выбирать для названия своей фирмы такие наименования, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении определенных товаров и услуг. Тогда в случае конфликта будет легче отстаивать свои права на наименование, так как, с одной стороны, оно будет охраняться как товарный знак, а с другой - как фирменное наименование. Например, японская компания с фирменным наименование "SONY" зарегистрировала товарный знак "SONY" для своей продукции: телевизоров, магнитофонов и т.п.43 Кроме того, если компания не зарегистрирует такой же товарный знак, как и ее наименование, ей нужно учесть одно обстоятельство. Многие фирменные наименования прекрасно индивидуализируют выпускаемые компанией товары, независимо от того, являются ли они одновременно зарегистрированными товарными знаками. Поэтому возможна такая ситуация, когда недобросовестная компания решит зарегистрировать товарный знак, схожий с фирменным наименованием другой фирмы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
До недавнего времени проблемы, связанные с исключительными правами на фирменное наименование и товарный знак, не имели законодательной регламентации и регулировались лишь малодоступными и зачастую устаревшими подзаконными актами. С переходом к рыночной экономике отношение к указанным объектам стало коренным образом меняться.
Особое внимание к рассматриваемым объектам промышленной собственности обусловлено теми функциями, которые они призваны выполнять в хозяйственном обороте. Фирменное наименование, являющееся коммерческим именем предпринимателя, неразрывно связано с его деловой репутацией. Под этим именем предприниматель совершает сделки и иные юридические действия, несет юридическую ответственность и осуществляет свои права и обязанности, рекламирует и реализует произведенную им продукцию и т.д. Товарный знак и знак обслуживания, которыми маркируются производимые товары и оказываемые услуги, являются активным связующим звеном между изготовителем и потребителем, вызывает у потребителей определенное представление о качестве продукции. Являясь своего рода визитной карточкой предприятия, товарный знак обязывает предприятие дорожить своей репутацией и постоянно заботиться о повышении качества выпускаемой им продукции. Таким образом, указанные выше объекты промышленной собственности являются эффективным связующим звеном между производителем и потребителем и выступают в качестве важных объектов субъективных гражданских прав.
В данной работе была сделана попытка раскрыть по отдельности сущность товарного знака и фирменного наименования, выявить юридическую природу и содержание исключительных прав на эти средства индивидуализации. В рамках этого исследования рассматривались некоторые спорные вопросы, к примеру, кто может быть субъектом права на фирменное наименование, вопрос неотчуждаемости исключительного права на фирменное наименование, проблема, связанная с моментом возникновения права на фирменное наименование, судьба фирменного наименования при реорганизации юридического лица, вопрос о необходимости официального признания товарного знака общеизвестным и некоторые другие. Были выявлены существующие в законодательстве противоречия и представлены предложения по их устранению. Была также сделана попытка уяснить соотношение между правом на фирменное наименование и товарный знак. Сравниваемые права сходны тем, что оба они относятся к категории абсолютных и исключительных прав, оба относятся к объектам промышленной собственности. Но между ними есть и определенные различия, к примеру, условия возникновения и прекращения, срок действия, конкретное содержание и другие. Кроме выявления указанных различий, были исследованы и случаи столкновения исключительных прав на товарный знак и фирменное наименование, а также тенденции решения российскими судами указанных коллизий. Наконец, на основании изучения нескольких судебных дел, связанных с использованием чужих товарных знаков и фирменных наименований в доменных именах, был сделан анализ судебной практики и выявлены тенденции решения данных споров судами.
Все это было исследовано в свете недавно принятой части 4-ой Гражданского кодекса РФ, которая внесла много нового в правовое регулирование общественных отношений, связанных с исключительными правами на товарный знак и фирменное наименование.
1 См.: Промышленная собственность – фирменное наименование и товарный знак. // Деловой юридический журнал. №2. 1995. http: // www.lawmix.ru /
2 См.: Каспер Дж. Веркманн. Товарные знаки: создание, психология, восприятие.- М.: 1976.- C.35
3 См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности.- М.: 2004.- C.571
4 См.: Трахтенгерц Л.А., Жуйков В.М.и др. Комментарий к законодательству об охране прав на фирменное наименование. http: // www.spbpravo.ru /
5 См.: Зенин И.А. Гражданское право Российской Федерации.- М.: 2001.- С.249
6 См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности.- М.: 2004.- C.577
7 См.: Правовая охрана интеллектуальной собственности. НИЦ ПРИС.-М.: 1995.- С.55
8 См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности.- М.: 2004.- C.580