Трудовая Пенсия по старости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 05:05, курсовая работа

Описание

Целью исследования является комплексный анализ особенностей получения трудовых пенсий по старости; исследование правоотношений, возникающих в сфере пенсионного обеспечения.
Задачи исследования:
- определить понятие трудовой пенсии по старости и ее виды;
-проанализировать действующие нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение граждан;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика пенсии по старости 5
1.1. Общие понятия -
1.2. Пенсия по старости на общих основаниях 6
1.3.Льготные основания и назначение пенсии по старости досрочно 9
Глава 2. Расчет трудовой пенсии по старости 14
2.1. Размер трудовой пенсии по старости -
2.2. Порядок и документы необходимые для получения пенсии 18
2.3. Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России 22
Заключение 30
Литература 32

Работа состоит из  1 файл

trudovye pensii po starosti.docx

— 62.05 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика пенсии по старости 5

1.1. Общие понятия -

1.2. Пенсия по старости на общих основаниях 6

1.3.Льготные основания  и назначение пенсии по старости досрочно 9

Глава 2. Расчет трудовой пенсии по старости 14

2.1. Размер трудовой пенсии  по старости -

2.2. Порядок и документы  необходимые для получения пенсии 18

2.3. Проблемы совершенствования  системы трудовых пенсий в  России 22

Заключение 30

Литература 32

 

Введение

 

Подготовленный Министерством  экономического развития и торговли РФ Федеральный закон "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" предполагает установить правовые, организационные  и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации. Целью создания обязательных профессиональных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. Расчеты показывают, что размеры пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течение трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это, прежде всего, с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных  условиях. Об этом свидетельствует  частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы.

Актуальность настоящей  работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Трудовые пенсии по старости" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Объект исследования является анализ и рассмотрение условий получения трудовых пенсий по старости.

Предмет исследования теоретические  и практические аспекты правового  регулирования пенсионного обеспечения  граждан.

Целью  исследования является комплексный анализ особенностей получения  трудовых пенсий по старости; исследование правоотношений, возникающих в сфере  пенсионного обеспечения.

Задачи исследования:

- определить понятие трудовой  пенсии по старости и ее  виды;

-проанализировать действующие  нормативные правовые акты, регулирующие  пенсионное обеспечение граждан; 

- исследовать условия  назначения трудовой пенсии по  старости.

Теоретическую основу исследования составляет законодательство России, а также общетеоретические и  специальные труды российских отечественных  ученых по теории права, истории права, праву пенсионного обеспечения: В.Г. Белякина, Л. Вульфа, В.П. Галаганова, И.В. Гейца, В.А. Долотова, М. Захарова, Э. Тучковой.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассмотрены общие понятия, во второй – рассмотрен порядок исчисления и назначения пенсии по старости. В заключении делается вывод о проделанной работе.

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика пенсии по старости

    1. Общие понятия

 

Пенсия - это ежемесячная  долгосрочная выплата, назначаемая  за счет государственных средств  в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца. Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ". Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001 № 166-ФЗ (в ред. от 01.07.2011), и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Существует несколько  видов пенсий: по старости; за выслугу лет; по инвалидности; по случаю потери кормильца; социальные пенсии. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.1

Социальные пенсии назначаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Право на пенсионное обеспечение имеют: граждане РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, - на тех же основаниях, что и граждане РФ, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Трудовая пенсия по старости имеет  ряд отличительных признаков  по сравнению с другими выплатами  по социальному обеспечению:

1)     право на нее обуславливается трудовым стажем;

2)     она предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.

С учетом вышеперечисленных признаков  можно сформулировать понятие трудовой пенсии по старости. Трудовая пенсия по старости – это пожизненная регулярная (ежемесячная) выплата, служащая основным источником средств существования для лиц, достигших пенсионного возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.2

Пенсия устанавливается пожизненно.

 

 

 

 

    1. Пенсия по старости на общих основаниях

 

Закон РФ «О государственных  пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года № 340-1 устанавливает  общие и льготные основания для  получения пенсии по старости. Ст. 10 данного Закона: «Пенсия на общих  основаниях устанавливается:

Мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет;

Женщинам – при достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет».

В соответствии со статьей 32 Закона РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» (в ред. от 20 апреля 1996 года): по предложению органа службы занятости населения при  отсутствии возможности для трудоустройства  безработным гражданам, имеющим  необходимый трудовой стаж для выхода на полную пенсию по старости и уволенным  по п.1 ст. 33 КЗоТ (в связи с ликвидацией  предприятия, сокращением численности  штата), с их согласия пенсия оформляется  досрочно, но не ранее, чем за два  года до установленного законодательством  срока выхода на пенсию.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости  населения в РФ" безработным, имеющим необходимый трудовой стаж для выхода на полную пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях, и уволенным по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. Для оформления досрочной пенсии до 06.05.96 причина увольнения безработного значения не имела.3

Концепция пенсионной реформы  и сегодня прямо не предусматривает  увеличения пенсионного возраста. В  ней лишь подчеркнута объективная  тенденция - старение населения. Эта  тенденция наблюдается во всех странах  мира. В 90-х годах в ряде стран  ЕЭС пенсионный возраст был повышен (например, в Греции для мужчин и  женщин до 65 лет с 1992 г., в Италии с 1995 г. с 55 лет до 57 лет для женщин, с 60 до 62 лет для мужчин и др.) В  Великобритании постепенное увеличение возраста ухода на пенсию для женщин с 60 до 65 лет запланировано с 2010 г. до 2020 г.; в Германии повышение для  мужчин с 63 лет до 65, для женщин с 60 лет до 65 будет осуществляться с 2001 г. до 2012 г.

В большинстве экономически развитых стран пенсионный возраст  на 57 лет выше, чем в России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей  пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право  на пенсию в связи с сокращением  средней продолжительности жизни  в стране. В частности, уже сегодня  средняя продолжительность жизни  мужчин составляет только 57 лет.

Вторым необходимым элементом  сложного юридического состава, определявшего  право на трудовую пенсию по старости, являлся общий трудовой стаж (ОТС).

По замыслу авторов  пенсионной реформы, трудовая (страховая) пенсия должна была быть освобождена  от несвойственных ей функций. В ходе реформы планируется установить соответствие условий предоставления и размеров трудовых (страховых) пенсий объему участия в социальном страховании  каждого конкретного лица с учетом продолжительности уплаты и величины страховых взносов. Стажевые требования для трудовых пенсий будут связаны  с периодом уплаты страховых взносов. А трудовая (страховая) пенсия будет  исчисляться пропорционально страховому стажу.

Предложения о введении значительных ограничений по учету страхового стажа, в частности, об исключении периодов учебы, отпусков по уходу за ребенком и др., нарушали конституционный принцип, согласно которому в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Исключение из стажа отпуска по уходу за ребенком до трех лет прямо противоречит требованиям Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи. 4

В настоящее время вопрос о возможности включения в  страховой стаж периода отпуска  по уходу за ребенком до 1,5 лет решен.

1.3.Льготные основания и назначение пенсии по старости досрочно

 

Законом РФ от 20.11.90 № 340-1 "О  государственных пенсиях в Российской Федерации" было установлено большое  количество льготных оснований для  пенсионного обеспечения, с которыми связано снижение общего пенсионного  возраста и длительности трудового  стажа.

Льготные основания для  пенсионного обеспечения по Закону РФ от 20.11.90 № 340-1 "О государственных  пенсиях в Российской Федерации" можно объединить в несколько  групп:

-  в связи с особыми условиями труда (ст. 12);

-  в связи с особыми природно-климатическими условиями, в которых проходила трудовая деятельность (ст. 14);

- в связи с особыми обстоятельствами, непосредственно характеризующими гражданина безотносительно к производственным и природно-климатическим условиям труда (ст. 11).

Льготные основания пенсионного  обеспечения содержались также  в специальных законах, в частности, ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.91 № 1244-1 "О  социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и др.5

Как уже отмечалось, реформа  пенсионного обеспечения предусматривала  значительное сокращение количества льгот  или перевод их в разряд профессиональных пенсий.

В соответствии со ст. 11 пенсия на льготных основаниях устанавливалась  следующим особым субъектам:

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до этого возраста, - по достижении 50 лет и при ОТС не менее 15 лет;

2) инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения (ст. 41 Закона): по достижении 55 лет (мужчинам) и 50 лет (женщинам), при ОТС 25 и 20 лет соответственно;

3) инвалидам I группы по зрению: по достижении 50 лет (мужчинам) и 40 лет (женщинам), при ОТС 15 и 10 лет соответственно;

4) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: по достижении 45 лет (мужчинам) и 40 лет (женщинам), при ОТС 20 и 15 лет.

Гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, возраст  выхода на пенсию сокращается в зависимости  от того, к какой категории они  относились (ст. 13 Закона):

1)  граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием;

2) инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС;

3) граждане, принимавшие в 1986-1987, 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения;

4) граждане, занятые на эксплуатации ЧАЭС и на работах в зоне отчуждения;

5) граждане, эвакуированные в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные;

6)  граждане, проживающие на территории зоны проживания с правом на отселение, и др.

Максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию не может превышать 10 лет. Следовательно, пенсионный возраст для указанных  выше категорий не может быть ниже 50 лет (мужчины) и 45 лет (женщины).

Информация о работе Трудовая Пенсия по старости