Трудовая Пенсия по старости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 05:05, курсовая работа

Описание

Целью исследования является комплексный анализ особенностей получения трудовых пенсий по старости; исследование правоотношений, возникающих в сфере пенсионного обеспечения.
Задачи исследования:
- определить понятие трудовой пенсии по старости и ее виды;
-проанализировать действующие нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение граждан;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика пенсии по старости 5
1.1. Общие понятия -
1.2. Пенсия по старости на общих основаниях 6
1.3.Льготные основания и назначение пенсии по старости досрочно 9
Глава 2. Расчет трудовой пенсии по старости 14
2.1. Размер трудовой пенсии по старости -
2.2. Порядок и документы необходимые для получения пенсии 18
2.3. Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России 22
Заключение 30
Литература 32

Работа состоит из  1 файл

trudovye pensii po starosti.docx

— 62.05 Кб (Скачать документ)

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

К заявлению гражданина, обратившегося  за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы:

  • удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;
  • о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
  • о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности.

Среднемесячный заработок застрахованного  лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального  лицевого счета застрахованного  лица в системе государственного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в  течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного  лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного  лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий  период подтверждается справками, выданными  работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании  первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки  выдаются правопреемником, вышестоящим  органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Кроме того, в необходимых  случаях прилагаются документы  для обращения за пенсией по старости:
  • о нетрудоспособных членах семьи;
  • подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;
  • о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации;
  • подтверждающие место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • об изменении фамилии, имени, отчества;
  • об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

В том случае, если документы имеются в пенсионном деле, представление дополнительных документов не требуется.

К заявлению гражданина о переводе с одной пенсии на другую прилагаются  документы о праве на новую  пенсию, не учтенные в его пенсионном деле. В необходимых случаях представляются документы о дополнительных обстоятельствах, влияющих на размер другой пенсии.

В подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.

В качестве документа, подтверждающего  сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, принимается  подлинник выписки из индивидуального  лицевого счета застрахованного  лица в системе государственного пенсионного страхования. Форма  указанной выписки утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации (Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»).

Данные о сумме уплаченных страховых  взносов за застрахованное лицо подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в  системе государственного пенсионного  страхования на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. 

Факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи подтверждается справкой жилищных органов или органов  местного самоуправления, справками  о доходах всех членов семьи и  иными документами, содержащими  требуемые сведения, а в необходимых  случаях - решением суда об установлении данного факта.

Период, в течение которого пенсионер  отказался от установления или получения  страховой части пенсии по старости, подтверждается заявлением пенсионера, соответствующим распоряжением  территориального органа Пенсионного  фонда Российской Федерации.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и  юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты  трудовой пенсии, а также проверять  в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность  сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе  обязательного пенсионного страхования.

В случае если представление недостоверных  сведений или несвоевременное представление  сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному  фонду Российской Федерации причиненный  ущерб в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.

2.3. Проблемы совершенствования  системы трудовых пенсий в  России

Теоретическое значение исследования пенсионного обеспечения состоит  в том, что правовое регулирование  пенсий является мощным образованием в праве социального обеспечения. Одни исследователи относят пенсионное право к числу институтов отрасли, другие - к общности институтов, третьи считают подотраслью права социального  обеспечения. Практическая значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов  и членов семей, потерявших кормильца.

Современная российская система пенсионного  обеспечения начала формироваться  в 2002 г. М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова  выявили две главные причины, которые побудили Россию приступить к реформированию пенсионной системы. «Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить и реализовать на практике истинную его сущность. Вторая причина состояла в необходимости повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию».

В новой пенсионной системе можно  выделить три вида пенсий: 1) государственные  пенсии (финансируются из средств  федерального бюджета); 2) трудовые пенсии (финансируются за счет поступлений  части единого социального налога и обязательных страховых взносов); 3) дополнительные пенсии (финансируются  за счет накопленных добровольных взносов  работодателей и застрахованных лиц). Таким образом, смысл преобразований состоял в том, что пенсионное обеспечение перестает быть прерогативой государства и теперь за его финансирование ответственны и работодатели, и сами застрахованные.

Наибольший интерес представляет система трудовых пенсий. Ведь около 95% от общего числа пенсионеров получают трудовую пенсию. Кроме того, как  отмечает П.А. Орлов-Карба, «трудовые пенсии отличает двуединая сущность: с одной стороны, эти пенсии являются основным элементом государственной пенсионной системы, а с другой - представляют важнейший вид обязательного пенсионного страхования».

По мнению М.В. Шитова, «благодаря введению индивидуальной накопительной системы пенсионного обеспечения конституционное право на социальное обеспечение представляется не как благо, предоставляемое государством незащищенным слоям населения, а как лично накапливаемый капитал человека и гражданина, меняются содержание и механизмы реализации данного права».

Е.В. Чупрова отмечает, что «под правом граждан на пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики следует понимать гарантированную государством возможность в случае наступления страховых рисков, закрепленных в законе, ежемесячно получать денежный платеж (пенсию) в размере, соизмеримом, как правило, с прошлым заработком, обеспечивающим достойную жизнь пенсионера, а в случаях назначения пенсий без учета трудовой деятельности - в размерах, соизмеримых с соответствующим социальным стандартом». Однако, несмотря на экономические преобразования, уровень пенсионного обеспечения по-прежнему остается очень низким. Шестилетний период, прошедший с начала осуществления реформы, позволяет констатировать, что пенсионная система в складывающихся демографических и экономических условиях не способна защитить пенсионеров. Российские пенсионеры за годы рыночных реформ стали самой ущемленной частью общества.

В.Б. Савостьянова справедливо замечает, что «во многом низкий уровень пенсионного обеспечения объясняется недостаточной увязкой правовых норм, регулирующих пенсионную систему, с экономическими механизмами, обеспечивающими достаточную финансовую базу для соответствующего материального наполнения социальных нормативов».8

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает три вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца.

Конституция содержит правовую норму  о том, что «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту», а не по старости. В российских пенсионных законах употребляется термин «пенсия по старости». И хотя пенсия по старости устанавливается по достижении определенного возраста, понятие «пенсионный возраст» в российском законодательстве отсутствует. В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости устанавливается по достижении 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами. Это предельный возраст, по достижении которого в России может устанавливаться пенсия по старости. Вторым условием, необходимым для установления пенсии по старости, является трудовой стаж. Так, для назначения трудовой пенсии по старости требуется не менее 5 лет страхового стажа. Такой ли должна быть дифференциация условий пенсионного обеспечения по признаку пола? По оперативной информации Минздравсоцразвития России, продолжительность жизни мужчин (с 2005 по 2007 г.) увеличилась с 58,9 до 61,5 года. Следует неутешительный вывод: продолжительность жизни мужчин на пенсии составляет полтора года. Как в данном случае рассматривать правовую норму, устанавливающую величину Т - ожидаемый период выплаты пенсий (используется при расчете страховой части трудовой пенсии), - равную в 2005 г. 13 годам и 6 месяцам, а в 2007 г. - 14 годам и 6 месяцам? Ведь право - регулятор общественных отношений. Оно не должно быть оторвано от действительных социальных процессов. В данном случае правовое регулирование нуждается в корректировке.

Различный пенсионный возраст и  требования к продолжительности  стажа мужчин и женщин были предметом  рассмотрения Конституционного Суда РФ. Установив для мужчин и женщин разный возраст выхода на пенсию по старости и необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости на общих основаниях и на льготных условиях, законодатель применил дифференциацию, основанную на физиологических и  других различиях между ними, а  также исходя из особой социальной роли женщины, связанной с материнством, что согласуется с положением ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, в соответствии с которым материнство находится  под защитой государства и  не может оцениваться как дискриминационное  ограничение конституционных прав, так как такое решение законодателя обеспечивает по смыслу ст. 19 Конституции  РФ достижение подлинного, а не формального  равенства. Но это не исключает в  дальнейшем, при проведении пенсионной реформы, возможности решения вопроса  о том, чтобы пенсия по старости назначалась  мужчинам на тех же условиях, что  и женщинам. Думается, что необходимость  снижения пенсионного возраста для  мужчин уже назрела.

Наиболее актуальной проблемой  пенсионного обеспечения остается его низкий уровень. Российское законодательство не содержит государственных стандартов в области пенсионного обеспечения. Обратимся к международным правовым нормам. Конвенция Международной  организации труда  №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» устанавливает, что трудовая пенсия по старости должна составлять при 30-летнем стаже не менее 40% заработной платы по стране, а при большем стаже - не менее 40 - 55%. Европейская социальная хартия предусматривает, что минимальная пенсия должна быть не менее 55% средней заработной платы по стране. К сожалению, эти международные документы Российской Федерацией не ратифицированы, а следовательно, не обязательны для применения. В современном российском законодательстве отсутствует понятие «минимальный размер пенсии», а по данным статистики средняя пенсия в России составляет 25% от средней заработной платы.

Решение проблемы, связанной с уровнем  пенсионного обеспечения, зависит  не только от состояния экономики, но и от изменения концепции пенсионного  обеспечения. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания (ил Тумэн) республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» была закреплена принципиально важная позиция: уровень пенсионного обеспечения постепенно должен повышаться, в первую очередь для тех, у кого пенсия ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.9

Информация о работе Трудовая Пенсия по старости