Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 05:05, курсовая работа
Целью исследования является комплексный анализ особенностей получения трудовых пенсий по старости; исследование правоотношений, возникающих в сфере пенсионного обеспечения.
Задачи исследования:
- определить понятие трудовой пенсии по старости и ее виды;
-проанализировать действующие нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение граждан;
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика пенсии по старости 5
1.1. Общие понятия -
1.2. Пенсия по старости на общих основаниях 6
1.3.Льготные основания и назначение пенсии по старости досрочно 9
Глава 2. Расчет трудовой пенсии по старости 14
2.1. Размер трудовой пенсии по старости -
2.2. Порядок и документы необходимые для получения пенсии 18
2.3. Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России 22
Заключение 30
Литература 32
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Среднемесячный заработок
Среднемесячный заработок за любые
60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в
течение трудовой деятельности за период
после регистрации
В случае ликвидации работодателя либо
государственного (муниципального) органа
или прекращения их деятельности
по другим причинам указанные справки
выдаются правопреемником, вышестоящим
органом или архивными
В том случае, если документы имеются в пенсионном деле, представление дополнительных документов не требуется.
К заявлению гражданина о переводе
с одной пенсии на другую прилагаются
документы о праве на новую
пенсию, не учтенные в его пенсионном
деле. В необходимых случаях
В подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
В качестве документа, подтверждающего
сведения индивидуального (персонифицированного)
учета в системе
Данные о сумме уплаченных страховых взносов за застрахованное лицо подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи подтверждается справкой жилищных органов или органов местного самоуправления, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими требуемые сведения, а в необходимых случаях - решением суда об установлении данного факта.
Период, в течение которого пенсионер отказался от установления или получения страховой части пенсии по старости, подтверждается заявлением пенсионера, соответствующим распоряжением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение,
вправе требовать от физических и
юридических лиц предоставления
документов, необходимых для назначения,
перерасчета размера и выплаты
трудовой пенсии, а также проверять
в соответствующих случаях
Физические и юридические лица
несут ответственность за достоверность
сведений, содержащихся в документах,
представляемых ими для установления
и выплаты трудовой пенсии, а работодатели,
кроме того, - за достоверность сведений,
представляемых для ведения индивидуального
(персонифицированного) учета в системе
обязательного пенсионного
В случае если представление недостоверных
сведений или несвоевременное
Теоретическое значение исследования
пенсионного обеспечения
Современная российская система пенсионного обеспечения начала формироваться в 2002 г. М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова выявили две главные причины, которые побудили Россию приступить к реформированию пенсионной системы. «Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить и реализовать на практике истинную его сущность. Вторая причина состояла в необходимости повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию».
В новой пенсионной системе можно
выделить три вида пенсий: 1) государственные
пенсии (финансируются из средств
федерального бюджета); 2) трудовые пенсии
(финансируются за счет поступлений
части единого социального
Наибольший интерес
По мнению М.В. Шитова, «благодаря введению индивидуальной накопительной системы пенсионного обеспечения конституционное право на социальное обеспечение представляется не как благо, предоставляемое государством незащищенным слоям населения, а как лично накапливаемый капитал человека и гражданина, меняются содержание и механизмы реализации данного права».
Е.В. Чупрова отмечает, что «под правом граждан на пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики следует понимать гарантированную государством возможность в случае наступления страховых рисков, закрепленных в законе, ежемесячно получать денежный платеж (пенсию) в размере, соизмеримом, как правило, с прошлым заработком, обеспечивающим достойную жизнь пенсионера, а в случаях назначения пенсий без учета трудовой деятельности - в размерах, соизмеримых с соответствующим социальным стандартом». Однако, несмотря на экономические преобразования, уровень пенсионного обеспечения по-прежнему остается очень низким. Шестилетний период, прошедший с начала осуществления реформы, позволяет констатировать, что пенсионная система в складывающихся демографических и экономических условиях не способна защитить пенсионеров. Российские пенсионеры за годы рыночных реформ стали самой ущемленной частью общества.
В.Б. Савостьянова справедливо замечает, что «во многом низкий уровень пенсионного обеспечения объясняется недостаточной увязкой правовых норм, регулирующих пенсионную систему, с экономическими механизмами, обеспечивающими достаточную финансовую базу для соответствующего материального наполнения социальных нормативов».8
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает три вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца.
Конституция содержит правовую норму о том, что «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту», а не по старости. В российских пенсионных законах употребляется термин «пенсия по старости». И хотя пенсия по старости устанавливается по достижении определенного возраста, понятие «пенсионный возраст» в российском законодательстве отсутствует. В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости устанавливается по достижении 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами. Это предельный возраст, по достижении которого в России может устанавливаться пенсия по старости. Вторым условием, необходимым для установления пенсии по старости, является трудовой стаж. Так, для назначения трудовой пенсии по старости требуется не менее 5 лет страхового стажа. Такой ли должна быть дифференциация условий пенсионного обеспечения по признаку пола? По оперативной информации Минздравсоцразвития России, продолжительность жизни мужчин (с 2005 по 2007 г.) увеличилась с 58,9 до 61,5 года. Следует неутешительный вывод: продолжительность жизни мужчин на пенсии составляет полтора года. Как в данном случае рассматривать правовую норму, устанавливающую величину Т - ожидаемый период выплаты пенсий (используется при расчете страховой части трудовой пенсии), - равную в 2005 г. 13 годам и 6 месяцам, а в 2007 г. - 14 годам и 6 месяцам? Ведь право - регулятор общественных отношений. Оно не должно быть оторвано от действительных социальных процессов. В данном случае правовое регулирование нуждается в корректировке.
Различный пенсионный возраст и
требования к продолжительности
стажа мужчин и женщин были предметом
рассмотрения Конституционного Суда РФ.
Установив для мужчин и женщин
разный возраст выхода на пенсию по
старости и необходимый трудовой
стаж для назначения пенсии по старости
на общих основаниях и на льготных
условиях, законодатель применил дифференциацию,
основанную на физиологических и
других различиях между ними, а
также исходя из особой социальной
роли женщины, связанной с материнством,
что согласуется с положением
ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, в соответствии
с которым материнство
Наиболее актуальной проблемой
пенсионного обеспечения
Решение проблемы, связанной с уровнем
пенсионного обеспечения, зависит
не только от состояния экономики, но
и от изменения концепции