Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:12, дипломная работа
Объектом исследования является совокупность правоотношений, порождаемых усыновлением, и их правовое регулирование в семейном законодательстве РФ
Предметом исследования является юридическая конструкция усыновления и возможности реализации защиты прав детей по законодательству РФ
Цель дипломной работы анализ и всестороннее осмысление юридической конструкции усыновления, а также подготовка предложений по совершенствованию института усыновления в семейном законодательстве РФ.
Введение…………………………………………………………………………6
Глава 1. Истоки становления и развития института усыновления в России ………………………………………………………………………………….12
Глава 2. Понятие усыновления (удочерения) и источники его правового регулирования
Понятие усыновления (удочерения)…………………………… 23
2.2 Субъекты усыновления (удочерения) и требования предъявляемые к ним ………………………………………………… 27
2.3 Правовые последствия установления усыновления (удочерения).
……………………………………………………………………………34
Глава 3. Условия усыновления (удочерения)
3.1 Согласие на усыновление (удочерение) родителей и лиц их замещающих………………………………………………………………42
Согласие ребенка на усыновление (удочерения)…………………51
Согласие супруга на усыновление (удочерения)…………………54
3.4 Учет интересов ребенка при усыновлении (удочерении)………56
Глава 4. Порядок установления усыновления (удочерения) и его отмена
Выявление и учет детей, подлежащих усыновлению, и усыновителей……………………………………………………….59
Процедура судебного разбирательства дел об установлении усыновления (удочерения)…………………………………………64
Тайна усыновления……………………………………………….72
Государственная регистрация усыновления (удочерения)…….76 4 5.Основание и порядок отмены усыновления (удочерения)….82
4.6 Особенности усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами………………………………………………………………89
Заключение……………………………………………………………………100
Список использованных источников…………………………………………106
Ранее между существовавшими формами устройства детей в семью либо в специализированное детское учреждение закон не делал какого-либо различия. В Семейном кодексе же впервые реализованы предложения о необходимости законодательного признания преимущества семейных форм содержания и воспитания детей, утративших родительское попечение и детей-сирот, и отказа от монополии государства на воспитание таких детей в государственных воспитательных учреждениях. Закрепление в Семейном кодексе положения о приоритете семейных форм воспитания детей, безусловно, имеет принципиальный характер. Оно направлено на усиление гарантий соблюдения прав несовершеннолетних, поскольку воспитание в семье предпочтительнее с учетом как материально-бытовых условий жизни, так и иных самых разнообразных интересов ребенка. Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей.
Тем не менее, в настоящее время в России продолжают сохраняться негативные тенденции, создающие угрозу национальной безопасности. По данным прокурорской и следственной практики отмечается снижение числа детей, устроенных в семью и рост числа так называемых «государственных детей». Статистика комитета Госдумы по охране здоровья гласит, что почти каждый 300-ый ребенок в России живет в детском доме. На сегодняшний день около 143 тысяч детей-сирот нуждаются в семейном устройстве, из них около 100 тысяч – дети старше 10 лет. В 2008 году более 113 тысяч детей было передано в семьи по разным программам устройства [67].
В последние годы в России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлениям так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения детей-сирот при живых родителях является падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Мнения экспертов в вопросе, как решить эту проблему, сходятся к одному – необходима грамотная политика государства в вопросах защиты детей, а также активное участие общественности и СМИ.
В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайнюю актуальность.
О важности поднятой в работе темы говорит факт пристального внимания государства к проблемам детей, в частности детей-сирот и их устройства. Так, правительством были приняты две Федеральные целевые программы «Дети России» на 2003-2006 годы и ее продолжение на 2007-2010 годы. В последней программе говорится о том, что в Российской Федерации проживает 29 млн.детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей правительство относит детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число которых составляло на период утверждения целевой программы 731 тыс. Проблема социального сиротства, по утверждению авторов программы, продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства. Однако, развитие семейных форм устройства детей – сирот и активное внедрение таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном направлении предусматривается решение следующих основных задач: комплексное осуществление на федеральном уровне системы мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество, а также обеспечение мероприятий по пропаганде и развитию различных форм семейного устройства детей и оказание содействия гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, желающим принять ребенка на воспитание в семью [67].
Для решения проблем устройства детей-сирот и информирования потенциальных усыновителей при поддержке Министерства образования и науки РФ и Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей открылся интернет - проект «Усыновление в России». Во вступительном обращении Министр образования и науки РФ А.Фурсенко , в частности говорил: «Ситуация, которая сложилась вокруг проблемы усыновления в России заставляет искать новые пути ее решения. Задача нового интернет - проекта - донести до граждан и журналистов объективную информацию о том, какие возможности дает российское законодательство для устройства детей в новые семьи для их усыновления» («Российская газета» от 31 мая 2005 г.) [65].
Целью предложенной к
Задачи работы вытекают из характера и сущности поставленной цели и состоят в следующем:
Объектом данной дипломной
Предметом исследования
Методологическую и теоретическую основу работы составляют историко-правовой, сравнительно-правовой, структурно-системный, статистический методы. Указанные методы познания применяются в сочетании с логическими приемами анализа, синтеза, обобщения, аналогии.
Нормативно-правовую базу исследования составили: действующее гражданское, семейное, уголовное законодательство России, подзаконные нормативные акты в области защиты прав несовершеннолетних, Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ.
Теоретическую основу
Глава 1. Истоки становления и развития института усыновления в России
Истоки
формирования института усыновления
как социального явления
Как
полноценный институт усыновление
появилось в Древнем Риме. По римскому
праву усыновление
Усыновление как «
Длительное время правила, касающиеся усыновления, не подвергались существенным изменениям. Но затем все большее значение стало приобретать предписание.
В период реформ Петра I и эпохи царствования
Екатерины II, усыновлению как таковому
специально внимания не уделялось, специальных
законов, посвященных усыновлению, тогда
не было. Лишь в порядке исключения она
разрешила двум братьям графам Остерманам
усыновить старшего внука их сестры. Подобного
рода разрешение послужило в дальнейшем
основанием для других усыновлений с согласия
императрицы в каждом конкретном случае.
Можно сказать, что законодательство,
посвященное усыновлению, стало развиваться
в основном в начале XIX в. когда 11 октября
1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным
дворянам усыновлять ближайших законнорожденных
родственников через передачу им при жизни
фамилии и герба. С середины XIX в. стали
появляться правила, оказавшие влияние
на усыновление, и в их числе те, что позволяли
усыновлять не только сирот. Несколько
позже появиться целая серия указов, специально
предназначенных для усыновления. Среди
них следует отметить Свод законов гражданских
и Устав гражданского судопроизводства
отличающихся наиболее детальной регламентацией
норм об усыновлении. Так ст.145 Свода законов
гражданских закрепляла положение: «лицам
всех состояний, без различия пола
(кроме тех, кои по сану своему обречены
на безбрачие), если они не имеют собственных
законных или узаконенных детей, дозволяется
усыновлять своих воспитанников, приемышей
и чужих детей». Данное положение вводилось
с целью оградить права родных детей.
Заметной вехой в законодательстве, посвященном усыновлению, стал Закон от 12 марта 1891 г. «О детях усыновленных и узаконенных». Этот Закон разрешал не только узаконивать, но и усыновлять незаконнорожденных детей. Причем распространялось такое разрешение на всех детей безотносительно к их сословной принадлежности и вероисповеданию. Усыновителями тоже могли быть все лица, за исключением обреченных по сану на безбрачие. Но вводились и некоторые ограничения. Так, усыновлять было разрешено лишь тем, кто не имел собственных законных или узаконенных детей. Исключение составляли мещане и сельские обыватели.
Помимо прочих, в Своде законов гражданских было установлено, пожалуй, самое главное для православной России условие, связанное с необходимостью соблюдения церковных предписаний: «Усыновление лиц христианского вероисповедания нехристианами и сих последних лицами христианского вероисповедания воспрещается». В связи с этим следует сказать, что в Российской империи, особенно в конце ХIХ века, вопрос о праве иностранцев усыновлять российских детей относился к числу принципиальных. В связи с этим Гражданский кассационный департамент, во избежание недоразумений, в одном из своих решений предложил отталкиваться от положения, что иностранцы подлежат действию российских законов и пользуются их общей защитой и покровительством. Об этом же говориться и в комментариях к Закону от 12 марта 1891 г. «О детях усыновленных и узаконенных». В связи с этим для иностранцев, прибывающих в Россию или живущих в ней, но не принявших российского подданства, не существовало каких-либо особых правил, затрудняющих усыновление.
Свод Законов Гражданских, впитавший многовековой опыт правовой культуры прошлого, основное внимание уделял принципу сословности. Здесь имеется в виду необходимость неукоснительного соблюдения принципа сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т.д. В связи с этим усыновление подчинялось Закону «О состояниях». Согласно ст.1 этого Закона в Российском государстве были установлены различия права состояния для: природных обывателей, составляющих городское и сельское население; иностранцев; иностранцев проживающих в империи. К числу первых ст.2 относит: дворянство, духовенство, городских обывателей, сельских обывателей. Усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, в то же время получило значение генеалогического.
Интересным является то, что в зависимости от сословного положения усыновителя, законодательство устанавливало два различных порядка усыновления: путем приписки к семейству для дворян и путем внесения в купеческие свидетельства наравне с родными детьми усыновителя для мещан и сельских обывателей. Для этих категорий граждан имелась особая льгота: разрешалось усыновлять даже при наличии собственных детей. Порядок усыновления находился в прямой зависимости от сословной принадлежности, будь то подданный России или иностранец.