Военный суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 07:48, реферат

Описание

Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны. Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные. И именно о военных судах пойдет речь в этой работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
История военных судов в России………………………………………4
1. Основные положения организации работы военных судов РФ…..17
2. Система организации и комплектования военных судов РФ……..19
3. Полномочия военных судов РФ……………………………………..21
Заключение………………………………………………………………24
Литература………………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

ВОЕННЫЙ СУД.docx

— 57.72 Кб (Скачать документ)

Для организации единого  управления разрозненно создававшихся  военных трибуналов Реввоенсовет (РВС) Республики приказом № 94 от 14 октября 1918 г. учредил Военно-Революционнный Трибунал, переименованный в ноябре 1918 г. в Революционный Военный  Трибунал Республики (РВТР).

В январе 1919 года РВТР издал  первую инструкцию революционным военным  трибуналам фронтов и армий, определившую их структуру и порядок деятельности. В последующий период гражданской  войны их организация и деятельность регламентировались Положениями «О революционных военных трибуналах», первое из которых было утверждено постановлением РВС Республики от 4 февраля 1919 г., второе - декретом ВЦИК РСФСР  от 20 ноября 1919 г., а третье было введено  в действие приказом РВС Республики от 4 мая 1920 г.

Сам РВТР стал также и  судом первой инстанции по делам  о преступлениях, в совершении которых  обвинялись высшие военачальники, председатели и члены реввоентрибуналов фронтов и армий. Кроме того, решением РВС Республики дела могли изыматься из ведения РВТ фронтов и армий и передаваться на рассмотрение РВТР.

Таким образом, впервые в  отечественной истории высший военно-судебный орган стал рассматривать и разрешать  дела по существу. 24 ноября 1918 г. РВТР рассмотрел первое дело - в отношении бывшего  председателя реввоентрибунала Южного фронта, который по результатам судебного  разбирательства был направлен  на испытание в психиатрическую  больницу. С этого времени РВТР весьма интенсивно работал в качестве суда первой инстанции. Так, в 1920 году членами  этого трибунала, при штате 4 человека, были рассмотрены уголовные дела в отношении 290 человек (всеми же реввоентрибуналами в этом году были рассмотрены дела в отношении 106966 человек). Первым председателем РВТР был назначен К.Х. Данишевский, который  затем в начале 1921 года по решению  ЦК был направлен на ответственную  хозяйственную работу.

Переход к мирному строительству  обусловили сокращение Красной Армии  и необходимые структурные преобразования военных трибуналов. В 1921 году в их правовом положении произошло изменение, положившее основу дальнейшего функционирования военных судов как части единой судебной системы государства. Из специального репрессивного органа Революционного военного совета республики и революционных  военных советов фронтов и  армий, они фактически превратились в специализированные судебные органы, созданные для осуществления  правосудия в вооруженных силах, а также для рассмотрения дел  о совершении наиболее опасных преступлений. Нормативным документом, урегулировавшим  эти изменения, было постановление  ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Об объединении  всех Революционных трибуналов Республики». Согласно названному постановлению  в качестве единого кассационного  органа и органа ближайшего надзора  для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также судебного  учреждения для дел особой важности, был установлен состоящий при  Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Верховный Трибунал. В его  состав вошли Реввоентрибунал Республики, Главный революционный военный  железнодорожный трибунал и Кассационный трибунал. Одновременно упразднялись почти все революционные тыловые  военные трибуналы. Функции последних  были переданы, так называемым, «военным»  отделениям при губернских революционных  трибуналах, а функции Реввоентрибунала Республики - Военной коллегии Верховного Трибунала ВЦИК, которая продолжила работу по надзору и инспектированию  местных реввоентрибуналов, оставаясь  одновременно судом первой инстанции  при рассмотрении определенной категории  дел.

В 1922 году Военная коллегия вошла в состав Верховного Суда РСФСР.

23 ноября 1923 г. ЦИК СССР  утвердил Положение о Верховном  Суде Союза ССР, в соответствии  с которым Военная коллегия  передавалась в его состав. Фактически  она начала работать в составе  Верховного Суда СССР в апреле 1924 года.

Первым председателем  Военной коллегии Верховного Суда СССР в феврале 1924 года стал В. А. Трифонов, член партии большевиков с 1904 года. Накануне и после революции 1917 года он занимался формированием Красной  Армии, являлся активным участником гражданской войны. Возглавляя Военную  коллегию в течение двух лет, В.А. Трифонов многое сделал для становления  военных трибуналов как судов  общей юрисдикции Союза ССР.

Компетенция Военной коллегии в составе Верховного Суда СССР определялась Положением о Верховном Суде СССР от 23 ноября 1923 г. и Наказом Верховному Суду СССР от 14 июля 1924 г. Рассмотрению Военной коллегией подлежали  уголовные дела исключительной важности, направляемые ей особым постановлением Президиума ЦИК СССР или пленарного заседания Верховного Суда СССР, а  также дела по обвинению в совершении преступлений, отнесенных к производству военных трибуналов, лиц военного ведомства, включенных в особый список, утвержденный Президиумом ЦИК СССР. Согласно постановлению Президиума ЦИК СССР от 28 декабря 1923 г. в этот список вошли должностные лица от начальника штаба РККА до командиров и комиссаров корпусов, а также  судьи, начальники особых отделов и  прокурорские работники окружного  и армейского уровня. Деятельность Военной коллегии в конце 20 - 30-х  гг. в основном была направлена на борьбу с правонарушениями в армии и  на флоте и укрепление основ советского государства. С принятием Положений  о военных трибуналах и военной  прокуратуре (1926 г.) Военная коллегия стала кассационной и надзорной  инстанцией для всех военных трибуналов. В те годы на Военную коллегию в  законодательном порядке была возложена  и роль одного из органов чрезвычайной юстиции, выполнявших функцию политической репрессии в отношении так  называемых «врагов народа». В 1934 г. были приняты Постановления ЦИК  СССР «Об образовании общесоюзного Народного Комиссариата внутренних дел» и «О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным Комиссариатом  внутренних дел Союза ССР и  его местными органами». Этими нормативными актами на Военную коллегию возлагалась  обязанность по рассмотрению дел  об измене Родине, шпионаже, терроре, взрывах, поджогах, иных видах диверсий и  подобных им.

Происходило это в сложную  историческую эпоху, когда внутриполитическая обстановка, общественное мнение в  стране формировались идеологическими  установками об усилении классовой  борьбы, требовавшими решительной, жесткой  борьбы с противниками социалистического  строя. В ту пору деятельность всей государственной машины, в том числе и правоохранительных органов, была направлена на борьбу с контрреволюционными деяниями и военно-судебная система не могла находиться от них в стороне. Так, например, Военной коллегией были рассмотрены: в 1936 году - уголовное дело «троцкистско-зиновьевского террористического центра»; в марте 1938 г. - дело «антисоветского правотроцкистского» блока по обвинению Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова, Г. Г. Ягоды и др.4

Бывший член Военной коллегии Никифоровский В. И. так характеризовал тот период: «Мы судили контрреволюционеров  на основании совести и правосознания, во что крепко до самозабвения верили».

В 20 - 50-е годы вопросы судопроизводства во многом определялись не только законодательно, но и постановлениями Пленума  Верховного Суда СССР, а также решениями  органов исполнительной власти (Наркоматом юстиции, ЦИК и др.), которые принимались, порой исходя из политических интересов. Это позволяло административным учреждениям влиять на деятельность судов и, в частности, военных  трибуналов, включая Военную коллегию.

Сказанное не означает, что  военные трибуналы во всех случаях  шли на поводу у обвинительных  органов. Они не мирились с нарушениями  законности следственным аппаратом  НКВД, принимали принципиальные решения  об оправдании подсудимых или возвращении  дел для дополнительного расследования  в случаях недостаточности или  сомнительности доказательств. Для  многих такая принципиальность имела  серьезные, часто трагические последствия. Жертвами репрессий стали первые руководители военно-судебных органов: К.Х. Данишевский, В.А. Трифонов, Н.Ф. Бушуев, Л.Я. Плавнек и многие другие работники. Во время Великой Отечественной  войны компетенция военных трибуналов в силу понятных причин существенно  расширилась, что непосредственно  отразилось и на деятельности Военной  коллегии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном  положении» устанавливалось, что «в изъятие из действующих правил о  рассмотрении судами уголовных дел  в, местностях, объявленных на военном  положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного  порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных  трибуналов». Тогда же было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном  положении, и в районах военных  действий. Приговоры кассационному  обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены, лишь в порядке судебного надзора.

Не всем, быть может, известно, что в связи с объявлением  в г. Москве осадного положения Государственный  Комитет Обороны постановлением от 20 октября 1941 г. все гражданские  суды (как и органы прокуратуры) столицы  были переформированы в военные  трибуналы и военные прокуратуры.

Характерная особенность  работы военных трибуналов в годы войны - быстрота и гибкость судебной репрессии. Основные усилия они направляли на борьбу с вражескими лазутчиками, изменниками, карателями и другими  опасными преступниками. В отношении  же лиц, совершивших менее опасные  преступления, широко применялась законодательно предусмотренная отсрочка исполнения приговора с направлением в действующую  армию.

После окончания Великой  Отечественной войны Военная  коллегия продолжала рассматривать  дела в отношении военных преступников. Так в январе 1947 г. был вынесен  обвинительный приговор в отношении  атамана Краснова, генералов белой  армии Шкуро, Краснова и Доманова, командира «дикой дивизии» князя  Султан-Гирея Клыча, а также генерала германской армии эсэсовца фон Панвиц Гельмута.

Следуя объективности, надо отметить, что в послевоенный период, при жизни И. В. Сталина, Военная  коллегия наряду со всей судебной системой также продолжала выполнять политическую репрессивную функцию по борьбе с  «врагами народа». В сентябре 1950 г. члены  Военной коллегии рассмотрели так  называемое «ленинградское дело» по обвинению в контрреволюционной деятельности члена политбюро ЦК КПСС, председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского, секретаря ЦК КПСС А.А. Кузнецова, первого секретаря Ленинградского обкома партии П.С. Попкова, бывшего  председателя Совета Министров РСФСР  М.И. Родионова и других партийных  и советских работников; в 1953 году - дело по обвинению в террористической деятельности врачей - академиков М.С. Вовси, В.Н. Виноградова и др., которые  якобы умышленно умертвили путем  неправильного лечения А.А. Жданова, А.С. Щербакова, старались вывести  из строя маршалов А.М. Василевского, Л.А. Говорова, И.С. Конева и др.

В последующем судебные постановления  по этим делам были отменены, а осужденные реабилитированы. Причем в процессе реабилитации также активно участвовала  и продолжает участвовать Военная  коллегия.

Принципиальные изменения  произошли по окончании периода  культа личности Сталина, когда в 1953 г. в стране начался процесс переосмысления идеологических установок, постепенного восстановления законности и исправления  допущенных в прошлом нарушений  и ошибок. В декабре 1954 г. Военная коллегия рассмотрела дело по обвинению бывших министра госбезопасности СССР Абакумова В.С., начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР Леонова А.Г. и ряда других сотрудников МГБ СССР, признанных виновными, в частности, в фабрикации «ленинградского дела».

С принятием в 1957 г. Положения  о Верховном Суде СССР, а в 1958 г. нового Положения о военных трибуналах существенно изменилась компетенция  военных судов, которая отныне строго определялась общими для всех судов  общей юрисдикции целями осуществления  правосудия, а также задачей борьбы с посягательствами на боеспособность и боеготовность Вооруженных  Сил СССР. Военной коллегии стали  подсудны дела исключительной важности, а также дела о преступлениях  военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности  от командира соединения и выше и  им равные. Кроме того, она вправе была принять к своему производству в качестве суда первой инстанции  любое дело, подсудное военному трибуналу. о Верховном Суде СССР 1979 г. и на последующий период закрепил полномочия Военной коллегии на рассмотрение в  качестве суда первой инстанции дел  исключительной важности, подсудных  военным трибуналам, а также дел  о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира  соединения и выше и им равные. Одновременно за Военной коллегией остались функции  надзора за деятельностью военных  трибуналов.

В новой редакции Положения  о военных трибуналах 1980 г. компетенция  Военной коллегии оставались в прежней  формулировке, которая и просуществовала  вплоть до принятия в 1999 году Федерального конституционного закона «О военных  судах Российской Федерации».

Этот краткий исторический экскурс позволяет заметить, что  военные суды и Военная коллегия в предшествующие периоды были органами уголовного судопроизводства и предназначались  для рассмотрения дел в отношении  преимущественно военнослужащих, либо дел, по которым затрагивались интересы обороны и безопасности государства.

Военные трибуналы в советский  период отечественной истории рассматривались  в качестве одного из правоохранительных органов страны. При осуществлении  правосудия они были призваны «вести борьбу с посягательствами на безопасность СССР, боеспособность и боеготовность  его Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения  воинской службы» (ст. 2 Положения о  военных трибуналах 1980 г.) Военная  коллегия, как звено системы военных  трибуналов, также выполняла эти  социально значимые функции. Лишь в  местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действовали общие  суды, военные трибуналы рассматривали  гражданские дела. В соответствии с прежней редакцией ст. 116 ГПК  РСФСР и ст. 20 Положения о военных трибуналах Военная коллегия вправе была изъять любое гражданское дело из любого военного трибунала и принять к своему производству.

Одновременно Военная  коллегия являлась кассационной и надзорной  инстанцией по уголовным делам, рассматривавшимися нижестоящими военными трибуналами, она  занималась обобщением судебной практики военных трибуналов, проводила проверки их деятельности и давала методические рекомендации судьям, участвовала в  решении кадровых вопросов.

С учетом этой специфики  организовывалось комплектование и  материально-техническое обеспечение  военных трибуналов и Военной  коллегии. Так, установление структуры  и штатов военных трибуналов находилось в совместном ведении Министерства юстиции и Министерства обороны; личный состав военных трибуналов и  Военной коллегии входил в штатную  численность Вооруженных Сил  и обеспечивался всеми видами довольствия наравне с личным составом воинских частей и учреждений Министерства обороны. Через соответствующие  органы этого Министерства осуществлялось также материально-техническое снабжение  военных трибуналов, их финансирование, обеспечение транспортом, средствами связи и др.

В то же время указанная  специфика обеспечивала комплектование военных трибуналов и Военной  коллегии в 70-90 годах квалифицированными офицерскими кадрами, отличавшимися  высокой дисциплинированностью, ответственностью и оперативностью в работе. На должности  судей Военной коллегии подбирались  кандидаты только из числа лучших офицеров и генералов, которые имели  большой опыт судебной работы и прошли в военных трибуналах все должностные  ступени. Как правило, это были председатели военных трибуналов округов (флотов). На должности работников аппарата Военной  коллегии назначались судьи военных  трибуналов, имеющие опыт работы в  судах второй инстанции. Судебные решения  по уголовным делам, принимаемые  Военной коллегией, соответствовали  букве и духу закона, а качество их изложения нередко характеризовалось  как образцовое. Об оценке качественного  состава работников Военной коллегии в последние годы советского периода  свидетельствуют факты их привлечения  к участию в рассмотрении наиболее сложных и значимых дел, находившихся в производстве Верховного Суда СССР.

Информация о работе Военный суд