Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 07:48, реферат
Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны. Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные. И именно о военных судах пойдет речь в этой работе.
Введение…………………………………………………………………3
История военных судов в России………………………………………4
1. Основные положения организации работы военных судов РФ…..17
2. Система организации и комплектования военных судов РФ……..19
3. Полномочия военных судов РФ……………………………………..21
Заключение………………………………………………………………24
Литература………………………………………………………………..25
Для организации единого управления разрозненно создававшихся военных трибуналов Реввоенсовет (РВС) Республики приказом № 94 от 14 октября 1918 г. учредил Военно-Революционнный Трибунал, переименованный в ноябре 1918 г. в Революционный Военный Трибунал Республики (РВТР).
В январе 1919 года РВТР издал
первую инструкцию революционным военным
трибуналам фронтов и армий, определившую
их структуру и порядок
Сам РВТР стал также и судом первой инстанции по делам о преступлениях, в совершении которых обвинялись высшие военачальники, председатели и члены реввоентрибуналов фронтов и армий. Кроме того, решением РВС Республики дела могли изыматься из ведения РВТ фронтов и армий и передаваться на рассмотрение РВТР.
Таким образом, впервые в отечественной истории высший военно-судебный орган стал рассматривать и разрешать дела по существу. 24 ноября 1918 г. РВТР рассмотрел первое дело - в отношении бывшего председателя реввоентрибунала Южного фронта, который по результатам судебного разбирательства был направлен на испытание в психиатрическую больницу. С этого времени РВТР весьма интенсивно работал в качестве суда первой инстанции. Так, в 1920 году членами этого трибунала, при штате 4 человека, были рассмотрены уголовные дела в отношении 290 человек (всеми же реввоентрибуналами в этом году были рассмотрены дела в отношении 106966 человек). Первым председателем РВТР был назначен К.Х. Данишевский, который затем в начале 1921 года по решению ЦК был направлен на ответственную хозяйственную работу.
Переход к мирному строительству
обусловили сокращение Красной Армии
и необходимые структурные
В 1922 году Военная коллегия вошла в состав Верховного Суда РСФСР.
23 ноября 1923 г. ЦИК СССР
утвердил Положение о
Первым председателем
Военной коллегии Верховного Суда СССР
в феврале 1924 года стал В. А. Трифонов,
член партии большевиков с 1904 года.
Накануне и после революции 1917 года
он занимался формированием
Компетенция Военной коллегии
в составе Верховного Суда СССР определялась
Положением о Верховном Суде СССР
от 23 ноября 1923 г. и Наказом Верховному
Суду СССР от 14 июля 1924 г. Рассмотрению
Военной коллегией подлежали
уголовные дела исключительной важности,
направляемые ей особым постановлением
Президиума ЦИК СССР или пленарного
заседания Верховного Суда СССР, а
также дела по обвинению в совершении
преступлений, отнесенных к производству
военных трибуналов, лиц военного
ведомства, включенных в особый список,
утвержденный Президиумом ЦИК СССР.
Согласно постановлению Президиума
ЦИК СССР от 28 декабря 1923 г. в этот
список вошли должностные лица от
начальника штаба РККА до командиров
и комиссаров корпусов, а также
судьи, начальники особых отделов и
прокурорские работники окружного
и армейского уровня. Деятельность
Военной коллегии в конце 20 - 30-х
гг. в основном была направлена на борьбу
с правонарушениями в армии и
на флоте и укрепление основ советского
государства. С принятием Положений
о военных трибуналах и военной
прокуратуре (1926 г.) Военная коллегия
стала кассационной и надзорной
инстанцией для всех военных трибуналов.
В те годы на Военную коллегию в
законодательном порядке была возложена
и роль одного из органов чрезвычайной
юстиции, выполнявших функцию
Происходило это в сложную историческую эпоху, когда внутриполитическая обстановка, общественное мнение в стране формировались идеологическими установками об усилении классовой борьбы, требовавшими решительной, жесткой борьбы с противниками социалистического строя. В ту пору деятельность всей государственной машины, в том числе и правоохранительных органов, была направлена на борьбу с контрреволюционными деяниями и военно-судебная система не могла находиться от них в стороне. Так, например, Военной коллегией были рассмотрены: в 1936 году - уголовное дело «троцкистско-зиновьевского террористического центра»; в марте 1938 г. - дело «антисоветского правотроцкистского» блока по обвинению Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова, Г. Г. Ягоды и др.4
Бывший член Военной коллегии
Никифоровский В. И. так характеризовал
тот период: «Мы судили контрреволюционеров
на основании совести и
В 20 - 50-е годы вопросы судопроизводства во многом определялись не только законодательно, но и постановлениями Пленума Верховного Суда СССР, а также решениями органов исполнительной власти (Наркоматом юстиции, ЦИК и др.), которые принимались, порой исходя из политических интересов. Это позволяло административным учреждениям влиять на деятельность судов и, в частности, военных трибуналов, включая Военную коллегию.
Сказанное не означает, что
военные трибуналы во всех случаях
шли на поводу у обвинительных
органов. Они не мирились с нарушениями
законности следственным аппаратом
НКВД, принимали принципиальные решения
об оправдании подсудимых или возвращении
дел для дополнительного
Не всем, быть может, известно,
что в связи с объявлением
в г. Москве осадного положения Государственный
Комитет Обороны постановлением
от 20 октября 1941 г. все гражданские
суды (как и органы прокуратуры) столицы
были переформированы в военные
трибуналы и военные
Характерная особенность работы военных трибуналов в годы войны - быстрота и гибкость судебной репрессии. Основные усилия они направляли на борьбу с вражескими лазутчиками, изменниками, карателями и другими опасными преступниками. В отношении же лиц, совершивших менее опасные преступления, широко применялась законодательно предусмотренная отсрочка исполнения приговора с направлением в действующую армию.
После окончания Великой
Отечественной войны Военная
коллегия продолжала рассматривать
дела в отношении военных
Следуя объективности, надо
отметить, что в послевоенный период,
при жизни И. В. Сталина, Военная
коллегия наряду со всей судебной системой
также продолжала выполнять политическую
репрессивную функцию по борьбе с
«врагами народа». В сентябре 1950 г. члены
Военной коллегии рассмотрели так
называемое «ленинградское дело» по
обвинению в контрреволюционной
деятельности члена политбюро ЦК
КПСС, председателя Госплана СССР Н.А.
Вознесенского, секретаря ЦК КПСС А.А.
Кузнецова, первого секретаря
В последующем судебные постановления по этим делам были отменены, а осужденные реабилитированы. Причем в процессе реабилитации также активно участвовала и продолжает участвовать Военная коллегия.
Принципиальные изменения произошли по окончании периода культа личности Сталина, когда в 1953 г. в стране начался процесс переосмысления идеологических установок, постепенного восстановления законности и исправления допущенных в прошлом нарушений и ошибок. В декабре 1954 г. Военная коллегия рассмотрела дело по обвинению бывших министра госбезопасности СССР Абакумова В.С., начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР Леонова А.Г. и ряда других сотрудников МГБ СССР, признанных виновными, в частности, в фабрикации «ленинградского дела».
С принятием в 1957 г. Положения
о Верховном Суде СССР, а в 1958 г.
нового Положения о военных трибуналах
существенно изменилась компетенция
военных судов, которая отныне строго
определялась общими для всех судов
общей юрисдикции целями осуществления
правосудия, а также задачей борьбы
с посягательствами на боеспособность
и боеготовность Вооруженных
Сил СССР. Военной коллегии стали
подсудны дела исключительной важности,
а также дела о преступлениях
военнослужащих, имеющих воинские звания
генерала (адмирала) либо занимающих должности
от командира соединения и выше и
им равные. Кроме того, она вправе
была принять к своему производству
в качестве суда первой инстанции
любое дело, подсудное военному трибуналу.
о Верховном Суде СССР 1979 г. и на
последующий период закрепил полномочия
Военной коллегии на рассмотрение в
качестве суда первой инстанции дел
исключительной важности, подсудных
военным трибуналам, а также дел
о преступлениях
В новой редакции Положения о военных трибуналах 1980 г. компетенция Военной коллегии оставались в прежней формулировке, которая и просуществовала вплоть до принятия в 1999 году Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации».
Этот краткий исторический
экскурс позволяет заметить, что
военные суды и Военная коллегия
в предшествующие периоды были органами
уголовного судопроизводства и предназначались
для рассмотрения дел в отношении
преимущественно
Военные трибуналы в советский
период отечественной истории
Одновременно Военная коллегия являлась кассационной и надзорной инстанцией по уголовным делам, рассматривавшимися нижестоящими военными трибуналами, она занималась обобщением судебной практики военных трибуналов, проводила проверки их деятельности и давала методические рекомендации судьям, участвовала в решении кадровых вопросов.
С учетом этой специфики
организовывалось комплектование и
материально-техническое
В то же время указанная
специфика обеспечивала комплектование
военных трибуналов и Военной
коллегии в 70-90 годах квалифицированными
офицерскими кадрами, отличавшимися
высокой дисциплинированностью, ответственностью
и оперативностью в работе. На должности
судей Военной коллегии подбирались
кандидаты только из числа лучших
офицеров и генералов, которые имели
большой опыт судебной работы и прошли
в военных трибуналах все должностные
ступени. Как правило, это были председатели
военных трибуналов округов (флотов).
На должности работников аппарата Военной
коллегии назначались судьи военных
трибуналов, имеющие опыт работы в
судах второй инстанции. Судебные решения
по уголовным делам, принимаемые
Военной коллегией, соответствовали
букве и духу закона, а качество
их изложения нередко