Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 07:48, реферат
Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны. Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные. И именно о военных судах пойдет речь в этой работе.
Введение…………………………………………………………………3
История военных судов в России………………………………………4
1. Основные положения организации работы военных судов РФ…..17
2. Система организации и комплектования военных судов РФ……..19
3. Полномочия военных судов РФ……………………………………..21
Заключение………………………………………………………………24
Литература………………………………………………………………..25
В связи с упразднением структур судебной власти бывшего Союза ССР в 1991 году возник вопрос о дальнейшей судьбе военных трибуналов и Военной коллегии.
В.М. Лебедев, являвшийся в то время Председателем Верховного Суда РСФСР, работая над проектом судебной реформы, предложил сохранить военно-судебные органы в России как составную часть судебной системы нового государства.
С учетом суверенного права
Российской Федерации на осуществление
всей полноты власти на своей территории,
по предложению Верховного Суда постановлениями
Президиума Верховного Совета 28 декабря
1991 г. «О военно-судебных органах, дислоцированных
на территории РСФСР» и от 13 января
1992 г. «О военных трибуналах» Военная
коллегия бывшего Верховного Суда СССР
и военные трибуналы, дислоцирующиеся
на территории России были включены в
судебную систему Российской Федерации.
С этого времени Военная
21 апреля 1992 г. очередной
Съезд народных депутатов
С принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, где по иному определены понятие, задачи судебной власти и способы ее осуществления, начался новый, современный этап в развитии системы военных судов, который привел к их коренному преобразованию.
Одними из первых шагов на этом пути стало появление, при участии Военной коллегии, Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц» от 18 ноября 1992 г. № 14 и нормы Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», предоставляющей военнослужащим право обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие их права и свободы.
С 1993 года военные суды стали
рассматривать в порядке
23 октября 1996 г. принят
Федеральный конституционный
1.Основные положения
организации работы военных
29 июня 1999 г. официально
опубликован и вступил в силу
Федеральный конституционный
Вступивший в силу Закон устанавливает полномочия, порядок образования и деятельности военных судов в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации". При этом в Законе учтены новые требования, предъявляемые сегодня к судам общей юрисдикции, в связи с чем в нем имеются новеллы, которые в будущем планируется ввести и для остальных судов общей юрисдикции.
Давая характеристику Закону в целом, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что в нем получил дальнейшее развитие принцип единства судебной системы Российской Федерации, согласно которому военные суды не образуют какую-то самостоятельную и обособленную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом. В своей деятельности при рассмотрении дел они руководствуются, как и другие суды общей юрисдикции, таким же процессуальным и материальным законодательством, а их решения могут быть обжалованы, наравне с решениями иных судов общей юрисдикции, в Верховный Суд РФ. Особенностью военных судов является то, что они осуществляют правосудие в специфических армейских условиях.
Данные положения закреплены
в ст. 1 рассматриваемого Закона, согласно
которой военные суды входят в
судебную систему Российской Федерации,
являются федеральными судами общей
юрисдикции и осуществляют судебную
власть в Вооруженных Силах РФ,
других войсках, воинских формированиях
и федеральных органах
В нашем же новом Законе, напротив, усилены гарантии независимости судей военных судов от командования и исполнительной власти. С этой целью военные суды выведены из состава Вооруженных Сил, куда ранее они организационно входили.
Кроме того, существенно изменен порядок материально - технического обеспечения военных судов, которое до принятия Закона целиком было возложено на органы военного управления, которые зачастую сами были участниками судебных разбирательств в военных судах.
На Вооруженные Силы осталось возложено обеспечение военных судов, в основном, лишь такими специфическими средствами, как вооружение, связь, транспорт, а также охрана предоставленных военным судам служебных помещений.
Наряду с укреплением в системе военных судов общих для всех судов принципов осуществления правосудия в новом Законе подробно освещены специфические моменты организации и деятельности военных судов, обусловленные их работой в войсках.
Исходя из того, что военные суды работают в условиях, в которых действуют Вооруженные Силы, в целях обеспечения их мобильности, близости к войскам, готовности действовать в военное время, боевой обстановке, экстремальных ситуациях, предусматривается, что судьи военных судов и часть работников их аппаратов находятся на военной службе и имеют воинское звание офицерского состава, что является основным принципиальным отличием военных судов от остальных федеральных судов общей юрисдикции (ст.27 и 33).
В соответствии со ст. 27 анализируемого Закона одним из обязательных требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи военного суда, наряду с общими требованиями к остальным кандидатам в судьи, является наличие офицерского звания и заключение контракта о прохождении военной службы.
Но поскольку военные
суды исключены из состава Вооруженных
Сил, вводится институт прикомандирования
судей и работников аппаратов
из числа военнослужащих к военным
судам, аналогичный прикомандированию
военнослужащих к другим федеральным
органам государственной
2.Система организации и комплектования военных
судов РФ.
В новом Законе установлена система военных судов, которая состоит из окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов. Кроме того, впервые на законодательном уровне определено, что в случаях, предусмотренных международными договорами, допускается создание военных судов за границей, если там дислоцируются российские воинские формирования, по месту их дислокации.
В соответствии со ст. 21 Закона
гарнизонный военный суд
Окружной (флотский) военный
суд образуется в составе председателя,
его заместителей, а также других
судей. В окружном (флотском) военном
суде может быть образована должность
первого заместителя
Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является Верховный Суд Российской Федерации. Полномочия Верховного Суда РФ по рассмотрению дел, подсудных военным судам, приведены в ст. ст. 9-10 Закона, согласно которым Военная коллегия Верховного Суда РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.
Она образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ. Председатель Военной коллегии является заместителем Председателя Верховного Суда РФ.
Осуществление правосудия в
военных судах и Военной
Судьи военных судов обладают всеми правами, предоставленными судьям судов общей юрисдикции. На них полностью распространяются гарантии независимости судей, при осуществлении правосудия они подчиняются только Конституции и федеральному закону.
Согласно ст. 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 6 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" судьи военных судов назначаются на должности Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на заключении квалификационных коллегий этих судов. Для председателей военных судов и их заместителей требуется заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Органы судейского сообщества создаются в военных судах округов (флотов) в соответствии с Законом о статусе судей и выражают интересы судей как носителей судебной власти. Конференции судей военных судов округов (флотов), а в период между конференциями - избираемые ими Советы судей обсуждают и решают вопросы, круг которых определен п. 3 ст. 17 Закона о статусе судей. Для решения вопросов, указанных в ст. 18 названного Закона (отбора кандидатов на должность судьи, приостановления и прекращения полномочий судьи и др.), на конференциях судей избираются квалификационные коллегии судей. Они образуются из равного числа судей военных судов гарнизонов и им равных и соответствующих вышестоящих судов. Высшая квалификационная коллегия судей РФ образуется из числа судей общих, арбитражных и военных судов всех уровней.
3.Полномочия военных судов Российской Федерации.
В Федеральном конституционном
законе "О военных судах Российской
Федерации" несколько изменена существовавшая
ранее подсудность дел военным
судам. Так, в нормах ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Закона
закреплено, что военным судам
подсудны только те гражданские дела,
которые возбуждаются по жалобам
военнослужащих и граждан, проходящих
военные сборы, на действия (бездействие)
и решения органов военного управления
и воинских должностных лиц, а
также дела по аналогичным жалобам
граждан, уволенных с военной
службы или прошедших военные
сборы, если нарушение их прав, свобод
и интересов произошло в период
прохождения ими военной