Защита гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание

Соотношение понятий “право” и “свобода” характеризуются, прежде всего, тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое – субъективное право любого человека или только гражданина РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Становление прав и свобод человека………………………………...5
1.1 Понятие и сущность прав и свобод…………………………………5
1.2 Историческое развитие прав и свобод………………………………8
Глава 2. Формы и способы защиты гражданских прав….…………………...16
2.1 Формы защиты гражданских прав……………...…………………..16
2.2 Способы защиты гражданских прав………………………...……...19
2.3 Выбор способа защиты…………………………...…………………20
2.4 Конкретные способы защиты………………………………………22
Заключение………………………………………………………………….….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ГП.docx

— 58.40 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....2

Глава 1. Становление  прав и свобод человека………………………………...5

    1. Понятие и сущность прав и свобод…………………………………5

    1.2 Историческое  развитие прав и свобод………………………………8

Глава 2. Формы и способы защиты гражданских прав….…………………...16

    2.1 Формы защиты  гражданских прав……………...…………………..16

    2.2 Способы  защиты гражданских прав………………………...……...19

    2.3 Выбор способа  защиты…………………………...…………………20

    2.4 Конкретные  способы защиты………………………………………22

Заключение………………………………………………………………….….30

Список нормативно правовых актов…………………......................................32

Список литературы…………………………………………………………….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В статье 2 Конституции Российской Федерации (РФ) говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.

     Подчёркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Наоборот, эта обязанность  правового государства может  значительно повысить его авторитет  и значение в жизни общества, в  организации экономической и  культурной жизни общества. Разумеется, если эти необходимые общественные функции государства будут полно  и последовательно исполняться. 

     Права человека – это определённые нормативно структурированные свойства и особенности  бытия личности, которые выражают её свободу и являются  неотъемлемыми  и необходимыми способами и условиями  её жизни, её взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

     Поглощение  гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.

     Теория  прав человека как наука призвана изучать природу и сущность этого  явления, его генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные  предпосылки. Важнейшее место в  науке о правах человека отводится  исследованию взаимодействия прав человека и государства. Так же она рассматривает  их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с  политикой, нравственностью, философией, религией, поскольку права человека – это сложное многомерное  образование.

     Правовое  демократическое государство признаёт приоритет прав человека, ограничивая  этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа государства  раскрывается через права человека, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством.

     Для России крайне важны понятия прав человека. Особая их значимость  в  жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между людьми и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения.

     Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина дополняются международно-правовыми  формами их обеспечения. Поэтому  важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека, её развитие, сочетание  универсальных и региональных механизмов, осуществляющих такую функцию.

     Учитывая  значимость прав человека в обеспечении  нормальной жизнедеятельности общества, следует обратить особое внимание на механизмы и процедуры их защиты, раскрыть её конституционные, судебные, административно-правовые способы.

        Конституционное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное право изучают процедуры и механизмы защиты прав человека, способы восстановления нарушенных прав.

     Отраслевые  юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические  и иные  права индивидов, в единстве своём образующие правовой статус человека и гражданина.

     Знания  о правах человека, ставят целью  не только воспитывать людей, формировать  правильные представления о правах человека как необходимом условии  его свободы и равенства, но и  создавать правовое общество, в котором  права человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего  уклада государственной и общественной жизни. 

     Защита  гражданских прав - одна из важнейших  категорий теории гражданского и  гражданско-процессуального права, без уяснения которой весьма сложно разобраться в характере и особенностях гражданско-правовой санкции, механизме их реализации и других вопросах.

     Предметом защиты являются не только субъективные гражданские права, но и охраняемые законом интересы (ст. 3 ГПК РФ). Субъективное гражданское право и охраняемый законом интерес является очень  близкими и зачастую совпадающими правовыми  категориями. В самом деле, в основе всякого субъективного права  лежит тот или иной интерес, для  удовлетворения которого субъективное право и предоставляется управомоченному. Одновременно охраняемые интересы в большинстве случаев опосредуются конкретными субъективными правами, в связи, с чем защита субъективного права представляет собой и защиту охраняемого законом интереса. Так, например, интерес арендатора в пользовании имуществом выступает в форме субъективного права владения и пользования имуществом, защитой которого обеспечивается и защита соответствующего интереса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Становление прав и свобод человека. 

    1. Понятие и  сущность прав и свобод.
 

     Соотношение понятий “право” и “свобода”  характеризуются, прежде всего, тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое – субъективное право любого человека или только гражданина РФ.

     Но  иногда между этими понятиями  проводится различие. Анализ конституционного законодательства показывает, что термин “свобода” призван подчеркнуть  более широкие возможности индивидуального  выбора, не очерчивая конкретного  его результата: “каждому гарантируется  свобода совести, свобода вероисповедания…”1(статья 28 Конституции РФ). В то время как термин “право” определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). При этом “право” может самой Конституцией включаться в состав “свободы”.

     Однако  разграничение между правами  и свободами провести трудно, поскольку  зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями так же именуют “свободами”. Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся ещё в 18-19 веках.

     Различие  между человеком и гражданином, как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции РФ. Конституционные права и свободы  человека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица являющиеся гражданами Российской Федерации, статьи Конституции  указывают на это.

     Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации  их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.        2

     В современном мире сохраняются различные  подходы к взаимодействию права  и государства, человека и государства. Они не замыкаются в сфере научных  дискуссий и находят свое отражение  в конституциях современных государств. Так, в конституциях Франции, США, Италии, Испании воплощена естественноправовая  концепция прав человека, в конституциях Австрии, ФРГ – позитивистская. Однако такие различия в конституционных  записях не следует переоценивать, поскольку основные законы всех стран  ориентированы на принципы правового  государства и, следовательно, на защиту и охрану прав человека.

     Вместе  с тем различия естественноправового и позитивистского подходов к  природе прав человека требуют внесения определенной ясности. Прежде всего, ограничение  власти государства правами человека не должно вести к умалению его  роли, которая весома не только в  охране прав и свобод человека, но и  в придании им законодательной формы. Резкая поляризация этих учений (естественноправовой  школы и позитивизма) обусловливалось  различными путями осуществления буржуазных революций в различных странах. Государство не может не признавать права человека на жизнь, неприкосновенность личности, жилища. И хотя эти права  принадлежат человеку от рождения, но “защищенность” им придает юридическая  форма, т.е. закон.

     Не  отрицая большой новизны, специфики  и богатства содержания современных  развитых представлений о правах человека, следует вместе с тем  иметь в виду и момент исторической преемственности этих представлений  с предшествующими правовыми  воззрениями на человека как участника  социальной жизни. Как реально, так  и теоретически каждая исторически  данная  система права включала и включает в себя определенную юридическую  концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2  Историческое развитие прав и свобод. 

     Историческое  развитие начал свободы и права  в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей  в качестве формально (юридически) свободных  личностей. Через механизм права  – формального (правового) равенства  – первоначально несвободная  масса людей постепенно преобразуется  в свободных индивидов. Можно  сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем  обществе.

     Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались в общем русле мифологических представлений о том, что полис (город-государство) и его законы имеют божественное происхождение  и опираются на божественную справедливость. Право вообще и права отдельных  людей – членов полиса восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядку  справедливости.

     Божественная  по своей природе справедливость у Гомера выступала в качестве объективного основания и правого  критерия. И только то, что соответствовало  тогдашним взглядам на справедливость, воспринималось как право.4

     Поиски  объективной нормы справедливости и права для полиса и его  граждан были продолжены пифагорейцами (6-5 вв. до н.э.). Они сформулировали весьма важное для последующих представлений  о естественных правах человека положение  о том, что “справедливое состоит  в воздаянии другому равным”. Это определение представляло собой  философскую абстракцию и интерпретацию древнего принципа талиона (око за око, зуб за зуб).

     В концепции Эпикура справедливость – представляет собой естественное право с изменяющимся содержанием. Эпикуровская договорная трактовка  государства и права подразумевает  равенство, свободу и независимость  людей – членов договорного общения  и по существу является исторически  первой философско-правовой концепцией либерализма и правового индивидуализма. Свобода человека – это, согласно Эпикуру, его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы – это сфера его ответственности за себя, она вне и необходимости, поскольку “необходимость не подлежит ответственности”, и непостоянного случая. Свобода обретается благодаря уяснению того, “что зависит от нас” и “ не подлежит никакому господину”. “Необходимость, - говорил он, - есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью”.    Важная линия связи тянется от договорно-правовой концепции Эпикура к идеям общественного договора Нового времени.5

Информация о работе Защита гражданских прав