Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:42, курсовая работа
Соотношение понятий “право” и “свобода” характеризуются, прежде всего, тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое – субъективное право любого человека или только гражданина РФ.
Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Становление прав и свобод человека………………………………...5
1.1 Понятие и сущность прав и свобод…………………………………5
1.2 Историческое развитие прав и свобод………………………………8
Глава 2. Формы и способы защиты гражданских прав….…………………...16
2.1 Формы защиты гражданских прав……………...…………………..16
2.2 Способы защиты гражданских прав………………………...……...19
2.3 Выбор способа защиты…………………………...…………………20
2.4 Конкретные способы защиты………………………………………22
Заключение………………………………………………………………….….
Естественноправовые идеи древнегреческих мыслителей о свободе и равенстве всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме.
Так,
положения греческих стоиков
о мировом естественном законе были
использованы римскими стоиками. Из их
естественноправовых позиций
В естественноправовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру “закон судьбы” играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы. Вселенная, согласно Сенеке, естественное государство со своими естественными правами, признание которых – является необходимым. Членами этого государства по закону природы являются все люди независимо от того, признают они это или нет. Отдельные государственные образования и их установление – случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.
Существенный
вклад в развитие юридических
представлений о правах человека
внесли римские юристы. Большое значение
имели разработанные ими
Опираясь
на источники действующего права, римские
юристы в своей трактовке прав
индивидов использовали сложившиеся
правовые нормы в духе их соответствия
требованиям справедливости и в
случае коллизий изменяли старую норму
с учетом новых представлений
о справедливости и справедливом
праве. Такая деятельность римских
юристов обеспечивала взаимосвязь
различных источников права и
содействовала сочетанию
Романист Т. Кипп писал: “Ни одно из самых блестящих положений римского права не обеспечивало за ним в такой мере право на бессмертие, как его отношение к справедливости. Справедливость есть, прежде всего, нравственное понятие, означающее справедливость, правильность. Представляя с субъективной стороны лишь известную добродетель, в то же время определяла содержание норм”.
Таким образом, римская юриспруденция, распространяя на государство (как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения.
Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями средневековья.
“Ряд
средневековых мыслителей (Марсилий
Падуанский, Генри Брэктон, и д.р.)
защищали идею свободы, равенства всех
перед законом. Характерна в этом
отношении антикрепостническая
позиция известного французского юриста
13 в. Бомануара, утверждавшего, что “каждый
человек свободен”, и стремившегося
к конкретизации данной идеи в
своих юридических построениях”
Новое звучание и смысл, античные идеи естественноправового равенства и свободы всех людей получили в христианстве.
Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как “дети Божии”. Это всеобщее равенство сочетается в христианстве с всеобщей свободой. “Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой” (Иак., 1, 25).
Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и д.р.).
В духе античных естественноправовых идей Фома Аквинский утверждал что, цель государства – это “общее благо” его членов, обеспечение условий для их достойной жизни. При этом он противопоставлял политическую монархию тирании и обосновывал право народа на свержение тиранического строя.
Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей не прекратила своего существования в средние века, она продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях, в творчестве светских и религиозных авторов.
Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в трудах мыслителей Нового времени. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые представления о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях. 7
Новая
рационалистическая теория прав человека
была разработана в трудах Г. Гроция,
Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона,
И. Канта и других мыслителей. Своей
критикой феодального строя и
обоснованием новых концепций о
правах и свободах личности, о необходимости
господства права в отношениях между
индивидом и государством эта
теория внесла большой вклад в
формирование нового юридического мировоззрения,
в идеологическую подготовку буржуазных
революций и юридическое
Важным
элементом этого процесса стала
концепция общественного
Развивая
естественноправовые воззрения
и договорную концепцию государства,
Б. Спиноза отмечал, что “цель
государства в действительности
есть свобода”. Он подчеркивал, что
“естественное право каждого
в гражданском состоянии не прекращается”,
поскольку и в естественном, и
в гражданском состоянии
Последовательная
либеральная доктрина неотчуждаемых
естественных прав и свобод человека
на основе идей господства права, правовой
организации государственной
Большим достоинством локковского учения о правах человека является анализ необходимой внутренней связи между свободой и законом. “Несмотря на всевозможные лжетолкования, - писал Локк, - целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. …Там, где нет законов, там нет и свободы”.
Общественный договор – это, по Локку, постоянно действующий фактор политической жизни, договорные отношения народа с политической властью – непрерывный процесс, протекающий в соответствии с принципом согласия индивидов и народа в целом с действием властей.8
Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами обновления и гумманизации общественных и государственных порядков.
Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние на процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права, так или иначе, испытывало и продолжает испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.
Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран (Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстояли прогрессивные буржуазные преобразования.
Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение в царской России.9
Одним
из первых защитников таких идей в
России был А.Н. Радищев. Эти идеи
он использовал для критики
Свобода личности была основной и главной проблемой всего творчества Н.А. Бердяева. Себя он называл “сыном свободы” и говорил: “Я основывал свое дело на свободе”. Данную тему, а вместе с ней и вопросы прав и свобод личности Бердяев освещал с позиций разработанной им оригинальной философской концепции христианского персонализма.
В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида. “Личность, - говорит автор, - есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием”. Личность не готовая данность, а задание, идеал человека, она самосоздается.
Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно, лишь признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней властью. “Эта основная истина о свободе, - отмечает Бердяев, - находила свое отражение в учении о естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как о свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях. Бенжамен Констан видел в этом отличие понимания свободы в христианский период истории от понимания ее в античном греко-римском мире”. 10
Из вышесказанного в данной главе следуют следующие выводы, права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.
Объем
этих благ и условий исторически
всегда определялся положением индивида
в классовой структуре
Само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла другие качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее расширение и обогащение.
Процесс
исторического творчества человека
в значительной мере зависит от объема
его прав и свобод, определяющего
его социальные возможности и
блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности,
систему связей, взаимодействий, отношений
людей в обществе. Поэтому проблема
прав человека всегда была предметом
острых классовых битв, которые велись
за обладанием правами, за расширение
прав, фиксировавших статус человека
в обществе. И каждая ступень развития
общества была шагом на пути обретения
и расширения свободы. История показывает,
что необходимы постоянные усилия для
поддержания и защиты прав и свобод
человека. Каждое поколение отвечает
за вечный вызов истории, связанный
с отстаиванием такой великой
ценности, как свобода и права
человека.