Защита гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание

Соотношение понятий “право” и “свобода” характеризуются, прежде всего, тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое – субъективное право любого человека или только гражданина РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....2
Глава 1. Становление прав и свобод человека………………………………...5
1.1 Понятие и сущность прав и свобод…………………………………5
1.2 Историческое развитие прав и свобод………………………………8
Глава 2. Формы и способы защиты гражданских прав….…………………...16
2.1 Формы защиты гражданских прав……………...…………………..16
2.2 Способы защиты гражданских прав………………………...……...19
2.3 Выбор способа защиты…………………………...…………………20
2.4 Конкретные способы защиты………………………………………22
Заключение………………………………………………………………….….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ГП.docx

— 58.40 Кб (Скачать документ)

     Естественноправовые идеи древнегреческих мыслителей о  свободе и равенстве всех людей  получили дальнейшее развитие в Древнем  Риме.

     Так, положения греческих стоиков  о мировом естественном законе были использованы римскими стоиками. Из их естественноправовых позиций следует, что рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и мировому согражданству  людей.

     В естественноправовой концепции  Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру “закон судьбы”  играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и  законы. Вселенная, согласно Сенеке, естественное государство со своими естественными  правами, признание которых –  является необходимым. Членами этого  государства по закону природы являются все люди независимо от того, признают они это или нет. Отдельные  государственные образования и  их установление – случайны и значимы  не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа  людей.

     Существенный  вклад в развитие юридических  представлений о правах человека внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения  о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному  праву, о делении права на частное  и публичное, о справедливом и  несправедливом праве и т.д.

     Опираясь  на источники действующего права, римские  юристы в своей трактовке прав индивидов использовали сложившиеся  правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости и в  случае коллизий изменяли старую норму  с учетом новых представлений  о справедливости и справедливом праве. Такая деятельность римских  юристов обеспечивала взаимосвязь  различных источников права и  содействовала сочетанию стабильности и гибкости в развитии и обновлении юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права.6

     Романист  Т. Кипп писал: “Ни одно из самых  блестящих положений римского права  не обеспечивало за ним в такой  мере право на бессмертие, как его  отношение к справедливости. Справедливость есть, прежде всего, нравственное понятие, означающее справедливость, правильность. Представляя с субъективной стороны лишь известную добродетель, в то же время определяла содержание норм”.

     Таким образом, римская юриспруденция, распространяя  на государство (как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права, трактовала взаимосвязи  государства и личности как правоотношения.

     Античные  идеи свободы и равенства людей  были восприняты и развиты светскими  и религиозными мыслителями средневековья.

     “Ряд  средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, и д.р.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом отношении антикрепостническая  позиция известного французского юриста 13 в. Бомануара, утверждавшего, что “каждый  человек свободен”, и стремившегося  к конкретизации данной идеи в  своих юридических построениях”.

     Новое звучание и смысл, античные идеи естественноправового равенства и свободы всех людей получили в христианстве.

     Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы  и сыграло значительную роль в  процессе становления универсальных  понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как “дети Божии”. Это всеобщее равенство сочетается в христианстве с всеобщей свободой. “Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой” (Иак., 1, 25).

     Новозаветные  идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях  ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и д.р.).

     В духе античных естественноправовых  идей Фома Аквинский утверждал что, цель государства – это “общее благо” его членов, обеспечение  условий для их достойной жизни. При этом он противопоставлял политическую монархию тирании и обосновывал  право народа на свержение тиранического  строя.

     Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей не прекратила своего существования в средние века, она продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях, в творчестве светских и религиозных авторов.

     Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в  трудах мыслителей Нового времени. Юридическое  мировоззрение нового восходящего  строя утверждало новые представления  о свободе человека посредством  господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях. 7

     Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других мыслителей. Своей  критикой феодального строя и  обоснованием новых концепций о  правах и свободах личности, о необходимости  господства права в отношениях между  индивидом и государством эта  теория внесла большой вклад в  формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление  их результатов.

     Важным  элементом этого процесса стала  концепция общественного договора как источника происхождения  и правовой основы деятельности государства. Разрабатывая договорную концепцию  государства, Г. Гроций писал: “Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы”. С таким пониманием государства, содержавшим идею правовой государственности, связано (у Гроция и ряда последующих мыслителей) и положение о естественном человеческом праве оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного договора.

     Развивая  естественноправовые воззрения  и договорную концепцию государства, Б. Спиноза отмечал, что “цель  государства в действительности есть свобода”. Он подчеркивал, что  “естественное право каждого  в гражданском состоянии не прекращается”, поскольку и в естественном, и  в гражданском состоянии человек  действует по законам своей природы, побуждается страхом или надеждой. Полное лишение людей их естественных прав привело бы к тирании.

     Последовательная  либеральная доктрина неотчуждаемых  естественных прав и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была разработана Д. Локком.

     Большим достоинством локковского учения о  правах человека является анализ необходимой  внутренней связи между свободой и законом. “Несмотря на всевозможные лжетолкования, - писал Локк, - целью  закона является не уничтожение и  не ограничение, а сохранение и расширение свободы. …Там, где нет законов, там  нет и свободы”.

     Общественный  договор – это, по Локку, постоянно  действующий фактор политической жизни, договорные отношения народа с политической властью – непрерывный процесс, протекающий в соответствии с  принципом согласия индивидов и  народа в целом с действием  властей.8

     Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской  Декларации 1789 г., приобрели общемировое  звучание и стали императивами обновления и гумманизации  общественных и государственных порядков.

     Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего  опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских  традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости  США 1776 г., Конституции США 1787 г. и  т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние на процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека, и гражданина. Все  последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права, так или иначе, испытывало и продолжает испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.

     Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых  мыслителей тех стран (Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстояли прогрессивные  буржуазные преобразования.

     Под заметным влиянием передовой европейской  политико-правовой мысли и революционных  преобразований в 18 веке в США и  во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых  правах и свободах человека постепенно получили распространение в царской  России.9

     Одним из первых защитников таких идей в  России был А.Н. Радищев. Эти идеи он использовал для критики российского  самодержавия и крепостничества. С  естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и  равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении  государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве  свергнуть несправедливый строй.

     Свобода личности была основной и главной  проблемой всего творчества Н.А. Бердяева. Себя он называл “сыном свободы” и говорил: “Я основывал свое дело на свободе”. Данную тему, а вместе с ней и вопросы прав и свобод личности Бердяев освещал с позиций разработанной им оригинальной философской концепции христианского персонализма.

     В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида. “Личность, - говорит автор, - есть свобода и  независимость человека в отношении  к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое  самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает эгоцентрической  изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению  к материальному миру, который  есть материал для работы духа. И  вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным  содержанием”. Личность не готовая  данность, а задание, идеал человека, она самосоздается.

     Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно, лишь признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней властью. “Эта основная истина о свободе, - отмечает Бердяев, - находила свое отражение в учении о естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как о свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях. Бенжамен Констан видел в этом отличие понимания свободы в христианский период истории от понимания ее в античном греко-римском мире”. 10

     Из  вышесказанного в данной главе следуют  следующие выводы, права человека формировались из многократно воспроизводимых  актов деятельности людей, повторяющихся  связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов  со своими потребностями, целями, неизбежно  столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий  жизни (материальных и духовных), получению  которых должны содействовать общество и государство.

     Объем этих благ и условий исторически  всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такая  условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и д.р.), которые не давали возможности правам человека обрести признак универсальности на основе принципов свободы и формального равенства, получить современное звучание.

     Само  зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства  были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность  распределения прав человека между  различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов общественного  развития. Каждая новая его ступень  добавляла другие качества правам человека, распространяла их на более широкий  круг субъектов. И происходило это  в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее расширение и обогащение.

     Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющего  его социальные возможности и  блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отношений  людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом  острых классовых битв, которые велись за обладанием правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения  и расширения свободы. История показывает, что необходимы постоянные усилия для  поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает за вечный вызов истории, связанный  с отстаиванием такой великой  ценности, как свобода и права  человека. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Защита гражданских прав