Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:22, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексный общетеоретический анализ феномена прав ребенка, их нормативного закрепления в белорусском и международном праве, эффективности механизма их защиты, а также выработка теоретических и практических предложений, направленных на совершенствование предпринимаемых Белорусским государством и обществом в этом направлении мер, имеющих важное социально–культурное значение.
Введение
Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 в. Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок – родителей». Это говорит о том, что существуют проблемы, острота которых всегда остается неизменной. Одна из них – права ребенка и их защита.
В современном мире проблема защиты жизни детей приобрела особую актуальность. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, жестокое обращение с детьми стало глобальной проблемой с серьезными негативными последствиями: каждый год только от домашнего насилия в мире погибает более 30 тысяч детей в возрасте до 15 лет.
Защита прав и интересов несовершеннолетних имеет международное значение. Об этом свидетельствует целый ряд принятых международных правовых актов. Во Всеобщей декларации прав человека ООН провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Необходимость в особой защите ребенка предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка и Декларации прав ребенка, признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в ст. 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.
Одним из самых важных достижений международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом того факта, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, но и признание детей самостоятельными субъектами права. Причем, если в Декларации прав ребенка 1924 г. дети рассматривались исключительно как объект защиты, то в Декларации прав ребенка 1959 г. наметилась тенденция признания ребенка в качестве субъекта прав, о чем свидетельствуют ее отдельные положения. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка, закрепившую его в качестве субъекта прав. Конвенция о правах ребенка создала новую модель отношения к детям, послужила толчком для изменения положения ребенка в семье и обществе. Представляет интерес высказанное в связи с этим мнение, что «никто из современных … правоведов не оспаривает более тот факт, что ребенок является самостоятельным носителем прав – специальным субъектом права».
Таким образом, выбор темы курсовой работы обусловлен необходимостью всестороннего и комплексного теоретико–правового исследования проблемы прав ребенка и их защиты в современной юридической науке, анализа их законодательного закрепления, определения роли составных элементов механизма защиты прав ребенка как инструментов укрепления его правового статуса и выработки научных и практических рекомендаций по повышению в новых общественных условиях эффективности обеспечения прав ребенка как основы будущего поколения.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, международно-правовые акты, законодательство Республики Беларусь и основные международно-правовые механизмы, связанные с реализацией и обеспечением прав ребенка в Беларуси.
Предметом исследования являются права ребенка и их защита как правовые явления в современном научном понимании; законодательное закрепление прав ребенка в белорусском и международном праве; механизм защиты прав ребенка в Беларуси.
Целью настоящей работы является комплексный общетеоретический анализ феномена прав ребенка, их нормативного закрепления в белорусском и международном праве, эффективности механизма их защиты, а также выработка теоретических и практических предложений, направленных на совершенствование предпринимаемых Белорусским государством и обществом в этом направлении мер, имеющих важное социально–культурное значение.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: раскрыть международно-правовые механизмы защиты прав детей ,охарактеризовать международные документы по защите прав детей, анализировать белорусское регулирование в области защиты прав ребенка, описать международные органы в сфере защиты прав ребенка, международные документы по защите прав детей;
1 ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ СФЕРА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НЕОБХОДИМОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА
В своём развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребёнок - полноценный член общества. Однако ввиду его физической и умственной незрелости он нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Преобразования, вызванные революциями в Европе в XIX в., создали предпосылки для общественного понимания и рассмотрения прав детей, их защиты от рабства, экономической эксплуатации, произвола родителей. Только в эпоху индустриализации и введения обязательного школьного образования «гражданское общество» начало понимать различие между детским миром и миром взрослых.
Повышенное внимание к правам человека, которое было вызвано революциями в Америке (1776) и во Франции (1849), обратилось также к ситуации по правам детей. Впоследствии в Великобритании в 1833 г. была запрещена работа на фабриках детей, не достигших 9 лет, а в 1842 г. были введены ограничения по работе детей в шахтах. В 1896 г. в Германии законом предусматривается наказание родителям, которые издеваются над своими детьми или недостаточно о них заботятся. В 1899 г. в США создаются первые ювенальные суды, до этого дети рассматривались судом наравне со взрослыми. Шведская писательница и педагог-реформатор Эллен Кэй объявляет в 1900 г. XX в. столетием ребёнка.
Созданная в 1919 г. с целью развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности Лига Наций учредила Комитет детского благополучия. Деятельность Комитета детского благополучия была направлена на оказание помощи беспризорным детям, маленьким рабам и сиротам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. При этом одну из главных ролей в разработке социальных стандартов защиты детей в тот период играют неправительственные организации, в особенности Международный союз спасения детей, основанный непосредственно после окончания Первой мировой войны британской учительницей Эглантайн Джебб.
Именно Эглантайн Джебб сформулировала Хартию прав ребёнка, которая 24 сентября 1924 г. была принята Генеральной Ассамблеей Лиги Наций и стала известной как Женевская декларация прав ребёнка. Декларация стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В Декларации подчёркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.
Женевская декларация прав ребёнка сформулировала четыре принципа, которые были положены в основу международно-правовой защиты детей:
- первый принцип: ребёнку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного). Голодный ребёнок должен быть накормлен, больному ребёнку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования;
- второй принцип: ребёнок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии;
- третий принцип: ребёнку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации;
- четвёртый принцип: ребёнок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.
Женевская декларация прав ребёнка потеряла правовую основу в 1946 г., после распада Лиги Наций. Но уже в 1948 г. Организация Объединённых Наций (ООН) приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашается, что все дети имеют право на особое попечение и помощь.
После многолетней разработки Генеральная Ассамблея Объединённых Наций на 841-м пленарном заседании четырнадцатой сессии 20 ноября 1959 г. провозгласила Декларацию прав ребёнка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование правами и свободами. С этого момента 20 ноября считается Днём прав ребёнка.
Только принятые в 1966 г. Генеральной
Ассамблеей ООН Международный пакт
о гражданских и политических
правах, а также Международный
пакт об экономических, социальных и
культурных правах можно рассматривать
как первые международные обязывающие
документы в области прав человека.
Вышеназванные документы
1.3 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА
Высшими ценностями современного общества и государства являются человек любого возраста и его права. На протяжении тысячелетий дети рассматривались как будущие члены общества . И лишь по мере становления представлений о самоценности человеческой личности в них стали видеть не только объект воспитательного воздействия, но и равноправного партнёра общественных отношений
В основе такого понимания
лежит признание ребёнка
Права несовершеннолетних признаны международным правом и законодательством государств, в первую очередь их конституциями.
Так, согласно Декларации прав детей, ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия). Отмечено также, что ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В названном международно-правовом акте содержится призыв к национальным правительствам и местным властям признавать права детей и соблюдать их путём принятия законодательных и иных мер. Особенно важным является положение Декларации о том, что человек имеет права с момента своего рождения.
В юридической науке понятие прав несовершеннолетних включает:
Права ребёнка представляют
собой социально значимые притязания
на некую меру свободы, которые совместимы
с принципом формального
Правам ребёнка присущи определённые особенности, которые сводятся к следующему:
В научной литературе предлагаются различные классификации личных неимущественных прав детей.
Так, в зависимости от целевой направленности различают личные неимущественные права, направленные:
- на индивидуализацию
личности (право на имя, отчество,
фамилию, право на честь,
- на обеспечение физической
неприкосновенности личности (жизнь,
свобода, выбор места
- на неприкосновенность внутреннего мира личности и ее интересов (личная и семейная тайна, невмешательство в чужую жизнь, защита своей чести и доброго имени).