Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:22, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексный общетеоретический анализ феномена прав ребенка, их нормативного закрепления в белорусском и международном праве, эффективности механизма их защиты, а также выработка теоретических и практических предложений, направленных на совершенствование предпринимаемых Белорусским государством и обществом в этом направлении мер, имеющих важное социально–культурное значение.
В то же время личные неимущественные права могут быть разделены на:
- индивидуализирующие ребёнка (право на имя);
- обеспечивающие благополучное развитие ребёнка (право на здоровое физическое развитие, право на благополучное нравственное развитие, право на семейное воспитание);
- определяющие
- направленные на защиту и представительство ребёнка.
Ребёнок является также носителем
имущественных прав, которые предоставляют
ему возможность иметь
Стоит заметить, что практическую значимость имеет классификация гражданских и семейных прав несовершеннолетних на личные и имущественные, поскольку для их осуществления, охраны и защиты требуются различные механизмы. В частности, имущественные права ребёнка могут осуществляться, как правило, через его представителя. Исключение составляют имущественные субъективные права в области семейных отношений, которые непередаваемы в силу личных связей их обладателей, и потому здесь отсутствуют отношения правопреемства.
Личные неимущественные права реализуются только непосредственно и не могут передаваться другим лицам. В зависимости от того, какое субъективное право нарушено (имущественное или неимущественное), применяются разные способы защиты.
Кроме того, имеющееся различие между имущественными и неимущественными правами отразилось и на правилах о сроках исковой давности. Так, в отличие от имущественных прав, для защиты которых законом установлен срок исковой давности, нарушенные личные неимущественные права могут быть защищены в любое время.
1.2 ПРАВА РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Существующая точка зрения типа: «Права ребёнка самостоятельны, даже первичны в структуре прав человека»- не имеет ничего общего с научным подходом к данной проблеме. Это крайность, в основе которой лежит абсолютизация факта большего внимания государства к проблеме прав ребёнка, чем к правам человека, и отсутствие научной концепции.
Научная концепция может строиться на следующей посылке: права ребёнка относятся к правам человека, как частное к общему. Другими словами, права ребёнка – это составная часть общей системы прав человека, имеющая свою специфику.
ООН приняла документы, которые
имеют принципиальное значение как
в области прав человека, так и
в области прав ребёнка. Всеобщая
декларация прав человека была принята
в 1948 г., Декларация о правах ребёнка
– в 1959 г. Именно во Всеобщей декларации
прав человека была заложена база прав
ребёнка, которая позже в более
развёрнутом виде нашла отражение
в Декларации прав ребёнка. Организация
Объединённых Наций во Всеобщей декларации
прав человека и в Международных
пактах о правах человека провозгласила,
что дети имеют право на особую
заботу и помощь, что ребёнок должен
быть полностью подготовлен к
самостоятельной жизни в
Эти у другие факты свидетельствуют о том, что права ребенка и права человека составляют единое целое. При этом ведущая роль принадлежит, конечно, правам человека. И все же это вовсе не умаляет роли прав детей. Они имеют общую основу, природу и в то же время свою специфику.
Права ребёнка определяются специфическими условиями жизни и развития этой группы людей. И прежде всего возрастом, психологическими особенностями, зависимостью от родителей, большей, чем у взрослых, жаждой к знаниям, тягой к справедливости, открытости, доброте и т.п.
2 МЕЖДУНАРОДНОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ
ДЕТЕЙ И УЧАСТИЕ В НЕМ
2.1 МЕЖДУНОРАДНОЕ СООБЩЕСТВО И ПРАВА РЕБЕНКА
Любое упоминание о правах ребёнка обязательно связывается с таким серьёзным международным документом, как Конвенция ООН о правах ребёнка. Однако далеко не все знают о целях, содержании деятельности этой организации, ее истории и структуре. Предшественницей ООН была Лига Наций.
Первоначально в Лигу Наций входили 42 страны, большинство которых (26) было неевропейскими, затем общее число Лиги Наций достигло 57. Некоторые крупные державы не поддержали организацию вообще (США), другие были ее членами какой-то период (СССР, Германия, Япония, Италия)
Официальной датой создания ООН считается 2 октября 1945г., и этот день отмечается во всем мире как день ООН. Первоначально в ООН входили 50 стран.
В систему ООН входят следующие структурные элементы.
Применительно к проблеме прав человека и прав ребёнка в частности большое значение имеет деятельность такой специфической полуавтономной организации, как ЮНИСЕФ-Детский фонд ООН. Это единственная организация системы ООН, деятельность которой направлена исключительно на защиту интересов детей. ЮНИСЕФ был создан Генеральной Ассамблеей ООН в 1946 г. и в начале преследовал одну цель-оказать помощь бедствующим в послевоенной Европе детям. Даже назван он был соответственно-чрезвычайный международный детский фонд ООН. Выполнив свою первую миссию, в октябре 1953 г. ЮНИСЕФ вошёл в систему ООН как постоянный компонент с более расширенными функциями, по сравнению с прежними, и долгосрочными функциями, главная из которых – способствовать удовлетворению разнообразных потребностей детей
В 1965г. ЮНИСЕФ был отмечен Нобелевской премией мира. Более того, деятельность фонда по защите прав детей настолько значима, что в Конвенции ООН о правах ребёнка ей уделено особое внимание. В статье 45 говорится: «С целью способствовать эффективному осуществлению Конвенции и поощрять международное сотрудничество…
В настоящее время
Одной из важных инициатив ЮНИСЕФ является проведение исследований, сбор фактов, характеризующих отношение к детям, условия их существования. Полученная информация отражается в регулярных докладах «Положение детей в мире». Они содержат сведения о политической и экономической ситуации в разных точках планеты, состояния окружающей среды, уровне бедности, темпах прироста населения, т.е. обо всех социально-экономических факторах, влияющих на положение детей.
Аналогичные доклады о положении детей в стране готовятся и в некоторых развитых странах. В нашей республике первый такой национальный доклад под названием «Дети и женщине Беларуси: сегодня и завтра» был подготовлен по совместной инициативе ЮНИСЕФ и Правительства Республики Беларусь в 1995 г. К работе над этим фундаментальным документом были привлечены специалисты и эксперты из разных министерств, ведомств и научных учреждений. В итоге доклад отмечен в числе трёх лучших, представленных в 1995г. разными странами.
Среди особенностей и проблем,
характерных для нашей
2.2 МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ РЕБЕНКА
Комитет по правам ребёнка - договорный орган, учреждённый в соответствии с положениями Конвенции(статья 43) для того, чтобы контролировать соблюдение государствами их обязательств по договору.
Комитет по правам ребёнка был создан в 1991 году в соответствии со статьёй 43 Конвенции о правах ребёнка и состоит из восемнадцати экспертов, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой конвенцией. Члены Комитета выступают в личном качестве, избираются на четырёхлетний срок и могут быть переизбраны. Заседания Комитета проходят ежегодно в Нью-Йорке. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года представляются Генеральной Ассамблеей ООН.
В соответствии со статьёй 44
Конвенции, государства-участники
Эта контрольная функция комитета осуществляется без конфронтации в обстановке конструктивного диалога и международной солидарности. Такой подход соответствует двум реалиям: во-первых, контрольная функция Комитета имеет ограниченное непосредственное воздействие, поскольку в его функции не входит применение санкций; во-вторых, многие страны не располагают достаточными возможностями, чтобы полностью соблюдать положения Конвенции без технической и финансовой помощи. Это нацеленность на конструктивный диалог поощрил многие страны ратифицировать Конвенцию и в максимальной степени способствовала увеличению ее потенциального воздействия.
Комитет в значительной мере
полагается на неправительственные
организации, создающиеся во все
большем числе стран. Все они
не только предоставляют информацию,
дополняющую доклады
2.3 ПРАВА РЕБЕНКА
В МЕЖДУНАРОДНЫХ И
Сегодняшние дети-это граждане завтрашнего мира, и их выживание, защита и воспитание-обязательное условия развития человечества в будущем. Государство, если оно хочет считаться цивилизованным, должно иметь специальную государственную политику, которая касается детей и семьи. Дети, их благосостояние и права находятся в центре внимания ООН со времени ее образования.
Принятая Генеральной
Ассамблеей ООН Всеобщая декларация
прав человека признала, что дети должны
быть объектом всеобщей защиты и помощи.
ООН обеспечивало защиту прав детей
и на основе таких документов, как
Международный пакт о гражданских
и политических правах и международный
пакт об экономических, социальных и
культурных правах. Ст. 24 Международного
пакта о гражданских и
Первый значимый документ,
непосредственно посвящённый