Защита прав детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является комплексный общетеоретический анализ феномена прав ребенка, их нормативного закрепления в белорусском и международном праве, эффективности механизма их защиты, а также выработка теоретических и практических предложений, направленных на совершенствование предпринимаемых Белорусским государством и обществом в этом направлении мер, имеющих важное социально–культурное значение.

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая!.docx

— 63.89 Кб (Скачать документ)

В то же время личные неимущественные  права могут быть разделены на:

- индивидуализирующие ребёнка  (право на имя);

- обеспечивающие благополучное  развитие ребёнка (право на  здоровое физическое развитие, право  на благополучное нравственное  развитие, право на семейное воспитание);

- определяющие несовершеннолетнего  в качестве самостоятельного  субъекта семейных прав (право  выражать своё мнение, быть заслушанным  в ходе судебного разбирательства,  самостоятельно обратиться в  орган опеки и попечительства, а также в суд за защитой  нарушенного права);

- направленные на защиту и представительство ребёнка.

Ребёнок является также носителем  имущественных прав, которые предоставляют  ему возможность иметь материальные блага, необходимые для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Особенностью таких прав несовершеннолетних является регулирование их нормами  не только семейного, но и гражданского законодательства. Имущественные права  детей включают право каждого  из них получать содержание от своих  родителей и других членов семьи, а также причитающиеся им государственные  платежи (пенсии, пособия). Наряду с  этим ребёнку может принадлежать на праве собственности любое  движимое и недвижимое имущество, не ограниченное и не изъятое из гражданского оборота.

Стоит заметить, что практическую значимость имеет классификация  гражданских и семейных прав несовершеннолетних на личные и имущественные, поскольку  для их осуществления, охраны и защиты требуются различные механизмы. В частности, имущественные права  ребёнка могут осуществляться, как  правило, через его представителя. Исключение составляют имущественные  субъективные права в области  семейных отношений, которые непередаваемы  в силу личных связей их обладателей, и потому здесь отсутствуют отношения  правопреемства.

Личные неимущественные  права реализуются только непосредственно  и не могут передаваться другим лицам. В зависимости от того, какое субъективное право нарушено (имущественное или  неимущественное), применяются разные способы защиты.

Кроме того, имеющееся различие между имущественными и неимущественными правами отразилось и на правилах о сроках исковой давности. Так, в  отличие от имущественных прав, для  защиты которых законом установлен срок исковой давности, нарушенные личные неимущественные права могут  быть защищены в любое время.

 

 

 

1.2 ПРАВА РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

Существующая точка зрения типа: «Права ребёнка самостоятельны, даже первичны в структуре прав человека»- не имеет ничего общего с научным  подходом к данной проблеме. Это  крайность, в основе которой лежит  абсолютизация факта большего внимания государства к проблеме прав ребёнка, чем к правам человека, и отсутствие научной концепции.

Научная концепция может  строиться на следующей посылке: права ребёнка относятся к  правам человека, как частное к  общему. Другими словами, права ребёнка  – это составная часть общей  системы прав человека, имеющая свою специфику.

ООН приняла документы, которые  имеют принципиальное значение как  в области прав человека, так и  в области прав ребёнка. Всеобщая декларация прав человека была принята  в 1948 г., Декларация о правах ребёнка  – в 1959 г. Именно во Всеобщей декларации прав человека была заложена база прав ребёнка, которая позже в более  развёрнутом виде нашла отражение  в Декларации прав ребёнка. Организация  Объединённых Наций  во Всеобщей декларации прав человека и в Международных  пактах о правах человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, что ребёнок должен быть полностью подготовлен к  самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и  солидарности.

Эти у другие факты свидетельствуют  о том, что права ребенка и права человека составляют единое целое. При этом ведущая роль принадлежит, конечно, правам человека. И все же это вовсе не умаляет роли прав детей. Они имеют общую основу, природу и в то же время свою специфику.

Права ребёнка определяются специфическими условиями жизни  и развития этой группы людей. И прежде всего возрастом, психологическими особенностями, зависимостью от родителей, большей, чем у взрослых, жаждой к  знаниям, тягой к справедливости, открытости, доброте и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 МЕЖДУНАРОДНОЕ  СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ  ДЕТЕЙ И УЧАСТИЕ В НЕМ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

 

 

2.1 МЕЖДУНОРАДНОЕ СООБЩЕСТВО И ПРАВА РЕБЕНКА

 

Любое упоминание о правах ребёнка обязательно связывается с таким серьёзным международным документом, как Конвенция ООН о правах ребёнка. Однако далеко не все знают о целях, содержании деятельности этой организации, ее истории и структуре. Предшественницей ООН была Лига Наций.

Первоначально в Лигу Наций  входили 42 страны, большинство которых (26) было неевропейскими, затем общее  число Лиги Наций достигло 57. Некоторые  крупные державы не поддержали организацию  вообще (США), другие были ее членами какой-то период (СССР, Германия, Япония, Италия)

Официальной датой создания ООН считается 2 октября 1945г., и этот день отмечается во всем мире как день ООН. Первоначально в ООН входили 50 стран.

В систему ООН входят следующие  структурные элементы.

  • Генеральная Ассамблея, состоящая из представителей почти всех народов мира.
  • ЭКОСОС-Экономический и Социальный Совет(54 человека). Он избирается сроком на 3 года, причём 18 членов(треть состава) избираются ежегодно. В сфере интересов ЭКОСОСа находится и проблема прав человека.
  • Совет Безопасности, который созывается в случае необходимости, состоит из 15 членов и служит поддержанию мира на Земле.
  • Международный Суд включает 15 судей, на рассмотрение которых государства-участники могут передавать вопросы, касающиеся пограничных споров, полезных ископаемых и др.
  • Совет по опеке выполнял задачу по наблюдению за развитием бывших колоний, последняя из которых – Панау в 1994 г. стала независимой. С этого времени Совет официально прекратил свою деятельность. Секретариат насчитывает международные персонал из 15 тысяч человек, которые обслуживают различные комиссии и учреждения. Главой секретариата является Генеральный секретарь.

Применительно к проблеме прав человека и прав ребёнка в  частности большое значение имеет  деятельность такой специфической  полуавтономной организации, как ЮНИСЕФ-Детский  фонд ООН. Это единственная организация  системы ООН, деятельность которой  направлена исключительно на защиту интересов детей. ЮНИСЕФ был создан Генеральной Ассамблеей ООН в 1946 г. и в начале преследовал одну цель-оказать помощь бедствующим в послевоенной Европе детям. Даже назван он был соответственно-чрезвычайный международный детский фонд ООН. Выполнив свою первую миссию, в октябре 1953 г. ЮНИСЕФ вошёл в систему ООН как постоянный компонент с более расширенными функциями, по сравнению с прежними, и долгосрочными функциями, главная из которых – способствовать удовлетворению разнообразных потребностей детей

В 1965г. ЮНИСЕФ был отмечен  Нобелевской премией мира. Более  того, деятельность фонда по защите прав детей настолько значима, что  в Конвенции ООН о правах ребёнка  ей уделено особое внимание. В статье 45 говорится: «С целью способствовать эффективному осуществлению Конвенции  и поощрять международное сотрудничество…

  1. …детский фонд ООН и другие органы ООН вправе быть представленными при рассмотрении вопросов об осуществлении…положений…Конвенции, которые входят в сферу их полномочий. Комитет может предложить…Детскому фонду ООН…представить заключение экспертов…доклады об осуществлении Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности;
  2. Комитет препровождает… в специализированные учреждения, Детский фонд ООН…любые доклады государств-участников, в которых…указывается на потребность в этом…»

В настоящее время распространение  знаний о правах детей путем пропаганды идей конвенции занимает в деятельности ЮНИСЕФ одно из центральных мест.

Одной из важных инициатив  ЮНИСЕФ является проведение исследований, сбор фактов, характеризующих отношение  к детям, условия их существования. Полученная информация отражается в  регулярных докладах «Положение детей  в мире». Они содержат сведения о  политической и экономической ситуации в разных точках планеты, состояния  окружающей среды, уровне бедности, темпах прироста населения, т.е. обо всех социально-экономических  факторах, влияющих на положение детей.

Аналогичные доклады о  положении детей в стране готовятся  и в некоторых развитых странах. В нашей республике первый такой  национальный доклад под названием  «Дети и женщине Беларуси: сегодня  и завтра» был подготовлен  по совместной инициативе ЮНИСЕФ и  Правительства Республики Беларусь в 1995 г. К работе над этим фундаментальным  документом были привлечены специалисты  и эксперты из разных министерств, ведомств и научных учреждений. В итоге  доклад отмечен в числе трёх лучших, представленных в 1995г. разными странами.

Среди особенностей и проблем, характерных для нашей республики, был упомянут недостаточный доступ к различного рода информации, например о детях, живущих за чертой бедности, качестве их питания, заболеваемости, особенно в связи с загрязнением окружающей среды, об уровне и причинах насилия в семье и пр.

 

 

2.2 МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ РЕБЕНКА

 

Комитет по правам ребёнка - договорный орган, учреждённый в  соответствии с положениями Конвенции(статья 43) для того, чтобы контролировать соблюдение государствами их обязательств по договору.

Комитет по правам ребёнка  был создан в 1991 году в соответствии со статьёй 43 Конвенции о правах ребёнка и состоит из восемнадцати экспертов, обладающих высокими нравственными  качествами и признанной компетентностью  в области, охватываемой конвенцией. Члены Комитета выступают в личном качестве, избираются на четырёхлетний  срок и могут быть переизбраны. Заседания  Комитета проходят ежегодно в Нью-Йорке. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года представляются Генеральной Ассамблеей ООН.

В соответствии со статьёй 44 Конвенции, государства-участники обязуются  представлять Комитету доклады о  принятых ими мерах по закреплению  признанных в Конвенции прав и  о прогрессе, достигнутом в осуществлении  этих прав. Первоначальный доклад должен быть представлен в течении двух лет после вступления Конвенции  в силу для соответствующего государства-участника, а в последствии через каждые пять лет. Согласно Конвенции, государства-участники  должны обеспечить широкую гласность  своих докладов в своих собственных  странах. На основании изучения докладов Комитет может вносить предложения  и рекомендации общего характера, которые  препровождаются заинтересованному  государству и сообщаются Генеральной  Ассамблее наряду с замечаниями  государств, если таковые имеются1. Аналогичным образом, государства-участники факультативных протоколов к Конвенции о правах ребёнка, касающихся участия детей в вооружённых конфликтах2, и торговле детьми, детской проституции и детской порнографии3 обязаны предоставлять Комитету доклады о принятых мерах по закреплению признанных факультативных протоколах прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав.

Эта контрольная функция  комитета осуществляется без конфронтации в обстановке конструктивного диалога  и международной солидарности. Такой  подход соответствует двум реалиям: во-первых, контрольная функция Комитета имеет ограниченное непосредственное воздействие, поскольку в его функции не входит применение санкций; во-вторых, многие страны не располагают достаточными возможностями, чтобы полностью соблюдать положения Конвенции без технической и финансовой помощи. Это нацеленность на конструктивный диалог поощрил многие страны ратифицировать Конвенцию и в максимальной степени способствовала увеличению ее потенциального воздействия.

Комитет в значительной мере полагается на неправительственные  организации, создающиеся во все  большем числе стран. Все они  не только предоставляют информацию, дополняющую доклады государств, и распространяют выводы и рекомендации, которые готовит Комитет после  рассмотрения этих докладов, но и способствуют воплощению их в жизнь. Практически  все неправительственные организации, проявляющие интерес к вопросам, касающимся детей, включая многие, не имеющие опыта работы в области  прав человека или конкретной направленности на детей, ныне цитируют Конвенцию как  основу всей работы по вопросам, касающимся детей.

 

 

 

2.3 ПРАВА РЕБЕНКА  В МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ  ДОКУМЕНТАХ

 

Сегодняшние дети-это граждане завтрашнего мира, и их выживание, защита и воспитание-обязательное условия развития человечества в будущем. Государство, если оно хочет считаться цивилизованным, должно иметь специальную государственную политику, которая касается детей и семьи. Дети, их благосостояние и права находятся в центре внимания ООН со времени ее образования.

Принятая Генеральной  Ассамблеей ООН Всеобщая декларация прав человека признала, что дети должны быть объектом всеобщей защиты и помощи. ООН обеспечивало защиту прав детей  и на основе таких документов, как  Международный пакт о гражданских  и политических правах и международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах. Ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает, что «каждый  ребёнок без всякой дискриминации  по признаку расы, цвета кожи, пола, языка религии, национального или  социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет  право на такие меры защит, которые  требуются в его положении  как малолетнего со стороны его  семьи, общества и государство.

Первый значимый документ, непосредственно посвящённый правам детей-Декларация прав ребёнка 1959г. в  ней утверждалось, что «человечество  обязано давать детям лучшее, что  оно имеет». Декларация послужила  в дальнейшем основой для подготовки Конвенции о правах ребёнка.

Информация о работе Защита прав детей