Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:22, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексный общетеоретический анализ феномена прав ребенка, их нормативного закрепления в белорусском и международном праве, эффективности механизма их защиты, а также выработка теоретических и практических предложений, направленных на совершенствование предпринимаемых Белорусским государством и обществом в этом направлении мер, имеющих важное социально–культурное значение.
В мае 2002г. ООН состоялась
специальная сессия Генеральной
Ассамблеи, посвящённая положению
детей. «Мы, главы государств и правительств….принимающие
участие в специальной сессии
Генеральной Ассамблеи по положению
детей…полны решимости
Участники специальной сессии обратились ко всем членам человеческого сообщества с призывом сформировать вместе с ними всемирное движение, которое будет помогать строить мир, пригодный для жизни детей, на основе следующих принципов и целей:
Стержнем системы охраны прав детей в нашей стране является Закон «О правах ребёнка», принятый 19 ноября 1993г. Республика Беларусь-одна из немногих стран мира, принявший национальные законы об охране прав детей.
В октябре 2000г. Национальное собрание Республики Беларусь принял Закон «О правах ребёнка» в новой редакции. Характерной чертой этого закона является то, что он формирует в общественном сознании отношение к ребёнку как к полноценной личности, которая родилась не для того, чтобы как-то властвовал над ней, а чтобы быть счастливой, проявить свою индивидуальность, максимально полно реализовать идею человеческой жизни.
Закон аккумулирует в себе основные положения Конвенции о правах ребёнка. В его преамбуле подчёркивается, что важнейшей политической, экономической, и социальной задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства, настоящего и будущего поколения.
Для реализации положений Закона 19 апреля 1995г. Указом Президента Республики Беларусь был утверждён Национальный план действий по охране прав детей на 1995-2000 гг. Он предусматривал ряд действий по ознакомлению детей, родителей, педагогов, общества с содержанием Закона и меры по его реализации.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003г. №1661 утвержден Национальный план действий по улутшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 гг.», которым предусмотрены организационно-практические меры по выполнению в стране рекомендаций, содержащихся в итоговом документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Мир, пригодный для жизни детей»
3 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
3.1 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЗАЩИТУ ПРАВ РЕБЕНКА
Наиболее распространённым
и значимым на сегодняшний день источником
международного права являются многосторонние
международные договоры. Среди них
будет целесообразно выделить в
первую очередь универсальные
Несмотря на абстрактность и декларативный характер отдельных положений обоих Пактов, следует признать значимость данных документов с точки зрения обеспечения интересов документа. Признание ребенка субъектом, обладающим правами и правом на защиту со стороны семьи, общества и государства, подтверждает и признание интересов ребенка.
К международно-правовым актам универсального характера, гарантирующим защиту прав человека в общем, и ребенка в частности, относятся и все другие международно-правовые договоры о правах человека: Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уничижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1956 года, а также Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, в особенности в той части, где речь идет о равных правах на получение образования, в том числе дошкольного и общего школьного образования.
Наряду с универсальными международными договорами следует отметить значение международных договоров регионального характера, гарантирующих защиту прав человека в целом. Среди них можно выделить договоры, заключенные в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы, Европейского Союза.
Следующую ступень в классификации источников международного права, регулирующих институт защиты прав ребенка, образуют международные договоры, имеющие непосредственное отношение к детям. Их также подразделяют на договоры универсального и регионального характера.
Центральное место здесь, безусловно, занимает Конвенция ООН по правам ребенка 1989 года. Данная Конвенция является наиболее распространённым и широко признанным международно-правовым актом по правам человека. Ее ратифицировали и присоединились к ней 192 государства.. Конвенция объединила разнообразные права ребенка в тексте одного документа, преследуя три основные цели: 1) вновь подтвердить в отношении детей права, которые уже предоставлены людям вообще в рамках других договоров по правам человека в целом; 2) закрепить некоторые права человека, предоставляя в связи с особым статусом ребенка особые гарантии их защиты (условия труда, лишения свободы); 3) закрепить специальные нормы, касающиеся защиты тех прав, которые относятся непосредственно к ребенку, как то: вопросы усыновления/удочерения, доступ к начальному образованию, защита от насилия и отсутствия должной заботы в семье, а также вопросы о взыскании алиментов. См. Никонов К. «Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения прав ребенка» // Московский журнал международного права. № 1. 2009. С. 95-96.
Среди международных договоров регионального характера, предоставляющих гарантии прав ребенка, особого внимания заслуживает принятая в 1990 году в рамках Организации Африканского Единства Африканская Хартия о правах и благополучии ребенка, вступившая в силу в 1999 году. Данный документ содержит все основные права и свободы ребенка, подразделяя их на общие и специальные, то есть такие права, которые присущи отдельным категориям детей. При этом одним из важнейших достижений в рамках данного документа является безоговорочное определение ребенка как человека в возрасте до 18 лет.
Следующим пластом в классификации международно-правовых источников защиты прав ребенка являются международно-правовые акты, предоставляющие специальную защиту прав ребенка. Среди них существуют как документы, гарантирующие права ребенка как части человечества, уделяющие лишь в отдельных положениях особое внимание ребенку, так и документы, имеющие непосредственное отношение к правам ребенка. В связи с тем, что все они предоставляют гарантии защиты специальных прав ребенка, то их не принято делить по данному признаку. Именно поэтому целесообразным будет объединить данные источники в одну категорию классификации лишь по признаку характеристики прав, которые они гарантируют.
К международно-правовым источникам универсального характера, предоставляющим особую защиту прав ребенка, следует отнести Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 года.
Особое внимание непосредственной защите уделяет IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года, содержащая ряд статей, имеющих отношение исключительно к детям. В данной сфере большое значение имеет также.
Второй дополнительный протокол 1977 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, так как в последнее время количество таких конфликтов сильно возросло и именно они характеризуются наибольшим количеством жертв среди гражданского населения, в особенности среди детей. См. Никонов К. «Современные теоретические аспекты института международно-правовой защиты и поощрения прав ребенка» // Московский журнал международного права. № 1. 2009. С. 97.
«Среди иных актов, предоставляющих особую защиту ребенку, следует отметить Конвенцию о статусе беженцев 1951 года, а также Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, который отменил ограничение действия Конвенции во времени, вследствие чего она стала носить универсальный характер». Иванов Д.В. Беженцы в современном международном праве/ Д.В Иванов М., 2006 С. 34-35.
Международно-правовым актом,
принятым на уровне международной организации,
значение которого также невозможно
переоценить, является Конвенция МОТ
№ 182 о запрещении и немедленных
мерах по искоренению наихудших
форм детского труда. Данная конвенция
обязывает государства
Отдельную категорию в
классификации составляют многочисленные
акты, которые можно отнести к
разряду актов «мягкого» права,
т.е., акты ненормативного содержания,
носящие рекомендательный характер,
но вместе с тем имеющие большое
значение для института международно-
В отношении защиты прав ребенка особого внимания заслуживают также акты, принимаемые Комитетом ООН по правам ребенка. В особенности следует выделить так называемые Замечания общего порядка, которые содержат результаты работы Комитета по отдельным аспектам защиты прав ребенка, а также выводы о ситуации в мире по отношению к конкретным правам или группам прав, определяют направления и цели дальнейшей работы Комитета.
«Исходя из того, что мы рассматриваем защиту прав ребенка в международном праве как отдельный институт международно-правовой защиты прав человека, к источникам можно причислить также отраслевые принципы защиты прав человека в международном праве. К ним относятся: принцип универсальности, недискриминации, а также принцип неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности прав человека. Все они имеют отражение в приведенных примерах источников анализируемого международно-правового института, отсылая к обязанности государств соблюдать все общепризнанные международно-правовые нормы в области прав человека в отношении любых лиц, находящихся под их юрисдикцией, без какой бы то ни было дискриминации, предоставляя им гарантии осуществления присущих им гражданских, политических, экономических и социальных прав». Колосов Ю.М. , Кривчикова Э.С. М., 2005 С. 534-535.
Подводя итог следует привести еще раз классификацию источников, регламентирующих международно-правовой институт прав ребенка: