Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:22, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексный общетеоретический анализ феномена прав ребенка, их нормативного закрепления в белорусском и международном праве, эффективности механизма их защиты, а также выработка теоретических и практических предложений, направленных на совершенствование предпринимаемых Белорусским государством и обществом в этом направлении мер, имеющих важное социально–культурное значение.
3.2 КОНВЕНЦИЯ ООН «О ПРАВАХ РЕБЕНКА» КАК ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВ РЕБЕНКА
20 ноября 1989 года Генеральной
Ассамблеей ООН была принята
Конвенция о правах ребёнка
- универсальный договор, в
В 1970 году впервые обсуждался вопрос и возможности и необходимости создания в рамках ООН конвенции, посвящённой правам ребёнка. Мнения по этому вопросу были далеко неоднозначными. С одной стороны существовали Международные пакты о правах человека, предоставляющие права каждому, включая ребенка. В тот же период в рамках ООН, ЮНЕСКО, МОТ были приняты конвенции и декларации, посвященные отдельным правам ребенка.
Таким образом появилась острая необходимость в принятии особого международного договора, посвященного правам ребенка.Во-первых, не все государства являлись участниками Международных пактов и других документов.Во-вторых, не все права в том виде, в котором они сформулированы в международных пактах, применимы к ребенку с учетом его физического и психического развития. Одни права могут принадлежать только лицу, достигшему совершеннолетия ( право голосовать и быть избранным, на доступ к государственной службе, на свободу передвижения и выбора места жительства и т.д), другие - лицу, достигшему определенного возраста ( права на труд, на равенство перед законом, на свободное выражение своего мнения и т.д.) См. Титова Т.А. Развитие международно-правовой защиты ребенка// Российский юридический журнал № 1. 2000 г. С. 47-48. В ст. 3 обоих Пактов говорится об обязательствах государств обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами, т.е. сделан акцент на интересах взрослого населения без учета интересов детей. В-третьих, положения международных договоров, касающиеся детей, формулируются по принципу «забота и защита», например: « Особые меры охраны и защиты должны приниматься в отношении всех детей и подростков…» ( п.3 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) ; « Каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя» ( п. 2 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах).В-четвертых, существовал определенный вакуум в правовом положении ребенка, поскольку Международные пакты не учитывали его специфику как развивающейся личности. То есть, ребенок не имеет права вступать в брак и создавать семью, но ему необходимо право знать своих родителей и право на их заботу, на семейные связи. Также, ребенок не имеет права принимать участие в ведении государственных дел, но он должен иметь право выражать свое мнение при решении вопросов, касающихся его собственной жизни.
Поскольку проект вызвал ряд существенных замечаний, Комиссия ООН по правам человека в 1979 году создала рабочую группу по вопросам Конвенции о правах ребенка.
Также нельзя не отметить активное
участие в работе группы таких
неправительственных
Анализируя деятельность рабочей группы, следует отметить трудности, которые возникали в процессе достижения консенсуса. См. Титова Т.А. Развитие международно-правовой защиты ребенка// Российский юридический журнал № 1. 2000 г. С. 51.
Фактически без споров были приняты статьи, защищающие ребенка от употребления наркотиков (ст.33), сексуального и иного вида эксплуатации (ст.34, 36), похищения и торговли детьми (ст.35). небольшую дискуссию вызвали нормы, касающиеся права ребенка на неприкосновенность частной жизни (ст.16), индивидуальность 9ст.8), отдых (ст.31), необходимый уровень жизни (ст.27), защиту от злоупотребления и пренебрежения ( ст.19).
Некоторые противоречия возникли,
когда несколько делегатов
Статьи о свободе
К сожалению, несколько предложений
в силу различных причин не были
включены в Конвенцию. Одно из них
касалось ограничений на проведение
медицинских опытов над детьми. Вопреки
общему признанию необходимости
данного положения оно было отклонено
из-за отсутствия консенсуса относительно
его содержания. Другое предложение,
затрагивающее права так
Несмотря на все трудности, вызванные как правовыми, так и культурными традициями, рабочая группа признала ребенка субъектом права.
При разработке Конвенции был взят за основу ведущий принцип Декларации ООН «О правах ребенка» (1959 г.) - наилучшее обеспечение интересов ребенка. Тот факт, что именно через этот принцип раскрываются все права ребенка, является признанием возможности возникновения противоречия между некоторыми правами ребенка и правами и обязанностями родителей/опекунов и даже государства. В силу этого Конвенция не только утверждает приоритет интересов детей, но и рассматривает как принцип соблюдение прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации. Так, согласно, ст.5,12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.20,23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.
К основным принципам Конвенции
также относится принцип
Текст Конвенции состоит из трех частей: преамбула, в которой излагаются принципы и соотношение с другими международными документами в области прав человека; основная часть, посвященная правам ребенка (ст.1-41); нормы, регламентирующие процесс имплементации (ст.42-54). Статьи основной части ( за исключением 1,4 и 41) содержат полный перечень прав человека, зафиксированных в других международных документах: социальные, эконмические, культурные, гражданские и политические. См. Титова Т.А. Развитие международно-правовой защиты ребенка// Российский юридический журнал № 1. 2000 г. С. 52.
На 2010 год 193 страны стали
участниками Конвенции в
Международное сообщество высоко
оценило Конвенцию как
Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Таким образом, определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями.
Заключение
До начала XX века права человека регулировались внутригосударственным правом. Государства-участники международных отношений исходили из того, что вопросы, касающиеся прав человека относятся исключительно к их внутренней юрисдикции. Было лишь одно исключение - считалось правомерным применение силы в «гуманных» целях вплоть до развязывания войны в одностороннем порядке для защиты жизни и имущества своих граждан, находившихся на территории другого государства. «Право на вмешательство» официально закреплялось во многих международных договорах и соглашениях этого периода истории. После образования Лиги Наций это право государств подвергается ограничениям, но целью этого ограничения явилось лишь обеспечение некоторых прав личности. Создание ООН стало началом нового этапа межгосударственных отношений в области прав человека. Основные права и свободы должны соблюдаться повсеместно – как на территории независимых государств, так и на колониальных территориях.
Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человека, как гражданских и политических, социальных и культурных, - стало важным этапом в развитии международных отношений. В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой помощи. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены основные социальные им правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровне. Но время и продолжающееся ухудшение положения детей, потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором на основе юридических норм фиксировались бы меры защиты прав детей. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно принимает Конвенцию о правах ребенка.
Конвенция о правах детей - международно-правовой акт и универсальный стандарт, который служит мерилом основных прав детей в мире. Конвенция имеет равное значение для народов Во всех регионах мира.
Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
В докладе «Положение детей в мире, 1997 г.», изданном ЮНИСЕФ, отмечается, что Конвенция о правах ребенка коренным образом изменила отношение к детям в мире. Она заложила в международное право новые нормы, к соблюдению которых должны стремиться национальные правительства.
Конвенция о правах ребенка вступила в силу для Республики Беларусь 31 октября 1990.
В октябре 2000г. Национальное собрание Республики Беларусь принял Закон «О правах ребёнка» в новой редакции. Характерной чертой этого закона является то, что он формирует в общественном сознании отношение к ребёнку как к полноценной личности, которая родилась не для того, чтобы как-то властвовал над ней, а чтобы быть счастливой, проявить свою индивидуальность, максимально полно реализовать идею человеческой жизни.
Для реализации положений Закона 19 апреля 1995г. Указом Президента Республики Беларусь был утверждён Национальный план действий по охране прав детей на 1995-2000 гг. Он предусматривал ряд действий по ознакомлению детей, родителей, педагогов, общества с содержанием Закона и меры по его реализации.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003г. №1661 утвержден Национальный план действий по улутшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 гг.», которым предусмотрены организационно-практические меры по выполнению в стране рекомендаций, содержащихся в итоговом документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Мир, пригодный для жизни детей»
Образование в области прав человека предполагает нечто большее, чем просто владение информацией о самих правах детей и способах их реализации. Он призвано воспитать стойкую приверженность принципам и ценностям, лежащих в основе этих прав.
В связи с этим ООН объявила период с 1995 по 2005 год Десятилетием просвещения в области прав человека.
1 Итоговые выводы ко второму периодическому докладу Республики Беларусь были приняты 27 мая 2002 года.
2Вступил в силу 12 февраля 2002 года; по состоянию на 24 ноября 2004 года Республика Беларусь не является его участником.