Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:07, курсовая работа
Одной из тенденций современного земельного права является изучение проблемы разрешения земельных споров в Российской Федерации, поскольку они являются неотъемлемым элементом земельных отношений.
В советское время было принято считать, что конфликтов в нашей стране нет, соответственно в запрете находилась общая теория конфликтологии, к которой относятся и земельные споры. Раньше значительная их часть земельных споров рассматривалась земельными комитетами и администрациями районов, городов. В судах рассматривались только те споры, которые напрямую были отнесены к компетенции судов (общих, арбитражных), а также жалобы на решения, принятые в административном порядке. Согласно статистике в судах ежегодно рассматривалось около 15 тысяч дел по земельным спорам, из них 80 процентов обращений судами удовлетворялись. Нарушения земельных прав носили распространенный характер. Немало жалоб поступало в прокуратуру.
Введение 3
1. Понятие и виды земельных споров 5
1.1 Защита прав на землю 5
1.2 Сущность и виды земельных споров 13
2. Порядок разрешения земельных споров 18
2.1 Судебный порядок разрешения земельных споров 18
2.2 Третейский порядок разрешения земельных споров 31
Заключение 33
Список литературы 35
На мой взгляд, можно выделить несколько признаков судебной защиты права собственности на землю.
Во-первых, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц, поскольку правом на судебную защиту обладают не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства.
Во-вторых, судебной защите подлежит не только нарушенное право собственности на землю, принадлежащее гражданину или юридическому лицу в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, но и такое право, которое еще не возникло (например, в случае признания права собственности на землю), т.е. не имеющее документального закрепления, но не противоречащее закону. Право на судебную защиту, как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.
В-третьих, нормы о судебной защите права собственности на землю действуют в полном соответствии с Конвенцией о защите прав человека (ст. 13), обязывающей государство обеспечить любому лицу, права которого нарушены, эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.12
Закрепленное Конституцией РФ право на судебную защиту собственности на землю полностью соответствует требованиям международно-правовых актов и даже дополняет их. Так, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом».
Дополнением к международно-правовым нормам является то, что судебная защита в Российской Федерации распространяется не только на основное право собственности на землю, но и на права, которые предоставлены законом, другим нормативным или индивидуальным правовым актом. Так, Земельный кодекс РФ, в частности, в ст. 59 установил, что признание прав на земельные участки осуществляется в судебном порядке. И в данном случае законодатель имел в виду не только право собственности, но и права пользования, аренды и т.п. Это вытекает из содержания ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установившей, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В-четвертых, судебная защита права собственности на землю относится к числу прав, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей (защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства)13.
Если определить более узкое понятие судебной защиты права собственности на землю, то она представляет собой систему действий судебных органов по рассмотрению и разрешению конкретного судебного дела и исполнению решения. В качестве судебной защиты может рассматриваться, как отдельное судебное действие (принятие мер обеспечения иска, принятие решения), так и в целом деятельность суда по гражданскому делу. Выполняя различные процессуальные действия - исследуя доказательства, выслушивая показания свидетелей и объяснения сторон, разрешая заявленные сторонами ходатайства, вынося решение, суд (судья) защищает права участников судебного разбирательства и обеспечивает им право на личное участие в правосудии, на использование предоставленных для этого полномочий.
Потребность в судебной защите права собственности на землю закономерно вытекает из усложнения характера и структуры экономических отношений, многоукладности экономики, приватизации собственности, значительного увеличения числа граждан, располагающих различными формами и видами собственности на землю и нуждающихся в ее правовой защите. Возрастание конфликтности и социальных противоречий в общественной жизни, с одной стороны, и упразднение ряда ранее существовавших институтов социального контроля, способствовавших реализации прав, с другой, - все это факторы, определяющие необходимость усиления значения юридических форм защиты права.
Таким образом, Конституция РФ, объявив Россию демократическим правовым государством, провозгласила в том числе право собственности на землю высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать это право. Реализация этих положений обеспечивается гарантированностью государственной, в том числе и судебной, защиты прав гражданина. Каждому предоставлено право защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами, обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Это свидетельствует о том, что Россия не только признает право собственности на землю, но и декларирует защиту этого права граждан в качестве одной из основных функций государства14.
Проанализировав положения Конституции, теоретические определения права на судебную защиту, основные составляющие этого права, можно сделать вывод, что право на судебную защиту собственности на землю может реализовываться лишь при условии, как предметной определенности подлежащего судебной защите правоотношения, так и при наличии законодательно закрепленной процедуры такой защиты. Выполняя главные свои функции в осуществлении правосудия, судебная власть реализуется, как сила, защищающая право собственности гражданина на землю, как от необоснованных посягательств других лиц, так и от посягательств государства с той целью, чтобы деятельность демократического правового государства, все его функции были ориентированы на обеспечение права личности, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Действующее земельное законодательство не содержит определения земельного спора, но в п. 1 ст. 64 ЗК РФ есть лишь норма о рассмотрении земельных споров в судебном порядке.
Понятие земельного спора можно рассматривать с разных позиций. В этой связи следует согласиться с позицией И.А. Иконицкой, которая предлагает различать материально-правовое содержание спора и его процессуальную форму15.
Поэтому среди различных точек зрения необходимо выделить мнения специалистов гражданского процессуального права (они рассматривают основание возбуждения и порядок разрешения земельного спора, поскольку спор - это особая разновидность процессуального правоотношения)16 и специалистов земельного права (они делают акцент на материально-правовой сущности спора, отношения, по поводу которых возник спор, т.е. сущность самого спора)17.
Исходя из этого, земельный спор можно определить, как правоотношение, регулируемое и разрешаемое на основании норм земельного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права, возникающее между индивидами или группами лиц, органами государственной власти и местного самоуправления по поводу нарушения или оспаривания их субъективных прав на землю и законных интересов или обязанностей, содержанием которого являются притязания сторон относительно этих субъективных прав, интересов или обязанностей в области земельных правоотношений.
Поскольку земельный спор является общественным отношением, то он имеет особую структуру.
Во-первых - это стороны земельного спора, от количества которых зависит, является ли спор двусторонним или многосторонним.
Во-вторых - предмет спора, т.е. субъективные права на землю и законные земельные интересы граждан и юридических лиц. Необходимо разделять два понятия - право и законный интерес. Первое предполагает действительное, существующее право, реализовать которое субъект может немедленно. Интерес - это стремление получить определенную пользу. Для земельного спора характерно, что одна сторона в споре объективно обладает правами на спорный земельный участок, а другая - объективно таких прав не имеет. Также может иметь место как bone fideo заблуждение одной из сторон по поводу ее права на спорный земельный участок, так и прямое нарушение субъективного права.
В-третьих, объект спора, которым прямо или косвенно является всегда земля, земельный участок или его часть, а также доли в правах на земельные участки (например, их определение необходимо при разделе имущества между супругами и выделе доли из общей совместной собственности или общей совместной собственности, например сельскохозяйственной организации).18
И наконец, содержание спора, т.е. субъективные права и корреспондирующие им обязанности. Развитие земельного спора имеет несколько стадий, от возникновения конфликтной ситуации до вынесения решения компетентными органами. Главное - с момента подачи заявления в органы разногласия выступают уже в форме процессуального спора. Стороны могут ликвидировать возникший конфликт путем согласованных действий, без подачи иска в суд, правонарушитель может добровольно устранить последствия своего противоправного поведения, а потерпевший - примириться с нарушением своих интересов. Но факт существования самого спора отрицать нельзя, хотя стороны и не оформляли его процессуально.
Классификация земельных споров может быть осуществлена по различным основаниям: возникновение, объект, субъект спора и т.д.
В зависимости от основания возникновения прав на земельные участки, споры можно классифицировать на споры19:
1)
о праве собственности на
2) о праве владения, в том числе: о пожизненном наследуемом владении; об истребовании земельного участка или его части из чужого незаконного владения - виндикационный иск, и др.;
3) о праве пользования, в том числе: о праве постоянного бессрочного пользования; об устранении препятствий и помех в пользовании земельным участком, при нарушении отдельных правомочий субъекта - негаторный иск и др.;
4) об аренде;
5) о сервитуте.
6)
о возмещении затрат по
7)
о возмещении убытков,
8) жалобы на действие, бездействие госорганов и органов местного самоуправления, признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы гражданина или юридического лица (ст. 61 ЗК РФ), и иные.20
Еще одним основанием классификации целесообразно назвать классификацию по субъекту спора. Значение классификации по данному признаку заключается в определении подведомственности и подсудности земельных споров в зависимости от того, кто является субъектами данных споров, а, следовательно, установление порядка разрешения конкретных споров.
С этой точки зрения следует выделить споры, в которых обеими сторонами выступают госорганы или органы местного самоуправления, второй вариант - когда они являются только одной из сторон, третий - споры, возникающие между землепользователями.
В свою очередь, споры землепользователей между собой можно разграничить в зависимости от того, принадлежат ли их земли к одной категории или же к различным. По этому признаку можно выделить споры с однородным субъектным составом: между сельскохозяйственными производственными кооперативами, между гражданами, между крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и т.д., а также споры субъектов сельскохозяйственного производства различных организационно-правовых форм.
Также можно выделить споры между различными предприятиями и учреждениями, принадлежащими к одному ведомству, и споры между различными ведомствами или предприятиями и учреждениями - на уровне региона или Российской Федерации.