Автор работы: k***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 22:31, курсовая работа
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) закрепил единые для всей России принципы и общие параметры административной ответственности в целях единообразного осуществления всеми субъектами административно-юрисдикционной деятельности производства по делам об административных правонарушениях.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..……………..………… 3
Глава1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ ………..….………………. 5
1.1 Понятие административного наказания ……….……………..……... 5
1.2 Цели административных наказаний ………………...………...……. 10
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ …………………….…………………………………………… 12
2.1 Система административных наказаний …………………………… 12
2.2 Виды административных наказаний ………………………….…… 17
Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЕЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ …………………………………………………..…………….. 33
3.1 Принципы назначения административных наказаний ………… 33
3.2 Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность
3.3 Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения …………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………..……………………….…………..…………. 40
СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………...……………………… 42
Субъекты
РФ в качестве административных наказаний
за совершение административных правонарушений
могут устанавливать предупреждение
и административный штраф.
2.2
Виды административных
наказаний
За совершение административных наказаний могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 9
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3)
возмездное изъятие орудия
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5)
лишение специального права,
6) административный арест;
7)
административное выдворение
8) дисквалификация;
9)
административное
Теперь необходимо рассмотреть каждый из них поподробнее.
1.
Предупреждение является одним
из наиболее распространенных
видов административного
КоАП РФ впервые на законодательном уровне закрепил понятие «предупреждение» как меру административного наказания в виде «официального порицания физического или юридического лица», имеющего исключительно письменную форму выражения.
По содержанию это мера морально-правового воздействия. На лестнице административных наказаний предупреждение занимает первую ступеньку как самое легкое по карательному воздействию.
Раскрывая содержание предупреждения, законодатель говорит о том, что оно является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Но это лишь одна сторона данной меры административного воздействия. Предупреждение – основное самостоятельное наказание. Как правило, оно применяется за незначительные правонарушения, а также к лицам, которые впервые совершили противоправное деяние.
Любое административное наказание налагается на основе материалов имеющегося дела об административном правонарушении, по результатам его рассмотрения компетентным субъектом и путем вынесения письменного акта – постановления по делу. Именно поэтому в ст. 3.4 прямо закреплено правило, что предупреждение выносится в письменной форме. Устные предупреждения о недопустимости противоправного поведения, которые должностные лица делают гражданам, организациям, конечно же, не могут рассматриваться как наказание. Также не являются административным наказанием и письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но не в порядке производства по делу об административном правонарушении и не оформленные постановлением по делу.
О
профилактической роли административного
воздействия свидетельствует
Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности, - более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, сооружение можно, если и после сделанного ему предупреждения лицо продолжает нарушать закон.
Предупреждение
о прекращении противоправного
поведения производится, когда правонарушение
еще не окончено, с целью пресечения
противоправного поведения и
в установленных
2.
Административный штраф
Штраф
по своей природе имеет
Такую
имущественную санкцию, как штраф,
т.е. взыскание определенной денежной
суммы, в борьбе с административными
правонарушениями используют чаще всего.
Административную ответственность
без всякого преувеличения
Штраф нельзя применять к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов определения размеров штрафов.
Так, штраф может выражаться в величине, кратной:
1)
минимальному размеру оплаты
труда (без учета районных
Для определения размера штрафа в данном случае необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда». В соответствии со ст. 5 данного Закона исчисление штрафов «до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов...» производится «исходя из базовой суммы, равной 100 рублям».
Таким образом, размер «штрафного» МРОТ равен на сегодняшний день 100 руб.
Интересным представляется мнение Генеральной прокуратуры РФ наложенное в письме от 21 ноября 2002 г. №37/1-582-02, в котором указано, что «установленная статьей 5 базовая сумма в размере 100 рублей не является минимальным размером оплаты труда, а является временной ставкой и ее действие распространяется только на период времени до внесения изменений в соответствующие федеральные законы...»;
2)
стоимости предмета
Данный порядок исчисления штрафа предусмотрен только по делам о нарушении таможенных правил, в соответствии с нормами гл. 16 КоАП РФ, а также за правонарушения в области предпринимательской деятельности;
3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа.
Размер административного штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ.
Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц – 50, на юридических лиц – 1000.
Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может быть установлен в размере для должностных лиц до 200, для юридических лиц – 5000 МРОТ.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.
Возмездным изъятием орудия
Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Данная санкция применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.
Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения, поскольку порядок ее реализации сложнее, чем конфискация. В КоАП РФ данное наказание предусмотрено только в ч. 2 и 3 ст. 20.8 и в ч. 3 ст. 20.12, во всех случаях в альтернативной санкции. 11
4.
Конфискацией орудия
Как административное наказание она имеет ряд особенностей.
Во-первых, конфискация назначается только судьей. Данное положение основано на ч.3 ст. 35 Основного Закона РФ, где провозглашено: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Административная конфискация может применяться к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам. Это, во-вторых.
В-третьих, она является специальной конфискацией, применяемой только в отношении орудий совершения или предметов административного правонарушения. Как правило, в санкции статьи КоАП РФ четко устанавливается, какой предмет подлежит конфискации (например, этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, произведенная продукция, фашистская атрибутика или символика и т.п.).
Не всякий предмет может быть конфискован. Так, не подлежат конфискации личные вещи (одежда, белье и т.п.), вещи, используемые в быту и необходимые для проживания (телевизор, холодильник и т.п.). Конфискация не может быть обращена и на предметы, находящиеся в общей собственности лица, привлеченного к ответственности, с супругами, родителями, другими родственниками и лицами. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. 12
В-четвертых, ранее в ст. 29 КоАП РСФСР было закреплено, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности правонарушителя. К сожалению, новый Кодекс такого правила не содержит. Некоторые составы правонарушений предусматривают применение конфискации к должностным лицам, которые чаще всего не являются собственниками конфискуемых предметов (например, ст. 14.10, 14.16 – 14.18, 19.19). Получается, что конфискация может применяться к лицу, являющемуся субъектом административного правонарушения, но не являющемуся собственником имущества. Если конфискуется предмет, который не принадлежит виновному, то наказывается не он, а собственник, которого лишают законного права собственности навсегда, что противоречит букве и духу Конституции РФ.