Административные наказания и ее виды

Автор работы: k***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) закрепил единые для всей России принципы и общие параметры административной ответственности в целях единообразного осуществления всеми субъектами административно-юрисдикционной деятельности производства по делам об административных правонарушениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..……………..………… 3
Глава1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ ………..….………………. 5
1.1 Понятие административного наказания ……….……………..……... 5
1.2 Цели административных наказаний ………………...………...……. 10
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ …………………….…………………………………………… 12
2.1 Система административных наказаний …………………………… 12
2.2 Виды административных наказаний ………………………….…… 17
Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЕЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ …………………………………………………..…………….. 33
3.1 Принципы назначения административных наказаний ………… 33
3.2 Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность
3.3 Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения …………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………..……………………….…………..…………. 40
СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………...……………………… 42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

    Не  является конфискацией изъятие из незаконного  владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или  предмета административного правонарушения:

      • подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
      • изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение (например, ранее украденную вещь), по иным причинам и на это основании подлежащих обра­щению в собственность государства или уничтожению (например, наркотических, сильнодействующих, психо­тропных веществ).

    При конфискации предмет из частной  собственности переходит в государственную  собственность Российской Федерации.

    5. Лишение физического лица, совершившего  административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

    Данное  наказание относится к числу  длящихся, срок лишения правонарушителя специального права определяется судьей. Он не может быть менее одного месяца и более двух лет. В числе санкций КоАП РФ называет два вида лишения специального права: управления транспортными средствами и охоты. При этом установленный статьями Особенной части КоАП РФ срок лишения права управления транспортным средством не превышает одного года, а вот лишение права охоты возможно до двух лет.

    Лишение права управления транспортным средством  не может применяться к лицу, которое  пользуется им в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

    Лишение права охоты не может применяться  к лицам, для которых охота  является основным законным источником средств к существованию.

    Лишение прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права. 13

    6. Административный арест заключается  в содержании нарушителя в  условиях изоляции от общества  и устанавливается на срок  до 15 суток, а за нарушение требований  режима чрезвычайного положения  или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток.

    Административный  арест является строгим, а для  граждан России его можно считать  самым строгим административным наказанием. Эта мера ответственности  ограничивает конституционное право  человека и гражданина на свободу передвижения и оказывает серьезное воздействие на личность, так как предусматривает содержание под стражей в условиях изоляции от общества в течение определенного промежутка времени. Поэтому административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Это правило обращено как к законодателю, так и к субъектам, применяющим данное наказание, т.е. к судьям.

    Данная  мера ответственности устанавливается  только за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления.

    Признак «исключительности» является оценочным  для правоприменителя. За соответствующие  деяния может быть наложен штраф, но если по обстоятельствам дела или с учетом личности нарушителя применение этих мер будет признано недостаточным, избирается административный арест. Судья обязан дать оценку всем обстоятельствам дела, и исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных, связанных, а также напрямую не связанных с административным правонарушением обстоятельств, решить вопрос о необходимости на­значения виновному ареста в качестве кары за содеянное. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое наказание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.

    Одним из ярких проявлений гуманизма закона является запрещение применения административного  ареста к четырем категориям лиц:

    - к беременным женщинам;

    - женщинам, имеющим детей в возрасте  до 14 лет;

    - лицам, не достигшим возраста 18 лет; 

    - инвалидам Й и ЙЙ групп. 

    При назначении данного наказания в  обязательном порядке должны быть выяснены обстоятельства, препятствующие применению ареста. Беременность, инвалидность должны быть подтверждены документально, возраст лица, привлекаемого к ответственности, устанавливается в любых случаях, для выявления наличия у женщины детей в возрасте до 14 лет могут быть использованы любые доказательства.

    Срок  административного ареста исчисляется  сутками, начиная с того часа, когда виновный был взят под стражу. Срок административного задержания включается срок административного ареста, но в данном случае речь идет только о процессуальном задержании, урегулированном ст. 27.3 – 27.6 КоАП РФ.

    Статьей 2.5 КоАП РФ запрещено применение административного ареста к военнослужащим и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.

    Законодатель  используется административный арест  не только в альтернативных санкциях (например, ст. 6.12, 18.7, 20.1, 20.5 и др.), но и в качестве единственно возможного наказания, безальтернативно (ч. 2 ст. 20.25).

    Применение  административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

    7. Административное выдворение за пределы России иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу за пределы Российской Федерации или в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами.

    Особенность административного выдворения за пределы  Российской Федерации состоит в  том, что эта мера административного  наказания применяется только в  отношении иностранных граждан  и лиц без гражданства. Рос­сийские  граждане не могут быть лишены гражданства, выданы другому государству, выдворены за пределы Рос­сии. В соответствии с ч 3 ст. 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Статья 3.10 КоАП РФ относится к числу тех норм федеральных законов, которые устанавливают особенности правового положения лиц, находящихся на территории России, но не являющихся ее гражданами. В данном случае закрепляется особенность административной деликтоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства – применение данной меры административной ответственности.

    Закон предусматривает судебный и административный порядок применения такой меры ответственности.

    Судебный  порядок предусмотрен за совершение иностранным гражданином или  лицом без гражданства нарушения  режима пребывания в Российской Федерации (ст. 18.8), иммиграционных правил (ст. 18.11). Судебный порядок применяется в тех случаях, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства законно прибыли и уже находятся на территории Российской Федерации, пересекли пункты пропуска через Государственную границу РФ, но нарушают установленные для них правила пребывания.

    Административный  порядок применяется при совершении нарушения режима Государственной  границы РФ (ч. 2 ст. 18.1), а также  при нарушении режима в пунктах  пропуска через Государственную  границу РФ (ч. 2 ст. 18.4) должностными лицами Федеральной пограничной службы.

    Иностранный гражданин и лицо без гражданства, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и незаконно  находящиеся в Российской Федерации, подлежат учету, фотографированию и  обязательной дактилоскопической регистрации  с последующим помещением полученных сведений в банк данных. 14

    Административное  выдворение как административное наказание  применяется к иностранным гражданам  и лицам без гражданства, которые  на законном основании пересекают Государственную  границу РФ. Административное выдворение нельзя смешивать с мерой административного пресечения, применяемой уполномоченными должностными лицами в отношении граждан, незаконно проникших на территорию России. В таких случаях речь идет о пресечении попыток незаконного проникновения и пребывания на территории Российской Федерации.

    Также нельзя отождествлять данное наказание  с депортацией. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2005 г. «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» депортация – это принудительная высылка иностранного гражданина и лица без гражданства из России в случае утраты или прекраще­ния законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в стране, т.е. мера административного принуждения пресекательного характера. Депортация применяется при несоблюдении иностранным гражданином обязанности выехать за пределы Российской Федерации в трехдневный срок при сокращении срока проживания или временного пребывания в России, а также в случаях аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство в пятнадцатидневный срок. Во всех названных случаях у лица нет права на дальнейшее пребывание в стране.

    Во  всех статьях КоАП РФ, содержащих такое  наказание, как административное выдворение, оно закрепляется как дополнительное наказание наряду со штрафом, которое судья (должностное лицо) может присоединить к основному.

    Последствия применения такой меры административной ответственности для иностранных  граждан и лиц без гражданства  довольно серьезные. Федеральным законом  «О правовом положении иностранных граждан в Рос­сийской Федерации» установлено, что в течение пяти лет с момента исполнения данного наказания они лишают­ся права въезда на территорию России. Таковы же последствия и депортации.

    8. Дисквалификация заключается в лишении гражданина права занимать руководящие должности в исполни­тельном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществ­лять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управле­ние юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    До 2002 г. такое наказание в административном праве было неизвестно. Однако по правовой природе это наказание очень  похоже на уголовную санкцию: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В то же время, у этой меры административной ответственности есть много обще­го с лишением специального права. Но между ними существуют и серьезные различия.

    Во-первых, речь идет о временном лишении разных прав, так как специальные права предоставляются гражданам в рамках разрешительной системы. Возможностью реализации таких прав обладают не все субъекты, они являются элементом специального административно-правового статуса личности. В административном порядке гражданин может быть лишен права на управление транспортным средством и охоту. А дисквалификация касается конституционных прав, которыми обладает каждый гражданин. По содержанию эти права связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, с возможностью участвовать в управлении. Однако следует за­метить, что дисквалификация не предусматривает запрет занятия предпринимательской деятельностью в целом, а только специальными ее видами.

    Во-вторых, дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет, а лишение специального права – от месяца до двух лет.

    В-третьих, по применению лишения специального права имеется колоссальный опыт, а практика дисквалификации только начала формироваться.

Информация о работе Административные наказания и ее виды