Государственный и муниципальный заказ в ЯНАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:55, дипломная работа

Описание

Целью исследования является изучение процесса управления по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в России с момента создания государства российского до настоящего времени, способов размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. А также проведение анализа действующего отечественного законодательства и анализа правоприменительной практики с целью разработки предложений по решению существующих проблем в сфере госзакупок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Развитие в России системы государственного заказа и законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ……… ..7
1.1. История развития системы государственного заказа и нормативной правовой базы государственных закупок России……………………….………...7
1.2. Анализ современного российского законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд………………………………..……..21
Глава 2. Общая характеристика и оценка состояния системы управления закупок для государственных и муниципальных нужд…………………………………………………………………………………36
2.1. Результаты реформы системы госзаказа……………………………..36
2.2. Размещение заказов путем проведения электронных аукционов…..38
2.3.Международный опыт………………………………………………….40
2.4. Размещение заказа путем проведения конкурса и запроса
котировок…………………………………………………………………………..42
Глава 3. Практика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ямало-Ненецкого автономного округа………………………………………………………………………….....…44
3.1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных нужд Ямало-Ненецкого автономного округа (механизм и проблемы реализации)…………………………………..…. 44
3.2. Ключевые проблемы госзаказа и пути их решения………………....61
Заключение……………………………………………………………………...…..69
Список использованных источников и литературы…………….………..............73

Работа состоит из  1 файл

Дипломный прект Бунина.doc

— 898.00 Кб (Скачать документ)

Результативность электронных аукционов в основном достигается тем, что все заказчики Российской Федерации, а также заинтересованные в участии в торгах предприниматели сконцентрированы всего на пяти электронных площадках, что обеспечивает высокую ликвидность торгов, а так же минимизирует возможность для манипулирования электронными аукционами со стороны электронных площадок. При этом экономия бюджетных средств напрямую зависит от числа участников электронного аукциона. Так, при размещении заказов на относительно небольшие и средние объемы строительных работ, начальная цена на которые устанавливается на основании проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, значительная экономия (более 20%) достигается при наличии более 6 участников. При этом в большенстве случаев победителями таких электронных аукционов становятся строительные компании, имеющие достаточный опыт на рынке строительных работ и добросовестно исполняющие заключенные контракты.

Небольшой эффект отведения электронных аукционов достигается для субъектов малого предпринимательства, поскольку они получили возможность принимать участие в большом количистве торгов вне зависимости от территориального местонахождения заказа.

Также необходимо отметить и существенную разницу размещения заказа путем проведения электронных аукционов по отношению к процедуре конкурса. Так, например, при проведении конкурса на выполнение строительных и ремонтных работ средняя экономия по контрактам, стоимость которых не более 50 млн. руб, составляет 10,9% по отношению к 20,3% экономии, достигнутой по аналогичным контрактам на электронных аукционах, А при стоимости контрактов более 50млн. рублей средняя экономия на конкурсах составляет 4% против 13,2%, достигнутой на электронных аукционах.

Таким образом, внедрение электронных аукционов не только позволяет существенно расширить возможности предпринимателей принимать участие в закупках, но и обеспечивает значительную большую экономию по отношению к конкурсным процедурам.

2.3. Международный опыт.

В октябре 2009 года Управление государственной торговли (OGC) Правительства Великобритании выпустило «Рекомендации по электронным торгам», в соответствии с которыми «Правительство должно издать всю тендерную документацию в электронном виде к 2010 году».
         В статье 54 Директивы Европейской Комиссии по госзакупкам (The European Union Procurement Directives), одобренной Правительством Великобритании, закреплено право заказчика проводить электронные аукционы (eAuctions). Так же в указанной Директиве закреплено, что интеллектуальный труд и проектирование не могут быть предметом электронных аукционов.
         Правительством Великобритании разработаны «Рекомендации по проведению электронных аукционов». В соответствии с указанными рекомендациями дается понятие электронного аукциона, который определяется, как он – лайн аукцион, где участники подают свои ценовые предложения, которые ранжируются автоматически.
Электронные аукционы могут быть использованы для товаров, услуг и работ. 
Аспекты качества должны оцениваться до аукциона.
Один из примеров проведения электронного аукциона в Великобритании. 
         Заказчик: Управление государственной торговли (OGC). Предмет электронного аукциона: 5000 ноутбуков и 5000 настольных ПК. Достигнутая экономия составила около 20% на настольные компьютеры и 50% на ноутбуки. 
         В соответствии с информацией, предоставленной по запросу ФАС России главой подразделения по вопросам конкуренции OCDE (Международная организация экономического сотрудничества и развития), полученная Бразилией экономия после введения процедуры публичных закупок через Интернет, посредством обратного аукциона, составляет 20%.
         В США в соответствии с правилами федеральных закупок заказчикам рекомендуется проводить обратные аукционы на целый ряд товаров, работ и услуг. При этом в качестве примера экономия при поставке электроэнергии при проведении обратных аукционов для институтов и колледжей США достигала 20%. 
         В соответствии с письмом Постоянного представительства Российской Федерации при Европейских Сообществах «российское законодательство имеет ряд уникальных преимуществ по сравнению с законодательством ЕС в плане перспектив развития площадок электронных торгов за счет отсутствия процедур предквалификациии участников, а также обеспечивает более высокий уровень антикоррупционной защиты».

 

2.4 Размещение заказа путем проведения конкурса и запроса котировок.

Несмотря на положительную практику проведения электронных аукционов при размещении заказов в Российской Федерации, следует отметить, что не все заказы возможно размещать путем его проведения. В частности, не могут размещаться путем проведения электронных аукционов заказы на выполнение НИР, работы по проектированию, услуги по консалтингу, экспертизе, и другие работы и услуги с высокой степенью творческой составляющей, размещение заказов на которые осуществляются путем проведения конкурса.
         При проведении процедуры конкурса Законом 94-ФЗ допускается субъективная оценка (по качеству заявки и квалификации участника) при выборе победителя конкурса в размере до 20%, а в ряде случаев и до 45%, которая зависит исключительно от предпочтений должностных лиц заказчика. 
         Практически, в настоящее время предприниматели не могут защитить свои права на конкурсе, поскольку существующая на конкурсе произвольная оценка заказчиком квалификации участника, а также качества его заявки, предопределяет победителя зачастую еще до начала его проведения, что создает на конкурсах низкую конкурентную среду и высокий коррупционный потенциал. 
        Следует отметить, что Законом 94-ФЗ предусмотрено восемь возможных критериев оценки заявок на участие в конкурсе, а именно:
- цена контракта;
- функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

- качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
- расходы на эксплуатацию товара;
- расходы на техническое обслуживание товара;
- сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
- объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;
       Оценка проведенных конкурсов показала, что из перечисленных в законодательстве критериев оценки такие критерии как расходы на техническое обслуживание товара, расходы на эксплуатацию товара и объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг применяются менее чем в 5% случаев. То есть данные критерии оценки заявок на участие в конкурсе заказчиками не применяются, так как данные условия устанавливаются в качестве обязательных требований к продукции.

Размещение заказов путем проведения запроса котировок.
          При запросе котировок заказчики изначально устанавливают требования к закупаемым товарам, работам или услугам, а победитель в запросе котировок определяется исходя из минимальной стоимости предложенных участниками размещения заказа товаров, работ или услуг, соответствующих указанным требованиям заказчика. 
         Законом 94-ФЗ установлены ограничения возможности заказчика в проведении запроса котировок, а именно начальная (максимальная) цена контракта в запросе котировок не может превышать пятисот тысяч рублей. 
         Запрос котировок является процедурой конкурентной, но в то же время коррупционной, так как данная процедура позволяет недобросовестному заказчику определить победителем аффилированного с ним участника за счет указания в заявке такого участника предложения о цене контракта, незначительно отличающегося в меньшую сторону от предложений других участников запроса котировок.

 

 

 

 

Глава 3. Практика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ямало-Ненецкого автономного округа

3.1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных нужд Ямало-Ненецкого автономного округа (механизм и проблемы реализации)

Для реализации на практике норм 94-ФЗ в Ямало-Ненецком автономном округе была проведена большая подготовительная работа. В 2005 году в Ямало-Ненецком автономном округе действовала централизованная система размещения окружных государственных заказов, при которой функции организатора конкурсов в соответствии с законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 мая 2003 года N 23-ЗАО «О государственном заказе Ямало-Ненецкого автономного округа» (в ред. Законов ЯНАО от 09.11.2004 N 66-ЗАО, от 24.06.2005 N 51-ЗАО) исполнял департамент торговли и организации досрочного завоза продукции администрации ЯНАО.

Для своевременного обеспечения в первом квартале 2006 года окружных государственных заказчиков необходимыми товарами, работами, услугами департамент торговли и организации досрочного завоза продукции администрации ЯНАО в соответствии с Постановлением Администрации ЯНАО от 24.10.2005 г. N 173-А «О размещении заказов на закупку товаров, работ, услуг для государственных  нужд на 2006 год» уже в конце 2005 года провел открытые торги на размещение заказов. Эти торги проводились в соответствии с требованиями Указа Президента №305 и закона автономного округа №23-ЗАО. Заблаговременное размещение заказов позволило обеспечить необходимый временной задел, для подготовки к работе с учётом требований 94-ФЗ.

Вступление в силу с 1 января 2006 года Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предопределило изменение организационно-функциональной модели управления государственным (муниципальным) заказом.

26 января 2006 года путем реорганизации департамента торговли и организации досрочного завоза продукции Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа был создан департамент государственного заказа и торговли Ямало-Ненецкого автономного округа. Было принято постановление администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 февраля 2006 года №64-А «О реализации в Ямало-Ненецком автономном округе положений федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Постановление установило, что исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов, является департамент государственного заказа и торговли Ямало-Ненецкого автономного округа. Исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным на:

- осуществление контроля в сфере размещения заказов;

- ведение реестра государственных контрактов;

- ведение реестра недобросовестных участников размещения заказа;

- ведение официального сайта Ямало-Ненецкого автономного округа для размещения информации о размещении заказов, является департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа.

За основу была принята централизованная модель размещения государственных заказов, при которой функции по размещению заказов способом проведения открытого конкурса, аукциона и запроса котировок цен выполняет уполномоченный на размещение заказов орган. При этом окружные государственные заказчики подают заявки на размещения заказов в уполномоченный орган, утверждают разработанную уполномоченным органам документацию для проведения конкурсов, аукционов, запроса котировок цен, принимают участие в работе единой комиссии по проведению открытых конкурсов и аукционов, котировочной комиссии. После определения победителя окружные государственные заказчики заключают государственные контракты.

Постановлением был утверждён ряд регламентов, регулирующих деятельность уполномоченного органа, государственных заказчиков автономного округа, работу котировочной и единой комиссии по проведению открытых конкурсов и аукционов и работу, порядок работы с официальным сайтом Ямало-Ненецкого автономного округа для размещения информации о размещении заказов. Был определён порядок ведения реестра государственных контрактов и временный порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.

В Ямало-Ненецком автономном округе в рамках управления государственным заказом построена централизованная организационно-функциональная модель.

Спецификой организационного обеспечения процесса государственного заказа является выделение органа государственной власти субъектов Российской Федерации или его структурного подразделения, осуществляющего координацию деятельности по государственному заказу. Распределение ролей в управлении государственным заказом ЯНАО выглядит следующим образом:

1.      Финансовый орган – Департамент финансов ЯНАО.

2.      Контролирующий орган – Департамент экономики ЯНАО.

3.      Уполномоченный орган – Департамент государственного заказа и торговли ЯНАО.

4.      Главный распорядитель бюджетных средств.

5.      Получатель бюджетных средств.

Достаточно чёткая и понятная регламентация действий, прав и обязанностей в условиях централизованной системы размещения государственного заказа в Ямало-Ненецком автономном округе позволила в короткие сроки создать новую систему работы в соответствии с требованиями 94-ФЗ. Эффективности размещения заказов во многом способствовало то, обстоятельство, что в штате департамента государственного заказа и торговли были сохранены квалифицированные специалисты, имеющие многолетний опыт работы по размещению государственного заказа и прошедшие повышение квалификации по данному направлению деятельности.

С развитием информационных технологий, а также тенденцией объединения информационных ресурсов региона в единое информационное пространство, в частности в сфере управления бюджетным процессом, возникла потребность в создании и развитии Единой автоматизированной системы управления бюджетным процессом региона. Одной из составляющих такой системы является автоматизированная информационная система (АИС) «Государственный заказ», разработанная НПО «Криста».

Управление государственным (муниципальным) заказом – это совокупность ресурсов, методов, средств, инструментов и рычагов воздействия на региональную или муниципальную деятельность, связанную с размещением заказа для достижения целей социально-экономического развития субъекта РФ или муниципального образования.

Стратегической целью государственного (муниципального) заказа является своевременное и эффективное обеспечение потребности субъекта РФ или муниципального образования в качественной продукции, необходимой для выполнения присущих государству функций и для жизнеобеспечения самих органов государственной или муниципальной власти и учреждений, финансируемых за счет бюджетов различных уровней.

Указанная стратегическая цель декомпозируется до нескольких тактических целей, в числе которых можно выделить:

1.      Повышение эффективности расходования бюджетных и внебюджетных средств государственного (муниципального) заказчика за счет проведения централизованного размещения заказа для государственных (муниципальных) нужд;

2.      Повышение качества планирования расходования бюджетных и внебюджетных средств на очередной финансовый год путем задания целевых, финансовых и предметных ориентиров размещения заказа для государственных (муниципальных) нужд;

3.      Обеспечение высокой степени открытости и гласности размещения государственного (муниципального) заказа через проведение открытых аукционов в сети Интернет;

4.      Обеспечение равноправных условий размещения заказа за счет заранее установленных и неизменных для всех участников условий;

5.      Возможность проведения органами государственной власти  (органами местного самоуправления) систематического контроля на этапах процесса государственного (муниципального) заказа;

6.      Создание условий широкого использования информационных и коммуникационных технологий в процессе взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов.

Планирование государственного заказа

Получатели бюджетных средств формируют ведомственные планы государственных нужд с указанием перечня необходимой продукции, количества и цены по каждому виду продукции и направляют их главным распорядителям бюджетных средств, которые осуществляют первичный контроль ведомственных планов государственных нужд на целевое назначение расходов.

Информация о работе Государственный и муниципальный заказ в ЯНАО