Автор работы: s*************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа
Конституционная юстиция в Российской Федерации восприняла основные черты европейской модели, главным образом из практики деятельности Федерального конституционного суда ФРГ. Конституционный Суд Российской Федерации весьма схож по своим задачам с такими же судами других посттоталитарных государств (Венгрия, Словакия, Хорватия, Белоруссия и др.), осуществляющих переход к демократическому правовому государству.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля 5
1.1. Полномочия Конституционного Суда РФ 5
1.2. Основы организации Конституционного Суда РФ 13
Глава II. Решения Конституционного Суда РФ 18
2.1. Порядок принятия и юридическое значение решений Конституционного Суда РФ 18
2.2. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно, десять и девять судей. В пленарном заседании Суд вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях он разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда РФ; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
В пленарных заседаниях также избирается Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, формируются персональные составы палат, принимается Регламент Конституционного Суда и др.
В заседаниях палат разрешаются все дела о соответствии Конституции РФ законов, договоров и нормативных актов, кроме конституций республик и уставов субъектов РФ, разрешаются споры о компетенции, а также проверяется конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.
Конституционный Суд РФ избирает из своего состава сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда РФ. Эти должностные лица по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок. По инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-секретарь Конституционного Суда РФ недобросовестно исполняют свои обязанности либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос об их досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее двух третей от общего числа судей тайным голосованием.11
Председатель Конституционного Суда РФ руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ и председательствует на них; вносит на обсуждение Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Он представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями и только по уполномочию Суда выступает с заявлениями от его имени.
В
Регламенте Конституционного Суда РФ
на основе Конституции РФ и Федерального
конституционного закона устанавливаются:
порядок определения персонального состава
палат, порядок распределения дел между
ними, порядок, определения очередности
рассмотрения дел в пленарных заседаниях
и в заседаниях палат; некоторые правила
процедуры и этикета в заседаниях, особенности
делопроизводства в Суде; требования к
работникам аппарата Суда, иные вопросы
внутренней деятельности Конституционного
Суда РФ.
В стране складывается механизм обеспечения соответствия федерального и регионального законодательства Конституции Российской Федерации. Одним из главных правовых инструментов этого механизма является судебный конституционный контроль, согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, вето Президента и приостановление им действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, а также прокурорский надзор и деятельность судов общей и арбитражной юрисдикции в сфере нормоконтроля. Изменениями и дополнениями в федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" названный юридический инструментарий дополнен конституционной ответственностью высших должностных лиц и законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, а также институтов местного самоуправления.12 Эффективным элементом в механизме обеспечения конституционности регионального законодательства является деятельность полномочных представителей Президента в федеральных округах. Обозначилась и роль конституционных (уставных) судов в этом процессе.
При всем многообразии рычагов обеспечения верховенства Конституции РФ и федерального законодательства особое место в этом механизме занимают решения Конституционного Суда Российской Федерации. Их нормативный характер, непосредственное действие, общеобязательность и юридическая сила, позволяющая интерпретировать конституционные нормы и дисквалифицировать акты федерального и регионального законодательства, а также косвенным образом давать оценку правоприменительной практике, придают этим решениям высокий авторитет. Фактически решения Конституционного Суда - это конституционные нормы в их динамике.
Общеизвестно, что в юридической науке идет дискуссия о правовой природе решений Конституционного Суда: являются ли они источником права? Если являются, то что это - нормативный акт, интерпретационный акт, прецедент, новый нетрадиционный источник и т. д.? В ходе дискуссий предлагается также закрепить в законодательстве нормативный характер решений Конституционного Суда, как это сделано в некоторых западных странах. По этому же пути идут и некоторые постсоветские государства (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Литва). В принципе, придерживаясь идеи установления в будущем федеральном законе "О нормативных правовых актах Российской Федерации" специальной статьи о нормативной природе решений Конституционного Суда, по крайней мере, постановлений о толковании Конституции, о неконституционности положений законов и иных нормативных актов, о разрешении споров о компетенции, мне кажется, что сама практика органов государственной власти уже "de facto" придает итоговым решениям и определениям "с позитивным содержанием" характер нормативных актов.
Они нередко являются основанием для принятия федеральных законов либо отклонения их проектов, принятия указов Президента и постановлений Правительства, ветирования Президентом федеральных законов и приостановления им действий актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Ссылки на постановления Конституционного Суда содержатся в постановлениях пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда РФ. Суды применяют их непосредственно при рассмотрении конкретных дел. Правоприменительная практика федеральных органов исполнительной власти также использует этот источник. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации применяются и в постановлениях конституционных (уставных) судов субъектов РФ.13 И наконец, прокуроры этих субъектов и федеральных округов, активно добиваясь приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, в своих протестах в законодательные собрания субъектов Российской Федерации и заявлениях в суды в качестве обоснования приводят решения Конституционного Суда Российской Федерации.14
Все
это подтверждает нормативный характер
решений Конституционного Суда Российской
Федерации, необходимость его юридического
закрепления в федеральном
Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Конституционный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
При этом Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда РФ. Особые мнения практикуются весьма часто.
Решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании немедленно после его подписания. Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ.
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а при необходимости и в иных изданиях.
Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ.
Решение Конституционного Суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения влечет ответственность, установленную федеральным законом. Конституцией РФ не предусмотрена возможность пересмотра Конституционным Судом РФ принимаемых им решений и образования для этого какого бы то ни было органа. Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ можно предположить, что решения Суда обжалуются в установленном порядке в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
В 1995 - 2000 гг. Конституционный Суд дал толкование положений 22-х из 137 статей первого раздела Конституции РФ, затрагивающих законодательную деятельность палат Федерального Собрания, полномочия Президента, систему и структуру федеральных органов исполнительной власти и порядок назначения Председателя Правительства, полномочия высших судебных органов, вопросы порядка внесения поправок и изменений в Конституцию, вхождения автономного округа в состав края (области). 15 Законодательный процесс, весьма схематично определенный Конституцией РФ (ст.104-108), сейчас почти полностью "развернут" постановлениями Конституционного Суда, на основе которых внесены соответствующие изменения в регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации.
За упомянутый период конституционному контролю подвергнуты положения конституций (уставов) 13 субъектов Российской Федерации (республик: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Ингушетия, Коми, Мордовия, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Хакасия; Алтайского края, Курской, Тамбовской и Читинской областей); основ: жилищного законодательства, законодательства о труде, о нотариате; десяти кодексов (в том числе положения почти 30 статей УПК РФ, пяти статей Таможенного кодекса РФ, восьми статей ТК РФ); 53 федеральных законов, включая законы бывших СССР и РСФСР; 13 указов Президента Российской Федерации; восьми постановлений Правительства Российской Федерации, 30 законов и подзаконных актов субъектов Федерации (восьми республик, одного края, пяти областей, обоих городов федерального значения).
К тому же нужно отметить неполноту приведенных данных, поскольку они не отражают практику определений с позитивным содержанием, распространивших правовые позиции Конституционного Суда на ряд федеральных и региональных законов, не бывших предметом публичного рассмотрения в судебном заседании. Так, в 1999 - 2003 гг. этими определениями признаны, в частности, не подлежащими применению отдельные положения Закона Брянской области "О муниципальной службе в Брянской области", Закона Республики Хакасия "О Правительстве Республики Хакасия" (абз.2 ч.1 ст.14), Закона Республики Башкортостан "О местном государственном управлении в Республике Башкортостан"; часть 2 ст.186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в той мере, в которой она позволяет игнорировать равные возможности для участвовавших в деле лиц участвовать в суде надзорной инстанции; часть 1 ст.325 ГПК РФ, затрагивающая тот же аспект в гражданском процессе; отдельные положения Закона Республики Северная Осетия - Алания "О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия - Алания", Закона Республики Ингушетия "О выборах депутатов Народного Собрания - Парламента Республики Ингушетия"; Федерального закона от 14 февраля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах"; Закона Республики Мордовия "О торговле и оказании услуг населению в Республике Мордовия" и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства этой Республики; ст.276 Таможенного кодекса Российской Федерации и др.