Автор работы: s*************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 19:31, курсовая работа
Конституционная юстиция в Российской Федерации восприняла основные черты европейской модели, главным образом из практики деятельности Федерального конституционного суда ФРГ. Конституционный Суд Российской Федерации весьма схож по своим задачам с такими же судами других посттоталитарных государств (Венгрия, Словакия, Хорватия, Белоруссия и др.), осуществляющих переход к демократическому правовому государству.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля 5
1.1. Полномочия Конституционного Суда РФ 5
1.2. Основы организации Конституционного Суда РФ 13
Глава II. Решения Конституционного Суда РФ 18
2.1. Порядок принятия и юридическое значение решений Конституционного Суда РФ 18
2.2. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Особые
мнения позволяют расширить
Являясь в значительной степени результатом доктринального конституционного толкования, особые мнения судей Конституционного Суда содержат ряд конструктивных положений по объемам и способам толкования и, тем самым, способны существенно влиять на саму практику конституционного судопроизводства.
Таким образом, институт особого мнения судьи Конституционного Суда имеет ряд положительных свойств, указывающих на него как на источник доктринального конституционного толкования.
Во-первых,
оно гарантирует свободное
Во-вторых, особое мнение способствует поиску истины и формированию новых подходов к развитию практики официального толкования Конституции РФ.
В-третьих, позволяет в последующем в ряде случаев упрочить мотивировочную часть решения Суда по делу.
В-четвертых,
создает предпосылки для
Конституционный суд РФ, являясь частью федеральной судебной системы, вместе с тем, занимает в ней особое положение. Во-первых, он является единственным судебным органом, компетенция которого установлена в Конституции. Это обстоятельство сближает его с Федеральным Собранием, Президентом, Правительством. Во-вторых, его деятельность связана не с применением правовых норм, а с обеспечением соответствия их Конституции. Существо данной деятельности составляет толкование положений проверяемых актов и Конституции, которое протекает по иным правилам, нежели рассмотрение дел в судах общей и арбитражной юрисдикции. Конституционный суд РФ воздерживается от установления фактических обстоятельств, в том случае, если это входит в компетенцию иных судов. В-третьих, Конституционный суд РФ оказывает непосредственное воздействие на деятельность главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов, лишая юридической силы их нормативные акты, договоры, не соответствующие Конституции, разрешая споры между данными органами или давая толкование положений Конституции. Конституционный суд РФ не просто интерпретирует отдельные правовые нормы, он формирует конституционно-правовую доктрину, предлагает свое понимание определенных положений Конституции, обязательное для всех государственных органов и иных субъектов конституционных правоотношений. В этой связи можно утверждать, что Конституционный суд РФ в известном смысле и в известных пределах творит право. Это допущение весьма условно, Конституционный суд РФ не может подменять законодателя, его решения не направлены на создание новых правовых норм. Они не выражают политической воли лиц, участвовавших в их принятии. Однако это не означает, что решения Конституционного суда РФ не могут иметь определенных политических последствий. Конституционный суд РФ своими решениями проводит политику, выраженную в Конституции, но при этом всегда должен оставаться в границах права.
Правовой механизм реализации решений Конституционного Суда РФ обусловливается их юридической природой. При этом высказываются самые различные, противоположные суждения. По-разному интерпретируется и такой существенный признак юридической природы решений Конституционного Суда РФ, как их юридическая сила, обязательность.
Что касается роли самого Конституционного Суда РФ в обеспечении исполнения своих решений, то, не имея для этого собственного принудительного механизма, что вообще не присуще такого рода органам, он может оказывать влияние на этот процесс главным образом силой и ясностью правовых аргументов и выводов, обосновываемых в решениях, высокой социальной и гуманистической значимостью защищаемых им общедемократических правовых принципов, ценностей и институтов.
Таким образом можно сделать вывод о том, что этапы конституционной реформы должны быть строго последовательными. И предварительно необходимо решить, можно ли осуществить перераспределение полномочий, не затрагивая текст Конституции (в этом случае плавный переход к новому состоянию власти произойдет на основе разработки необходимых законов, подписания политических соглашений между главными субъектами государственной власти), либо неизбежен серьезный пересмотр самого Основного закона.
Нормативные акты:
Научная
литература:
Судебная
практика:
Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 августа 1988 г. N 5 "О повышении роли судов кассационной инстанции в обеспечении качества рассмотрения уголовных дел" (в ред. постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. N 11 и от 25 октября 1996 г. N 10) // Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1988. N 10.