Корпоротивное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:24, курс лекций

Описание

1. Понятие, предмет и метод КП. Понятие Корпоративного права.
Корпоративное право – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на регулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. В РФ корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ.
Существует еще одно определение. Корпоративное право – это система общеобязательных для корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорации и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения.Т.о. существует двоякое толкование корпоративного права. В узком смысле – это система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующая правоотношения внутри данной организации.
В широком смысле – это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (коммерческих организаций). При более детальном рассмотрении можно сделать вывод о едином смысле трактовок КП, т.к. все правила, установленные организациями не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Предмет КП. Предмет КП – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйственных субъектов (КО). Говоря о предмете КП необходимо подчеркнуть его специфику, т.к. КП является не самостоятельной отраслью, а лишь подотраслью ГП, т.е. выступает его составной частью.
При этом КП является подотраслью достаточно узкой специальности. Для КП особое значение имеет правовое регулирование субъектного состава гражданских правоотношений, - а именно юридических лиц, в числе которых выделяют коммерческие организации. Регулирование субъективного состава гр. Правоотношений входит так же в сферу других подотраслей ГП (коммерческого, предпринимательского, акционерного, хозяйственного права), однако предмет КП несколько шире и говорить здесь можно о сходстве предмета регулирования КП и других подотраслей.
Метод КП. К числу методов КП следует причислить императивные и диспозитивные методы.

Работа состоит из  1 файл

корпаротив прав.docx

— 241.15 Кб (Скачать документ)

Термин «аффилированные лица»  употребляется в большом количестве нормативных актов различной  отраслевой принадлежности, основными  из которых являются федеральные  законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», «О банках и банковской деятельности».  
Типичным примером аффилированных лиц являются преобладающие (основные) хозяйственные общества по отношению к зависимым (дочерним) обществам в соответствии со статьями 105, 106 Гражданского кодекса РФ. Однако в то же время зависимые (дочерние) общества аффилированы по отношению к основному обществу (как принадлежащие с основным обществом к одной группе лиц).

Наибольшее значение институт аффилированных лиц имеет в корпоративном  праве: установлены особый порядок  совершения сделок с аффилированными  лицами (ст.81 Закона об АО), процедура  приобретения 30 и более процентов  обыкновенных акций общества (ст. 80 Закона об АО). Федеральным законом  «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрен особый порядок совершения сделок «с заинтересованностью», в частности, с участием аффилированных лиц общества (п.1 ст.45).  
В связи с наличием аффилированных лиц законодательство возлагает на хозяйствующие субъекты определенные обязанности. В частности, Закон об АО предусматривает обязанность обществ вести учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них (п.4 ст.93), хранить списки аффилированных лиц (ст.89). Аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций (п.2 ст.93 Закона об АО). Статьей 50 Закона об ООО также устанавливается обязанность хранить списки аффилированных лиц общества.

Для того, чтобы понять сущность какой-либо нормы, необходимо выяснить цель законодателя, создавшего ее. Очевидно, что в данном случае целью является создание возможности контроля за процессом волеизъявления лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Такой контроль может осуществляться как в интересах государства, так и в интересах других лиц - например, акционеров или участников юридических лиц.  
Конструкция определения, приведенного в ст.4 Закона о конкуренции, заставляет предположить, что представленный перечень аффилированных лиц является исчерпывающим. Однако сам данный перечень не соответствует основному определению аффилированных лиц, как "преобладающих" лиц, способных оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, поскольку термин применяется как к контролирующим, так и зависимым лицам.  
Более того, во большинстве случаев зависимые и преобладающие лица относятся к одной группе лиц и, следовательно, являются взаимоаффилированными, то есть преобладающее общество считается аффилированным по отношению к зависимому, а зависимое – аффилированным по отношению к преобладающему.  
При этом очевидно, что перечень, приведенный в законе, не отражает все случаи аффилированности, могущие возникнуть на практике. К тому же определение аффилированных лиц именно в Законе о конкуренции представляется неоправданным, поскольку оно не используется ни в одной статье закона. Для целей законодательства о конкуренции используется другое понятие – группа лиц. Это, а также отсутствие критериев отнесения лица к аффилированным, не способствует четкому пониманию понятия. Законодателем не регулируются вопросы, связанные со сделками, совершаемыми аффилированными лицами, а также институт и правовые последствия взаимоаффилированности.  
Получается, что широкое введение в правовой оборот термина «аффилированные лица» не может достичь своих целей ввиду большого количества разрозненных правовых норм и отсутствия механизма их реализации.

Данная проблема может быть решены только на законодательном уровне. Определенные шаги в этом направлении были сделаны. В 2000 году проект федерального закона «Об аффилированных лицах» был принят Государственной думой РФ в первом чтении. Однако по настоящее время закон в окончательной редакции не принят. Поэтому вопрос относительно содержания и признаков понятия «аффилированные лица» остается открытым.

Попытка привязать понятие аффилированных лиц к антимонопольному законодательству привела к тому, что налоговое  законодательство иначе подходит к  указанному вопросу и использует иной понятийный аппарат. В Налоговом  кодексе содержится близкое по содержанию понятие – "взаимозависимые лица".  
Под взаимозависимыми лицами ст.20 Налогового кодекса РФ понимает физических и юридических лиц, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

1. Ассоциации как  объединения корпораций. Гражданский кодекс РФ 1964 г. в ст. 24 предусматривал возможность создания объединений только в отношении юридических лиц, в состав которых входили кооперативные и общественные организации.

До принятия нового Гражданского кодекса, в перестроечный  период, было разрешено создание различных  форм объединений, создавались разные по своим наименованиям и статусам объединения различных организаций.

В частности, в  Рекомендациях по созданию ассоциаций и других форм добровольных объединений  социалистических предприятий, утвержденных Председателем Государственной  комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе РФ 21 октября 1989 г., были названы четыре вида ассоциаций: концерн; межотраслевое государственное  объединение (МГО); хозяйственная ассоциация; консорциум.

В Рекомендациях  специально указывалось, что они  не носят нормативного, общеобязательного  порядка, и наряду с предусмотренными в них видами (формами) ассоциаций могут использоваться иные, не противоречащие действующему законодательству.

Закон РСФСР "О  предприятиях и предпринимательской  деятельности" в ст. 13 разрешил предприятиям объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения.

Основы гражданского законодательства, вступившие в силу с 3 сентября 1992 г., в ст. 23 закрепили  возможность создания "хозяйственных  объединений" - хозяйственных ассоциаций (союзов) и концернов.

Особенности правового статуса  объединений по действующему ныне законодательству заключаются в следующем:

ассоциации (союзы) представляют собой объединения различных  юридических лиц, основанные на корпоративных (членских) началах;

в соответствии со ст. 121 ГК РФ коммерческие организации в целях  координации их предпринимательской  деятельности, а также представления  и защиты общих имущественных  интересов могут по договору между  собой создавать объединения  в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями;

правом добровольно объединяться в ассоциации наделены не только коммерческие, но и некоммерческие организации (ст. 121 - 123 ГК РФ; ст. 11, 12 Закона о некоммерческих объединениях - далее Закон о НО);

по статусу ассоциации могут являться только некоммерческими  организациями;

юридические лица могут входить  в любое количество ассоциаций (союзов).

Особый акцент законодателем  сделан на то обстоятельство, что ассоциации (союзы) (п. п. 1, 2 ст. 121 ГК РФ; п. п. 1, 2 ст. 11 Закона о НО) не вправе вмешиваться  в оперативную производственно - хозяйственную деятельность членов ассоциации, т.е. члены ассоциации или  союза полностью сохраняют самостоятельность  и права юридических лиц (п. 3 ст. 121 ГК РФ, п. 3 ст. 11 Закона о НО).

Ассоциации (союзы) в действующем  ГК РФ и Законе о НО рассматриваются в качестве единственной формы объединения коммерческих и некоммерческих организаций.

Цель создания ассоциаций - это совершенствование управленческой деятельности, поскольку координация является одним из ее видов. Ассоциациям запрещено от своего имени заниматься предпринимательской деятельностью. Ее задача - добиваться максимального улучшения дел среди членов, объединивших для этого свои взносы, а не повышать благосостояние аппарата управления исполнительного органа.

По существу, ассоциация выступает  по отношению к своим членам как  управляющая компания, выполняющая  часть управленческих функций, добровольно  переданных ей членами ассоциации.

Учредительные документы  ассоциации - это учредительный договор, подписанный участниками, и утвержденный ими устав (п. 1 ст. 122 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона о НО).

В договоре определяются цели создания объединения и условия  вступления в него и участия в  нем. В уставе определяются его статус, компетенция его органов управления и иные стратегические вопросы, касающиеся его будущей деятельности.

Особенностью ассоциации, в отличие от иных некоммерческих организаций, является то, что ее членами  могут быть только юридические лица.

Имущество ассоциации формируется  учредителями за счет их взносов, размеры, виды, условия, формы и порядок  внесения которых определяются самими учредителями, а затем членами  в учредительных документах. Имущество  ассоциации становится собственностью ассоциации. При этом учредители (участники) ассоциации или союза не приобретают  на это имущество никаких прав (п. 3 ст. 48 ГК РФ).

Ассоциация должна иметь  самостоятельный баланс или смету.

Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены  ассоциации несут субсидиарную ответственность  по обязательствам ассоциации в размере  и в порядке, предусмотренными учредительными документами (ст. 121 ГК РФ, п. 4 ст. 11 Закона о НО).

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам, действующим в отношении юридических  лиц. Но особенностью реорганизации  ассоциации является то, что она  может быть реорганизована по единогласному  решению его членов. При этом предусматривается  два варианта преобразования по различным  основаниям.

Ассоциация может быть преобразована в фонд или автономную некоммерческую организацию по единогласному  решению ее членов. При этом никаких  особых мотивов и обоснований  для этого законодательство не требует.

Во втором варианте ассоциация преобразуется в случае возложения на нее учредителями обязанности  ведения предпринимательской деятельности в хозяйственное общество или  товарищество. 

2. Холдинг.  В Гражданском кодексе РФ понятие холдинговой компании отсутствует. Ее определение можно найти только во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденном Указом Президента РФ N 1392 от 16 ноября 1992 г. Этот документ регламентирует правовой режим холдинговой компании, создаваемой и управляемой государством. Мы же рассмотрим некоторые аспекты создания и деятельность.

Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Последние становятся по отношению к холдингу дочерними предприятиями.

холдинговой компанией является хозяйственное общество, которое  в силу преобладающего участия в  уставном капитале иных хозяйственных  обществ (участников холдинга), либо в  соответствии с договором, либо иным образом имеет возможность прямо  или косвенно (через третье лицо) определять решения, принимаемые хозяйственными обществами - участниками холдинга.

Классификацию холдингов  можно проводить по различным  основаниям.

В зависимости от того, является ли головная компания холдинга исключительно  только держателем акций (или долей  участия) дочерних обществ, не занимаясь  при этом самостоятельной производственной, торговой, банковской или иной коммерческой деятельностью, или же она занимается также и какой-либо коммерческой деятельностью, выделяют два вида холдингов:

1) чистые холдинги;

2) смешанные холдинги.

В чистом холдинге головная компания никакую коммерческую деятельность не проводит, а, владея контрольными пакетами акций (преобладающим долевым участием) иных участников холдинга, осуществляет только контрольные и управляющие  функции по руководству и координации  деятельности других участников холдинга.

В смешанном холдинге головная компания, помимо контрольных и управленческих функций по отношению к другим участникам холдинга, осуществляет также  самостоятельную коммерческую, предпринимательскую  деятельность.

Таким образом, холдинговая  компания представляет собой не определенную корпоративным законодательством специально созданную структуру. Создание холдинга объективно продиктовано практикой делового оборота. Когда предприятие становится достаточно крупным, осуществляет обширные инвестиционные проекты, возрастает его денежный оборот, возникает необходимость в подразделении компании (определенной иерархии), в дочерних предприятиях, встает проблема минимизации налоговых и иных обязательных платежей. При такой ситуации холдинг возникает уже стихийно, как бы сам по себе. В той или иной форме холдинговая организация корпоративной деятельности сейчас характерна почти для всех российских предприятий малого и среднего бизнеса.

Основная задача холдинговой  компании - эффективное управление подчиненными предприятиями, входящими  в ее состав. Цель такого управления - упорядочение процесса воздействия  на подчиненные объекты со стороны  субъекта управления - головной компании и как следствие - увеличение прибыли  компании и снижение потерь.

Образование холдингов происходит двумя путями. 1. – по инициативе и под контролем государства.2. в процессе слияния и поглощения акционерных обществ посредством  выкупа контрольного пакета акций.

К первым можно отнести  РАО (ЕЭС, Газпром, и т.п.), ко вторым частные  промышленные и банковские структуры (Лукойл, ЮКОС и т.п.).

3. Финансово –  промышленные группы. К конкретным предпосылкам, обусловливающим актуальность формирования финансово - промышленных групп в промышленном комплексе России, относят:

необходимость соединения процессов приватизации, демонополизации и структурной  перестройки промышленности;

острую  потребность в создании новой  системы инвестирования промышленности, в формировании интегрированных  структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;

рост  количества коммерческих банков и торговых фирм - потенциальных инвесторов промышленности, а также увеличение их финансовых активов;

наличие серьезного структурного и финансово - инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в сфере научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ и высоких технологий;

необходимость укрепления и обновления сложившихся  технологических цепочек и кооперационных связей в производстве конкурентоспособной  продукции, в том числе государствами - участниками СНГ;

сложность и недостаточный опыт самостоятельного выхода отечественных предприятий  на внешний рынок;

Информация о работе Корпоротивное право