Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:24, курс лекций
1. Понятие, предмет и метод КП. Понятие Корпоративного права.
Корпоративное право – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на регулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. В РФ корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ.
Существует еще одно определение. Корпоративное право – это система общеобязательных для корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорации и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения.Т.о. существует двоякое толкование корпоративного права. В узком смысле – это система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующая правоотношения внутри данной организации.
В широком смысле – это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (коммерческих организаций). При более детальном рассмотрении можно сделать вывод о едином смысле трактовок КП, т.к. все правила, установленные организациями не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Предмет КП. Предмет КП – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйственных субъектов (КО). Говоря о предмете КП необходимо подчеркнуть его специфику, т.к. КП является не самостоятельной отраслью, а лишь подотраслью ГП, т.е. выступает его составной частью.
При этом КП является подотраслью достаточно узкой специальности. Для КП особое значение имеет правовое регулирование субъектного состава гражданских правоотношений, - а именно юридических лиц, в числе которых выделяют коммерческие организации. Регулирование субъективного состава гр. Правоотношений входит так же в сферу других подотраслей ГП (коммерческого, предпринимательского, акционерного, хозяйственного права), однако предмет КП несколько шире и говорить здесь можно о сходстве предмета регулирования КП и других подотраслей.
Метод КП. К числу методов КП следует причислить императивные и диспозитивные методы.
Термин «аффилированные лица»
употребляется в большом
Типичным примером аффилированных лиц
являются преобладающие (основные) хозяйственные
общества по отношению к зависимым (дочерним)
обществам в соответствии со статьями
105, 106 Гражданского кодекса РФ. Однако
в то же время зависимые (дочерние) общества
аффилированы по отношению к основному
обществу (как принадлежащие с основным
обществом к одной группе лиц).
Наибольшее значение институт аффилированных
лиц имеет в корпоративном
праве: установлены особый порядок
совершения сделок с аффилированными
лицами (ст.81 Закона об АО), процедура
приобретения 30 и более процентов
обыкновенных акций общества (ст. 80
Закона об АО). Федеральным законом
«Об обществах с ограниченной
ответственностью» предусмотрен особый
порядок совершения сделок «с заинтересованностью»,
в частности, с участием аффилированных
лиц общества (п.1 ст.45).
В связи с наличием аффилированных лиц
законодательство возлагает на хозяйствующие
субъекты определенные обязанности. В
частности, Закон об АО предусматривает
обязанность обществ вести учет аффилированных
лиц и представлять отчетность о них (п.4
ст.93), хранить списки аффилированных лиц
(ст.89). Аффилированные лица общества обязаны
в письменной форме уведомить общество
о принадлежащих им акциях общества с
указанием их количества и категорий (типов)
не позднее 10 дней с даты приобретения
акций (п.2 ст.93 Закона об АО). Статьей 50
Закона об ООО также устанавливается обязанность
хранить списки аффилированных лиц общества.
Для того, чтобы понять сущность какой-либо
нормы, необходимо выяснить цель законодателя,
создавшего ее. Очевидно, что в данном
случае целью является создание возможности
контроля за процессом волеизъявления
лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность. Такой контроль может осуществляться
как в интересах государства, так и в интересах
других лиц - например, акционеров или
участников юридических лиц.
Конструкция определения, приведенного
в ст.4 Закона о конкуренции, заставляет
предположить, что представленный перечень
аффилированных лиц является исчерпывающим.
Однако сам данный перечень не соответствует
основному определению аффилированных
лиц, как "преобладающих" лиц, способных
оказывать влияние на деятельность юридических
и (или) физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность, поскольку
термин применяется как к контролирующим,
так и зависимым лицам.
Более того, во большинстве случаев зависимые
и преобладающие лица относятся к одной
группе лиц и, следовательно, являются
взаимоаффилированными, то есть преобладающее
общество считается аффилированным по
отношению к зависимому, а зависимое –
аффилированным по отношению к преобладающему.
При этом очевидно, что перечень, приведенный
в законе, не отражает все случаи аффилированности,
могущие возникнуть на практике. К тому
же определение аффилированных лиц именно
в Законе о конкуренции представляется
неоправданным, поскольку оно не используется
ни в одной статье закона. Для целей законодательства
о конкуренции используется другое понятие
– группа лиц. Это, а также отсутствие
критериев отнесения лица к аффилированным,
не способствует четкому пониманию понятия.
Законодателем не регулируются вопросы,
связанные со сделками, совершаемыми аффилированными
лицами, а также институт и правовые последствия
взаимоаффилированности.
Получается, что широкое введение в правовой
оборот термина «аффилированные лица»
не может достичь своих целей ввиду большого
количества разрозненных правовых норм
и отсутствия механизма их реализации.
Данная проблема может быть решены только на законодательном уровне. Определенные шаги в этом направлении были сделаны. В 2000 году проект федерального закона «Об аффилированных лицах» был принят Государственной думой РФ в первом чтении. Однако по настоящее время закон в окончательной редакции не принят. Поэтому вопрос относительно содержания и признаков понятия «аффилированные лица» остается открытым.
Попытка привязать понятие
Под взаимозависимыми лицами ст.20 Налогового
кодекса РФ понимает физических и юридических
лиц, отношения между которыми могут оказывать
влияние на условия или экономические
результаты их деятельности или деятельности
представляемых ими лиц.
1. Ассоциации как объединения корпораций. Гражданский кодекс РФ 1964 г. в ст. 24 предусматривал возможность создания объединений только в отношении юридических лиц, в состав которых входили кооперативные и общественные организации.
До принятия нового
Гражданского кодекса, в перестроечный
период, было разрешено создание различных
форм объединений, создавались разные
по своим наименованиям и статусам
объединения различных
В частности, в Рекомендациях по созданию ассоциаций и других форм добровольных объединений социалистических предприятий, утвержденных Председателем Государственной комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе РФ 21 октября 1989 г., были названы четыре вида ассоциаций: концерн; межотраслевое государственное объединение (МГО); хозяйственная ассоциация; консорциум.
В Рекомендациях специально указывалось, что они не носят нормативного, общеобязательного порядка, и наряду с предусмотренными в них видами (формами) ассоциаций могут использоваться иные, не противоречащие действующему законодательству.
Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" в ст. 13 разрешил предприятиям объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения.
Основы гражданского законодательства, вступившие в силу с 3 сентября 1992 г., в ст. 23 закрепили возможность создания "хозяйственных объединений" - хозяйственных ассоциаций (союзов) и концернов.
Особенности правового статуса объединений по действующему ныне законодательству заключаются в следующем:
ассоциации (союзы) представляют собой объединения различных юридических лиц, основанные на корпоративных (членских) началах;
в соответствии со ст. 121 ГК РФ коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями;
правом добровольно
по статусу ассоциации могут являться только некоммерческими организациями;
юридические лица могут входить в любое количество ассоциаций (союзов).
Особый акцент законодателем
сделан на то обстоятельство, что ассоциации
(союзы) (п. п. 1, 2 ст. 121 ГК РФ; п. п. 1, 2 ст. 11
Закона о НО) не вправе вмешиваться
в оперативную производственно -
хозяйственную деятельность членов
ассоциации, т.е. члены ассоциации или
союза полностью сохраняют
Ассоциации (союзы) в действующем ГК РФ и Законе о НО рассматриваются в качестве единственной формы объединения коммерческих и некоммерческих организаций.
Цель создания ассоциаций - это совершенствование управленческой деятельности, поскольку координация является одним из ее видов. Ассоциациям запрещено от своего имени заниматься предпринимательской деятельностью. Ее задача - добиваться максимального улучшения дел среди членов, объединивших для этого свои взносы, а не повышать благосостояние аппарата управления исполнительного органа.
По существу, ассоциация выступает по отношению к своим членам как управляющая компания, выполняющая часть управленческих функций, добровольно переданных ей членами ассоциации.
Учредительные документы ассоциации - это учредительный договор, подписанный участниками, и утвержденный ими устав (п. 1 ст. 122 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона о НО).
В договоре определяются цели
создания объединения и условия
вступления в него и участия в
нем. В уставе определяются его статус,
компетенция его органов
Особенностью ассоциации, в отличие от иных некоммерческих организаций, является то, что ее членами могут быть только юридические лица.
Имущество ассоциации формируется учредителями за счет их взносов, размеры, виды, условия, формы и порядок внесения которых определяются самими учредителями, а затем членами в учредительных документах. Имущество ассоциации становится собственностью ассоциации. При этом учредители (участники) ассоциации или союза не приобретают на это имущество никаких прав (п. 3 ст. 48 ГК РФ).
Ассоциация должна иметь самостоятельный баланс или смету.
Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в размере и в порядке, предусмотренными учредительными документами (ст. 121 ГК РФ, п. 4 ст. 11 Закона о НО).
Ассоциация (союз) реорганизуется
и ликвидируется по общим правилам,
действующим в отношении
Ассоциация может быть преобразована в фонд или автономную некоммерческую организацию по единогласному решению ее членов. При этом никаких особых мотивов и обоснований для этого законодательство не требует.
Во втором варианте ассоциация
преобразуется в случае возложения
на нее учредителями обязанности
ведения предпринимательской
2. Холдинг. В Гражданском кодексе РФ понятие холдинговой компании отсутствует. Ее определение можно найти только во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденном Указом Президента РФ N 1392 от 16 ноября 1992 г. Этот документ регламентирует правовой режим холдинговой компании, создаваемой и управляемой государством. Мы же рассмотрим некоторые аспекты создания и деятельность.
Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Последние становятся по отношению к холдингу дочерними предприятиями.
холдинговой компанией является
хозяйственное общество, которое
в силу преобладающего участия в
уставном капитале иных хозяйственных
обществ (участников холдинга), либо в
соответствии с договором, либо иным
образом имеет возможность
Классификацию холдингов можно проводить по различным основаниям.
В зависимости от того, является
ли головная компания холдинга исключительно
только держателем акций (или долей
участия) дочерних обществ, не занимаясь
при этом самостоятельной
1) чистые холдинги;
2) смешанные холдинги.
В чистом холдинге головная
компания никакую коммерческую деятельность
не проводит, а, владея контрольными пакетами
акций (преобладающим долевым
В смешанном холдинге головная компания, помимо контрольных и управленческих функций по отношению к другим участникам холдинга, осуществляет также самостоятельную коммерческую, предпринимательскую деятельность.
Таким образом, холдинговая
компания представляет собой не определенную
корпоративным
Основная задача холдинговой компании - эффективное управление подчиненными предприятиями, входящими в ее состав. Цель такого управления - упорядочение процесса воздействия на подчиненные объекты со стороны субъекта управления - головной компании и как следствие - увеличение прибыли компании и снижение потерь.
Образование холдингов происходит
двумя путями. 1. – по инициативе
и под контролем государства.2.
в процессе слияния и поглощения
акционерных обществ
К первым можно отнести РАО (ЕЭС, Газпром, и т.п.), ко вторым частные промышленные и банковские структуры (Лукойл, ЮКОС и т.п.).
3. Финансово – промышленные группы. К конкретным предпосылкам, обусловливающим актуальность формирования финансово - промышленных групп в промышленном комплексе России, относят:
необходимость соединения процессов приватизации, демонополизации и структурной перестройки промышленности;
острую потребность в создании новой системы инвестирования промышленности, в формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;
рост количества коммерческих банков и торговых фирм - потенциальных инвесторов промышленности, а также увеличение их финансовых активов;
наличие
серьезного структурного и финансово
- инвестиционного кризиса в
необходимость
укрепления и обновления сложившихся
технологических цепочек и
сложность и недостаточный опыт самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешний рынок;