Корпоротивное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:24, курс лекций

Описание

1. Понятие, предмет и метод КП. Понятие Корпоративного права.
Корпоративное право – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на регулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. В РФ корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ.
Существует еще одно определение. Корпоративное право – это система общеобязательных для корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорации и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения.Т.о. существует двоякое толкование корпоративного права. В узком смысле – это система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующая правоотношения внутри данной организации.
В широком смысле – это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (коммерческих организаций). При более детальном рассмотрении можно сделать вывод о едином смысле трактовок КП, т.к. все правила, установленные организациями не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Предмет КП. Предмет КП – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйственных субъектов (КО). Говоря о предмете КП необходимо подчеркнуть его специфику, т.к. КП является не самостоятельной отраслью, а лишь подотраслью ГП, т.е. выступает его составной частью.
При этом КП является подотраслью достаточно узкой специальности. Для КП особое значение имеет правовое регулирование субъектного состава гражданских правоотношений, - а именно юридических лиц, в числе которых выделяют коммерческие организации. Регулирование субъективного состава гр. Правоотношений входит так же в сферу других подотраслей ГП (коммерческого, предпринимательского, акционерного, хозяйственного права), однако предмет КП несколько шире и говорить здесь можно о сходстве предмета регулирования КП и других подотраслей.
Метод КП. К числу методов КП следует причислить императивные и диспозитивные методы.

Работа состоит из  1 файл

корпаротив прав.docx

— 241.15 Кб (Скачать документ)

потерю  значительной части внутреннего  товарного рынка России из-за появления  на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных, компаний.

Финансово - промышленная группа это - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово - промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест

(Ф Закон о ФПГ от 30.11.1995 № 190 – ФЗ).

В настоящее время эти  формы могут быть разнообразными, учитывающими финансовый, производственный и научный потенциал участников финансово - промышленной группы. При  множественности вариантов организационно - правовых форм ФПГ основные из них  заключаются в объединении участников группы вокруг:

коммерческой организации, имеющей в качестве имущества  одно или несколько промышленных предприятий;

коммерческой организации, основным видом деятельности которой  является торговля;

коммерческого банка.

Помимо состава участников и характера, консолидирующего тип  ФПГ, эти группы могут также различаться:

по формам производственно - хозяйственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);

по отраслевой принадлежности (отраслевые, межотраслевые);

по степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные);

по масштабам деятельности (региональные, межрегиональные, межгосударственные или транснациональные).

Участниками финансово - промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово - промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово - промышленной группы либо основное и дочерние общества, образующие финансово - промышленную группу.

В состав финансово - промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в  том числе и иностранные, за исключением  общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем  в одной финансово - промышленной группе не допускается.

Среди участников финансово - промышленной группы обязательно  наличие организаций, действующих  в сфере производства товаров  и услуг, а также банков или  иных кредитных организаций.

Финансово - промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово - промышленные группы.

В случае создания транснациональной  финансово - промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово - промышленной группы. Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово - промышленной группы устанавливаются  указанными

Совокупность юридических  лиц, образующих финансово - промышленную группу, приобретает статус финансово - промышленной группы по решению полномочного государственного органа о ее государственной регистрации.

Для государственной регистрации  центральная компания финансово - промышленной группы представляет в полномочный  государственный орган следующие  документы:

заявку на создание финансово - промышленной группы

(по форме, установленной  Правительством Российской Федерации);

договор о создании финансово - промышленной группы (за исключением  финансово - промышленных групп, образуемых основным и дочерними обществами);

нотариально заверенные копии  свидетельства о регистрации, учредительных  документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого  из участников, включая центральную  компанию финансово - промышленной группы;

организационный проект;

нотариально заверенные и  легализованные учредительные документы  иностранных участников;

заключение федерального антимонопольного органа.

Решение о государственной  регистрации финансово - промышленной группы принимается на основе экспертизы представленных документов полномочным  государственным органом.

Государственная регистрация  подтверждается выдачей свидетельства  установленного образца, содержащего  полное наименование финансово - промышленной группы с обязательным включением слов "финансово - промышленная группа", "транснациональная финансово - промышленная группа" или "межгосударственная финансово - промышленная группа", и  включением в государственный реестр финансово - промышленных групп.

Использование слов "финансово - промышленная" в наименовании любого юридического лица, кроме центральной компании финансово - промышленной группы, не допускается.

Словосочетания "финансово - промышленная" и "промышленно - финансовая" равноправны.

Договор о создании финансово - промышленной группы должен определять:

наименование финансово - промышленной группы;

порядок и условия учреждения центральной компании финансово - промышленной группы как юридического лица в определенной организационно - правовой форме, уполномоченного  на ведение дел финансово - промышленной группы;

порядок образования, объем  полномочий и другие условия деятельности совета управляющих финансово - промышленной группы;

порядок внесения изменений  в состав участников финансово - промышленной группы;

объем, порядок и условия  объединения активов;

цель объединения участников;

срок действия договора.

Организационный проект финансово - промышленной группы - пакет документов, представленный центральной компанией финансово - промышленной группы в полномочный государственный орган и содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности финансово - промышленной группы, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации финансово - промышленной группы.

Исчерпывающий объем требований к организационному проекту финансово - промышленной группы устанавливается  Правительством Российской Федерации.  

4. Концерны, картели, синдикаты, тресты. Концерн- это объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе централизации тех или иных управленческих функций. Концерны создаются на основе централизации производственных, научно-технических, внешнеэкономических, финансовых, инвестиционных функций. Существует два вида концернов – горизонтальные и вертикальные. Концерны первого типа объединяют предприятия одной и той же отрасли (Производство + вспомогательные предприятия, например автомобильные). Второй тип – более сложные, которые могут объединять предприятия разной отраслевой направленности. Однако производственно – технологический процесс будет иметь единое направление (например, горно-рудная промышленность и металлургия).

Консорциум – это временный союз, объединенный на паевой основе, который возникает между несколькими банками и промышленными корпорациями для совместной реализации крупных финансовых проектов. Корпорации, входящие в состав консорциума не изменяют форм собственности, остаются юридически и экономически независимыми.В структуре консорциума могут создаваться исполнительные органы или их функции может выполнять один из участников консорциума. Создание консорциумов оформляется учредительным договором, а деятельность прекращается по достижению поставленных целей.

Конгломерат – объединение корпораций, взаимосвязанных в процессе производства. Отличие от концернов заключается в том, что участники конгломерата имеют широкую автономию в производственной и финансовой политике. Конгломерат может включать в себя предприятия различной отраслевой направленности. Смысл создания конгломерата заключается в том, чтобы обезопасить вложенные средства и обеспечить устойчивое получение прибыли в масштабах всего объединения.

Картель – это ограничивающее конкуренцию соглашение между предприятиями, которые юридически и экономически остаются самостоятельными.

Картели могут иметь самые  разнообразные формы. Среди них  выделяют:

1. Субмиссионный картель (картель предварительно завышенных цен).

2. Картель единых условий  продажи.

3. Картель согласованных  размеров скидок.

4. Картель единых цен.

5. Квотовый картель.

6. Региональный картель.

7. Экспортный, импортный картель  и т.д.

Синдикат – форма объединения, направленная на реализацию товаров по единым ценам и через единый центр, принадлежащий синдикату. Основная цель создания синдиката – оптимизация вопросов сбыта.

Трест – это такая форма объединения, при которой корпорации, входящие в его структуру утрачивают хозяйственную, а частично и юридическую самостоятельность. Трест охватывает практически все аспекты деятельности его участников. Корпорации, входящие в состав треста, по сути, превращаются в подразделения некоей новой корпорации большего масштаба. Структура картелей, трестов и синдикатов ведет к монополизации соответствующей отрасли рынка и в настоящее время попадает под антимонопольные ограничения.  

Тема № 12. Банкротство субъектов корпоративного права.Несостоятельность (банкротство) наступает в случаях невозможности (неспособности) полного удовлетворения юридическим лицом всех денежных требований своих кредиторов. В такой ситуации речь должна идти о равномерном и справедливом распределении имеющегося имущества должника между его кредиторами, которые при этом как бы «конкурируют» друг с другом, в том числе в рамках определенных групп (очередей). Порядок такого распределения называется конкурсом или конкурсным производством («конкурсным процессом»). Составляющие его правила являются сутью института несостоятельности (банкротства).

В современных правопорядках правила  о несостоятельности применяются  как к юридическим, так и к  физическим лицам, причем не обязательно  осуществляющим предпринимательскую  деятельность. Поэтому институт банкротства  не связан лишь с ликвидацией коммерческих организаций. Действующее законодательство РФ исходит из того, что банкротами не могут быть объявлены юридические  лица, по долгам которых их учредители несут субсидиарную ответственность. Поэтому банкротами в соответствии с п. 1 ст. 65 ГК могут быть признаны только коммерческие организации (за исключением  казенных предприятий), а из числа  некоммерческих — потребительские  кооперативы и фонды.

Несостоятельность может быть признана в судебном порядке либо объявлена  самим должником. Судебное признание  банкротства возможно как по требованию кредиторов (или прокурора), так и  по заявлению самого неплатежеспособного  должника. В предусмотренных законом  случаях руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд  с заявлением о признании должника банкротом (ст. 8 Закона о банкротстве). Таким образом, как объявление банкротом, так и последующая ликвидация юридического лица могут быть как  принудительными (по судебному решению), так и добровольными (по решению  самого банкрота, принятому совместно  с его кредиторами в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК и ст. 24,181—183 Закона о банкротстве). Основную особенность  такой ликвидации составляет обязательное соблюдение конкурсного порядка  распределения имущества между  кредиторами.

Вместе с тем институт банкротства  не направлен только на прекращение (ликвидацию) юридического лица. Ведь интерес  кредиторов неплатежеспособного юридического лица состоит не в ее ликвидации, а в возможно более полном удовлетворении своих требований, чему может служить  и продолжение его деятельности (если, конечно, ее результатом станут дополнительные доходы, а не убытки). Следует также иметь в виду, что ликвидация юридического лица в  результате его банкротства крайне неблагоприятно отражается на его наемных  работниках и нередко имеет иные отрицательные социальные последствия (например, при банкротстве градообразующих  предприятий). Поэтому она является крайней мерой, использованию которой  обычно предшествует применение иных;, предупредительных мер.

К их числу относится досудебная санация (оздоровление), под которой  понимается оказание должнику финансовой помощи с целью восстановления его  платежеспособности и погашения  его денежных обязательств (ст. 27 Закона о банкротстве). Она может осуществляться как учредителями (участниками) или  собственником имущества юридического лица — должника, так и его  кредиторами и иными (третьими) лицами. Ее условием может стать принятие должником обязательства по отчуждению своего имущества или его части  в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Традиционной мерой предотвращения ликвидации является мировое соглашение должника с кредиторами (ст. 120 Закона о банкротстве). Оно принимается  по решению общего собрания кредиторов на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве и утверждается арбитражным судом. Содержание мирового соглашения могут составлять условия  об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке  прав требования должника; об исполнении его обязательств третьими лицами; об уменьшении (скидке) долга; о прекращении обязательств путем предоставления взамен отступного, изменения (новации) их содержания или прощения долга либо об удовлетворении требований кредиторов иными законными способами. Мировое соглашение может быть признано недействительным при наличии предусмотренных законом оснований (ст. 127 Закона о банкротстве), а при неисполнении должником его условий в отношении не менее трети требований кредиторов — расторгнуто по решению арбитражного суда (п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве). В последнем случае кредитораы вправе предъявить свои требования к должнику не в первоначальном объеме, а в объеме, предусмотренном мировым соглашением.

В ходе разбирательства дела о банкротстве  арбитражным судом на основании  решения собрания кредиторов может  вводиться внешнее управление организацией-должником (если есть основания полагать, что  ее платежеспособность может быть восстановлена). (ст. 68 Закона о банкротстве). На период внешнего управления вводится мораторий — отсрочка удовлетворения требований кредиторов, которая распространяется на долги, возникшие до назначения этого управления, в том числе подтвержденные исполнительными документами (ст. 70 Закона о банкротстве).

Информация о работе Корпоротивное право