Корпоротивное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:24, курс лекций

Описание

1. Понятие, предмет и метод КП. Понятие Корпоративного права.
Корпоративное право – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на регулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. В РФ корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ.
Существует еще одно определение. Корпоративное право – это система общеобязательных для корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорации и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения.Т.о. существует двоякое толкование корпоративного права. В узком смысле – это система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующая правоотношения внутри данной организации.
В широком смысле – это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (коммерческих организаций). При более детальном рассмотрении можно сделать вывод о едином смысле трактовок КП, т.к. все правила, установленные организациями не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Предмет КП. Предмет КП – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйственных субъектов (КО). Говоря о предмете КП необходимо подчеркнуть его специфику, т.к. КП является не самостоятельной отраслью, а лишь подотраслью ГП, т.е. выступает его составной частью.
При этом КП является подотраслью достаточно узкой специальности. Для КП особое значение имеет правовое регулирование субъектного состава гражданских правоотношений, - а именно юридических лиц, в числе которых выделяют коммерческие организации. Регулирование субъективного состава гр. Правоотношений входит так же в сферу других подотраслей ГП (коммерческого, предпринимательского, акционерного, хозяйственного права), однако предмет КП несколько шире и говорить здесь можно о сходстве предмета регулирования КП и других подотраслей.
Метод КП. К числу методов КП следует причислить императивные и диспозитивные методы.

Работа состоит из  1 файл

корпаротив прав.docx

— 241.15 Кб (Скачать документ)

Внешнее управление осуществляется назначенным  судом внешним управляющим, который  приобретает права руководителя организации-должника и самостоятельно распоряжается ее имуществом (за исключением  крупных сделок). Деятельность управляющего строится на основе плана проведения внешнего управления, утвержденного  общим собранием кредиторов на срок не более года. План может предусматривать  перепрофилирование или закрытие нерентабельных производств; продажу части имущества  должника, продажу предприятия-должника в целом (как имущественного комплекса), осуществление иных законных способов восстановления платежеспособности должника. При недостижении этой цели арбитражный суд признает должника банкротом и открывает конкурсное производство.

С момента принятия арбитражным  судом заявления о банкротстве  предусматривается введение периода  наблюдения, для осуществления которого судом может назначаться временный  управляющий. С этого момента  приостанавливается производство и  исполнение по всем делам, связанным  с обращением взыскания на имущество  должника, а любые имущественные  требования к нему могут предъявляться  лишь в конкурсном порядке (ст. 57, 58 неона  Закона о банкротстве).Цель этих мер очевидна — сохранение существа должника для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. Поэтому в период наблюдения органы туправления должника не вправе совершать большинство сделок без согласия временного управляющего, а также не могут принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических лицах, выплате дивидендов и размещении эмиссионных ценных бумаг, так как это может ущемить интересы кредиторов. Для соблюдения этого порядка в государственный реестр юридических лиц должна вноситься соответствующая запись. Временным управляющим в этот период проводится анализ финансового состояния должника и устанавливается размер требований всех его кредиторов. Последние на своем общем собрании принимают решение либо о применении к должнику предупредительных мер, либо об обращении в суд с ходатайством о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство открывается  с момента судебного признания  должника банкротом (п. 1 ст. 97 Закона о  банкротстве). Оно относится к  «ликвидационным процедурам», влекущим прекращение деятельности юридического лица — банкрота и осуществляется назначенным судом конкурсным управляющим  в срок, как правило, не более года. С этого же момента считается  наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника (что уравнивает требования всех кредиторов независимо от сроков их возникновения) и одновременно прекращается начисление пени (неустоек) и процентов по всем видам его  задолженности. Совершение сделок с  имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет) (п. 1 ст. 98 Закона о банкротстве).

Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответственно прекращаются). Конкурсный управляющий вправе требовать признания  недействительными совершенных  должником сделок и расторжения  заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может  предъявлять иски об истребовании имущества  должника у третьих лиц, а также  принимать иные меры по поиску, выявлению  и возврату находящегося у них  имущества должника (ст. 101 Закона о  банкротстве). В некоторых правопорядках  для этого устанавливается специальный  срок — «период подозрительности». Затем конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку выявленного  имущества должника, которое предназначено  для удовлетворения требований кредиторов (конкурсной массы). В конкурсную массу  не включаются находящийся на балансе  должника жилищный фонд и отдельные  объекты социально-культурной сферы  и коммунальной инфраструктуры, а  также некоторые другие виды имущества (например, изъятые из оборота) (ст. 103, 104 Закона о банкротстве).

Имущество, составляющее конкурсную массу, продается управляющим с  согласия кредиторов по общему правилу  на открытых (публичных) торгах. Из вырученных от продажи сумм производятся расчеты  с кредиторами в соответствии с очередностью их требований и в  порядке, установленном законом  для ликвидации юридических лиц (п. 1—3 ст. 64 ГК; ст. 106—111 Закона о банкротстве). Вне очереди покрываются судебные расходы и вознаграждения управляющим  при банкротстве, а также требования, возникшие в периоды наблюдения, внешнего управления и конкурсного  производства (в том числе текущие  коммунальные и эксплуатационные платежи). Требования кредиторов, не удовлетворенные  из-за недостаточности имущества  должника, считаются погашенными.

Действия конкурсного управляющего контролируются кредиторами и арбитражным  судом. По завершении расчетов с кредиторами  конкурсный управляющий представляет суду отчет с приложением реестра  требований кредиторов (с указанием  размера погашенных требований) и  документов, подтверждающих продажу  имущества и погашение требований кредиторов. После рассмотрения отчета управляющего арбитражный суд выносит  определение о завершении конкурсного  производства, которое является основанием для внесения записи в реестр юридических  лиц о ликвидации юридического лица — должника. С момента внесения такой записи в указанный реестр (т. е. государственной регистрации) конкурсное производство считается  завершенным, а юридическое лицо — ликвидированным.

Банкротство отдельных видов юридических  лиц обладает некоторыми особенностями, предусмотренными законодательством. Так, при банкротстве градообразующих  организаций допускается введение внешнего управления под поручительство публично-правового образования  по обязательствам должника (ст. 134 Закона о банкротстве); при банкротстве сельскохозяйственных организаций другие сельскохозяйственные организации могут получать преимущественное право приобретения объектов недвижимости, используемых для сельскохозяйственного производства (п. 3 ст. 139 Закона о банкротстве) и т. д. До введения в действие нового Закона о банкротстве для всех государственных предприятий предусматривался особый порядок продажи принадлежащего им имущества в целях предотвращения признания их банкротами. Определенные особенности имеются также при банкротстве банков и иных кредитных организаций, страховых и финансовых компаний и некоторых других видов юридических лиц. 

1. Государство и экономика:  их взаимоотношение Государство, являясь верховным распорядителем, имело целью не то, чтобы подчинить все частные союзы своим целям, а с то, чтобы дать им охрану и защиту

Вопрос о соотношении  государства и экономики относится  к числу наиболее дискуссионных и сложных.

О том, что определенное вмешательство  в экономику – это норма  жизни каждого государства, говорилось множество раз, причем представителями  разных экономических течений. Экономические  функции современного государства  сложились в процессе длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия  на экономику постоянно менялись.

Исключительную роль в  формировании инструментария государственного вмешательства и регулирования  сыграл мировой экономический кризис 1929–1933 гг. В условиях, когда объем  производства упал почти вдвое, замерла  международная торговля, миллионы людей  оказались безработными, государства  были вынуждены взять на себя широкие  экономические полномочия в борьбе с кризисом. Иначе говоря, пришло понимание того, что рыночный механизм развития необходимо дополнять мерами государственного регулирования.

Теоретическим обоснованием этого вмешательства стала работа известного английского экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Идеи книги на долгие годы определили характер механизма государственного вмешательства в экономику. Опираясь на доводы, которые выглядели особенно доказательно потому, что основывались на фактах Великой депрессии (так обществоведы именуют период экономического кризиса 1929–1933 гг.), Кейнс пришел к выводу о том, что самокорректирующаяся экономика и саморегулируемый рынок – иллюзии и что только государство может помочь избежать стагнации, хаоса, катастрофических спадов производства, а стало быть, и социальных катаклизмов. Главной задачей Дж. М. Кейнса было показать, каким образом инструменты государственного хозяйствования – налоги и расходы, а также денежная система – могут использоваться для стабилизации экономики.

Западные экономисты обосновывают возникновение и развитие экономических  функций государства и, соответственно, самого государства как экономического субъекта двумя причинами:

1) у членов общества  всегда существовали общественные  потребности социального и экономического  плана, которые рынок не способен  был удовлетворить;

2) само общество никогда  не было однородным, и именно  государственные структуры, облеченные  властью, призваны были сгладить, примирить, ограничить, подчинить  во имя общественного равновесия  и блага противоречивые интересы  различных классов, групп людей.

Общественные потребности  и общественные интересы индивидов, с одной стороны, и масштабы ограничения  индивидуальных свобод и индивидуальных интересов, с другой, – анализ именно этого фундаментального противоречия лежит в основе многих теорий о  государстве, о его экономических  и социальных функциях, о формах и особенно пределах государственной  вовлеченности в экономическую  жизнь и, следовательно, о соотношении  рынка и государственного регулирования  экономики.

Упомянем лишь некоторых  ученых, исследовавших этот вопрос, и их главные идеи.

Определенный вклад в  развитие теории, определяющей пределы  государственной «вовлеченности», связывают с именами шведских экономистов К. Викселя и его последователя А. Линдаля. Отталкиваясь от неоклассической теории полезности, они сформулировали условие равновесия между частным и государственным секторами экономики: если общество предпочитает получать больше услуг от государства, тогда оно должно «уплатить» и соответствующую цену в виде налогов.

Активизация экономических  функций государства способствовала изменению ранее сложившихся  представлений о причинах его  возникновения. На смену идее о том, что в основе государства лежит  общественный договор (Ж.-Ж. Руссо), пришло представление о нем как о  «большом акционерном обществе». Такой  подход с особой очевидностью проявился  по отношению к японской модели хозяйства, что нашло отражение в формуле  «Япония – единое АО». С этих позиций  открытие новых возможностей и возрастание  роли государства непосредственно  зависит от удельного веса государственной  собственности в совокупном капитале, обусловливается множественностью стоящих перед ним задач по защите внутреннего рынка, связывается  с выполнением социальных функций. Активно осуществляя экономические  и социально-политические функции, государство в данном случае ведет  себя подобно хозяйствующему субъекту, владеющему «контрольным пакетом акций». Оно не только обеспечивает общие  условия хозяйствования и направляет развитие хозяйственной системы, но, располагая «контрольным пакетом акций», присваивает через налоговую  систему значительную часть вновь  созданной стоимости. В свою очередь  индивиды и социальные группы, физические и юридические лица, выплачивая налоги и неся другие повинности, приобретают  свою долю в «общественном дивиденде» в виде социальных услуг, льгот, трансфертных платежей от государства.

Итак, разные подходы позволяют  по-разному объяснить объективно существующий процесс государственного регулирования экономики, который  с развитием общества становится все более интенсивным.

Государственное регулирование  экономики в рыночном хозяйстве  – это система типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.  

2. Государственные  органы, регулирующие корпоративную  деятельность Государство – это всего лишь средство, с помощью коего вооруженный разумом эгоизм старается избежать своих же собственных, на него же обращенных дурных последствий, причем каждый споспешествует благополучию всех, потому что видит в нем залог своего собственного благоденствия.

Предпринимательство в целом  не имеет какого-либо механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно  функционировать и проявлять  социальную жизнеспособность. Это не под силу даже корпоративной экономике. Она не может самостоятельно создать  такую структуру подчиненности, в которой многочисленные и разнообразные процессы удерживались бы в рациональных рамках. Дело в том, что механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом. Отсюда потребность в системе государственных средств управления, поддерживающих всю систему бизнеса.

Административный сектор экономики включает в себя министерства, госкомитеты, агентства, комиссии и  тому подобные органы. Он наиболее часто  подвергается нападкам: дерегуляция совершенно справедливо считается сегодня одним из самых важных вопросов. И не только у нас. Вспомним, что администрация Рейгана выиграла выборы 1980 г. именно под флагом борьбы с бюрократией. Ученых и политиков тревожит быстрый рост административных учреждений. Некоторые смотрят на этот процесс, как на развитие раковой опухоли. Но надо отметить, что рост бюрократии – это общемировой процесс, обусловленный тем, что бизнес обретает все большие масштабы. Необходимость управления им, его прогнозирование – главная задача государства в области предпринимательства. Определение правил игры на рынке, обеспечение достижения общественных результатов ( экономический рост, снижение инфляции, безработицы) – функции государства. Бюрократия находится в сердце современного управления. Кое-кто, возможно, скажет, что она высасывает жизненно важные соки из общественного организма. Скорее всего это так, но кто возьмется ответить положительно на вопрос о том, может ли общество обойтись без бюрократии?

Информация о работе Корпоротивное право