Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:24, курс лекций
1. Понятие, предмет и метод КП. Понятие Корпоративного права.
Корпоративное право – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на регулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. В РФ корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ.
Существует еще одно определение. Корпоративное право – это система общеобязательных для корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорации и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения.Т.о. существует двоякое толкование корпоративного права. В узком смысле – это система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующая правоотношения внутри данной организации.
В широком смысле – это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (коммерческих организаций). При более детальном рассмотрении можно сделать вывод о едином смысле трактовок КП, т.к. все правила, установленные организациями не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Предмет КП. Предмет КП – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйственных субъектов (КО). Говоря о предмете КП необходимо подчеркнуть его специфику, т.к. КП является не самостоятельной отраслью, а лишь подотраслью ГП, т.е. выступает его составной частью.
При этом КП является подотраслью достаточно узкой специальности. Для КП особое значение имеет правовое регулирование субъектного состава гражданских правоотношений, - а именно юридических лиц, в числе которых выделяют коммерческие организации. Регулирование субъективного состава гр. Правоотношений входит так же в сферу других подотраслей ГП (коммерческого, предпринимательского, акционерного, хозяйственного права), однако предмет КП несколько шире и говорить здесь можно о сходстве предмета регулирования КП и других подотраслей.
Метод КП. К числу методов КП следует причислить императивные и диспозитивные методы.
Государство и бизнес –
величины взаимосвязанные и
В государственном регулировании
должна быть мера. Какая? Это может
показать только общественная практика.
Вместе с тем ясно одно: корпорации
должны быть самостоятельны в своих
решениях, но принимать собственные
решения с учетом определенных рамок,
устанавливаемых государством. Равным
образом и государство не может
быть абсолютно свободным при
принятии решений. Есть сферы и ситуации,
в которые его вмешательство
недопустимо. Не дело чиновника, например,
вмешиваться в изготовление лекарства,
его обязанность –
Государственное регулирование может быть как положительным фактором, так и отрицательным, замедляющим процесс социального развития, подавляющим интерес производителей к высокоэффективной деятельности. Именно этот процесс уловила М. Тетчер в 70-х гг. в Англии. Идея «ограниченного правительства», т. е. правительства, отказавшегося от борьбы за расширение участия в делах управления и вместо этого ограничившего сферу своих полномочий, стала определяющей в ее политике. Результаты осуществления этой идеи оказались видны через 10 лет: начала справедливости или, как говорят сами англичане, социалистические начала были потеснены, открылся простор для частной инициативы, эффективность производства повысилась.
Обратимся теперь к практике регулирования корпоративного предпринимательства со стороны государства, к практике зарубежной, поскольку в России такой опыт слишком мал, богатый он лишь по части удушения предпринимательства.
Надо отметить, что во всех странах Западной Европы есть специальные учреждения, которые, хотя и называются по-разному (офис цен, служба контроля за торговлей, комитет конкуренции), но выполняют одну и ту же функцию: зорко следят за состоянием внутреннего рынка. Административные учреждения, как компасом, руководствуются индексом цен на все основные товары и продукты: цены должны неизменно соответствовать размерам доходов населения. Это называется корректировкой уровня жизни во избежание несоответствия доходов населения его расходам. Государственные органы в пределах своей компетенции могут вмешиваться в любую коммерческую деятельность. Главный инструмент воздействия на коммерсантов – рекомендации, совет. Если же рекомендации остаются без внимания, взимается солидный штраф.
Государственные офисы и управления осуществляют и еще одну важную функцию – контроль за тем, чтобы уровень заработной платы не был ниже установленного минимума. Все это вместе взятое образует выверенное равновесие доходов населения и цен в странах Западной Европы.
Во Франции государство
вмешивается в регулирование
вопросов, касающихся цен, внешней торговли,
предоставления кредитов, следит за конкуренцией,
обеспечением занятости трудоспособного
населения. Регулирование осуществляется
с помощью делегированного
В США бизнес более мощный, чем в Западной Европе, и соответственно там у него существует более мощная опора. Вот лишь некоторые административные органы, регулирующие предпринимательство; комиссия по безопасности потребительских товаров, комиссия, регулирующая деятельность страховых компаний, комиссия по пищевым продуктам и медикаментам, комиссия по ценным бумагам и биржам, национальный совет по трудовым отношениям, ведомство социальной защиты, комиссия содействия равной занятости, ведомство профессиональной безопасности, ведомство пенсионного планирования, ведомство защиты окружающей среды, ведомство по добыче и переработке нефти и газа и др.
В России еще не накоплен
достаточный опыт поддержки и
регулирования
3. Международно-правовое регулирование бизнеса Конечно, весьма утомительно не иметь денег, но должны все мы хоть в чем-то себя ограничивать.
В конце 70-х гг. Организация Объединенных Наций пришла к выводу о необходимости регулирования бизнеса и в международном масштабе. Внимание ООН было прежде всего обращено на главную опасность, которую порождает бизнес, – монополистическую деятельность, или, другими словами, на ограничительную деловую практику, оказывающую неблагоприятное воздействие на международную торговлю и отнюдь не содействующую улучшению международных экономических отношений. Этому была посвящена Конференция ООН по торговле и развитию, принявшая комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой (резолюция Генеральной ассамблеи ООН 1981 года).
Сначала о терминах, используемых в указанном документе.
Ограничительная деловая практика – это действия предприятий, которые путем злоупотребления господствуют на рынке, ограничивают доступ к рынкам или иным путем сдерживают конкуренцию.
Господствующее положение на рынке – это такая ситуация, при которой предприятие, действуя либо самостоятельно, либо совместно с несколькими предприятиями, обладает возможностью контролировать соответствующий рынок определенного товара и услуг.
Предприятия – фирмы, товарищества, корпорации, компании, их отделения и филиалы, ассоциации, физические, юридические лица и любые их сочетания, независимо от способа их создания или принадлежности, занимающиеся коммерческой деятельностью.
Конференция рекомендовала государствам в борьбе с монополизмом использовать следующие методы: вводить в законодательство антимонопольные нормы, направленные на создание, поощрение и защиту конкуренции; контролировать концентрацию капитала; содействовать нововведениям; защищать социальное благосостояние в целом; защищать интересы потребителей; ограничивать деятельность транснациональных компаний; сделать эффективными судебные и административные процедуры контроля за злоупотреблениями в деловой практике; улучшить процедуру получения информации от предприятий об их работе; государствам, у которых имеется большой опыт борьбы с монополизмом, отвечать на соответствующие запросы других государств или оказывать им помощь по их просьбе.
Предприятиям же прямо запрещалось: участвовать в соглашениях о ценах, в тайных торгах по ним, в соглашениях о распределении рынков; выделять квоты на продажу и производство; заключать соглашения об отказе вести дело, поставлять продукцию потенциальным импортерам; не препятствовать деятельности конкурентов, например устанавливать цены ниже себестоимости или дискриминационные цены; коллективно договариваться об отказе в допуске к заключению соглашения или вступлению в ассоциацию; поглощать совместные предприятия или использовать другие формы приобретения контроля над предприятиями.
За нарушение этих запретов
предусматривались
ООН адресует требования и рекомендации не только предприятиям и государствам. Она также определяет международные меры, выполнение которых возлагает на себя. К числу таких мер относятся: предоставление услуг экспертов для разработки антимонопольных законов, организация курсов с целью передачи опыта, составление справочника законодательных актов, передача странам этих справочников, а также книг, документов и других материалов по данному вопросу, проведение международных конференций, семинаров, распространение обзоров, исследований в этой области.
Упомянутый комплекс согласованных
на многосторонней основе справедливых
принципов и правил для контроля
за ограничительной деловой
4. Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью Согласно законодательству Российской Федерации государство само может иметь в собственности предприятия, которые называются унитарными, и заниматься предпринимательской деятельностью. Управление этими предприятиями возлагается на исполнительные органы Российской Федерации либо на исполнительные органы ее субъектов. Доля государственной собственности пока еще довольно велика и ее дальнейшее уменьшение является первоочередной задачей на современном этапе. Владея предприятиями, государство само же и контролирует их деятельность. Однако в своем деле нельзя быть судьей Именно это приводит к неэффективности государственной формы собственности. И тем не менее приходится констатировать, что одним из основных видов контроля за бизнесом остается пока владение предприятиями и организация их деятельности. Унитарные предприятия доминируют на транспорте, в энергетике, в добывающей промышленности, в сфере информатики, связи, космоса, обороны и т. п.
Другой вид прямого контроля государства за бизнесом – контроль за размещением и строительством предприятий. Отличительной чертой производственного строительства является то, что его продукция (здания, сооружения) неподвижна и используется в основном там, где и производится. В сфере бизнеса действует механизм саморегулирования, и если бизнесменом допущена ошибка в размещении своего производства, она будет в конечном счете исправлена: продукция предприятия не найдет спроса и оно обанкротится. Но жертв как со стороны предпринимателей, так и со стороны людей, вовлекаемых ими в производство, можно избежать при условии, что государственные органы, располагающие большей, чем бизнесмены, информацией, будут контролировать размещение предприятий. Это позволит государству одновременно осуществлять структурную политику, регулировать территориальные пропорции, заботиться о развитии инфраструктуры, о социальной политике и т. д. Другое дело – как, какими методами осуществлять этот контроль' жесткими (выдача лицензий, разрешений на строительство, заключение контрактов со строительными фирмами и т. п.) или мягкими (дача рекомендаций на размещение производств и др.).
Государство может контролировать бизнес и путем финансового участия, а также финансовой помощи. Это могут быть собственные капиталовложения (они, как показывает практика, главным образом направляются на развитие инфраструктуры), а также дотации, инвестиции, выдаваемые как частному сектору, так и государственным предприятиям. Однако дотационная, инвестиционная политика должна тщательно продумываться, и не только ответственными за это органами, но и научными коллективами, с перепроверкой их рекомендаций независимыми экспертами
Прямая обязанность
Санитарный контроль – контроль за производственной безопасностью труда – один из видов прямого контроля государства за сферой предпринимательства. Особое внимание здесь должно быть уделено решению вопроса о субъектах контроля. С одной стороны, их должно быть много, по крайней мере, следует избегать ситуации, когда один орган монополизирует тот или иной участок контроля, как это имеет место с санитарным надзором, полностью находящимся в руках санитарно-эпидемиологических . органов: монопольное решение не всегда идет на пользу делу. С другой стороны, ведомственная разобщенность в контроле тоже может стать своего рода тормозом Пример тому – производственный травматизм – предмет совместного ведения Министерства экономики, если предприятие входит в его подчиненность, Министерства труда, прокурорского надзора, а также надзора со стороны профсоюзных органов. Хотя наблюдающих инстанций много, положение дел в этой области далеко не благополучное.
В одном ряду с экологическим, санитарный контролем стоит и пожарный надзор, осуществляемый специальным органом, входящим в систему МВД. Нельзя недооценивать его роль в нашей стране, где основную массу производственных фондов составляют государственные предприятия, а также корпорации, в которых государство принимает основное участие, и убытки, возникающие от пожаров, сказываются на богатстве, принадлежащем всему обществу. В странах с рыночной экономикой о сохранности своего имущества заботятся прежде всего собственники предприятий.