Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 04:40, курсовая работа
В курсовой работе рассмотрена тема «Органы местного самоуправления». Актуальность темы исследования определяется огромной ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. М
Введение
Глава 1 Место и функции органов местного самоуправления в системе местного самоуправления РФ
1.1 Органы местного самоуправления в системе управления РФ
1.2 Компетенция органов местного самоуправления
Глава 2 Органы местного самоуправления как организационная структура местного сообщества
2.1 Структура органов местного самоуправления
2.2 Ответственность органов местного самоуправления
Глава 3 Управленческие решения как главный компонент муниципального управления
3.1 Задачи муниципального управления
3.2 Процесс принятия управленческих решений
Заключение
Список литературы
4. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131 //Российская газета 2003г. 8 окт. С.1-6
5. Закон СК «О Местном самоуправлении в СК» от 28.07.2000
6. Устав Ставропольского края Принят гос. Думой СК 29 сентября 1994 года
7. Устав муниципального образования город-курорт
Пятигорск
8. Положение о территориальной районной администрации Ставропольского края. Приложение к постановлению губернатора Ставропольского края от 14 мая 2001г. №251
9. Постановление Губернатора Ставропольского края от 05.05.98г. № 313 «О совершенствовании территориального государственного управления в Ставропольском крае»
10. Глазунова Н.И. Система гос. управления. Учебник для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА 2003 – 551с. С.291
11. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. Учебник, 2-е изд., прераб. и доп. М: Юристъ 2000 – 552с. С. 529
12. Пикулькин. Система гос. управления. Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА 2001 -399с. С.57
13. Рой О.М. Система гос. и мун. управления. СПб 2004- 301с. С.93
14. Чиркин В.Е. Гос. управление. М: Юристъ 2001 – 320с. С. 57
15. Соловьев С. Г. «Проблемы функционирования глав муниципальных образований» Право и образование 2003 №2 С.172-177
16. Ильин А.В. «Компетенция органов местного самоуправления» Российский следователь 2004, №1. С.34-36
17. Сергеев А.А. «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов». Конституционное и муниципальное право 2004 №2. С. 27-30
18. Мельников Н.Н. «Реализация закона «Об общих принципах местного самоуправления». Законность 2004, №7. С. 27-30
19. Усков О.Ю. «Проблемы гражданской правосубъектности гос. органов и органов местного самоуправления» Журнал российского права 2003 №5. С.27
20. Соболева Л.Б.»К вопросу об особенностях статуса исполнительного органа местного самоуправления». Конституционное и муниципальное право2003, №6. С.15-18
Глава 2 Управленческие решения как главный компонент муниципального управления
§ 1. Понятие, функции и задачи муниципального управления
Понятие «муниципальное управление» отражает комплексное и многообразное
явление, которое порождает различные подходы к его исследованию.
Под местным самоуправлением понимается организация власти на местах,
предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении
[11] местным органам власти и их должностным лицам предоставляется право и
реальная возможность регулировать подведомственные вопросы и управлять в рамках
закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах
своего населения.
Рассмотрим функции и задачи местного самоуправления.
Функции – это совокупность действий и операций, которые осуществляются
управляющими субъектами для достижения определенных подцелей в рамках единой
целенаправленной деятельности. Функции управления в социально-экономических
системах (к которым относится и местное самоуправление) объективны по своей
природе и реализуются путём принятия управленческих решений уполномоченными
органами и должностными лицами.
Основными функциями управления являются[12]:
1) прогнозирование изменений в развитии каких-либо событий и процессов на
основе полученной информации о прошлом и настоящем с учётом всех условий и
факторов влияния;
2) планирование – определение направлений, формулирование целей,
постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор
конкретных количественных и качественных показателей в организации
деятельности;
3) выработка, обоснование и принятие решений и организация их исполнения;
4) распорядительство и координация действий субъектов, осуществляющих
деятельность по реализации управленческого решения;
5) правовое регулирование исполнительно-распорядительной деятельности;
6) контроль с целью выявить и устранить отклонения в реализации решений и
принятие мер к нарушителям;
7) учёт людских, материальных и финансовых ресурсов;
8) информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;
9) кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.п.
Перечисленные функции являются основными для исполнительных органов местного
самоуправления и по существу характеризуют содержание их деятельности.
Отношения, связанные с реализацией этих функций, регулируются нормами
административного права[13].
При реализации вышеуказанных функций выборные и иные должностные лица
местного самоуправления формулируют цели (желаемый результат познания и
практической деятельности), ставят своим подчинённым задачи и обеспечивают их
решение.
Задачи – это перечень мер, мероприятий, действий и операций, которые должны
осуществлять исполнители, чтобы приблизится к сформулированной цели. Термин
"решение задачи" употребляется в трех различных смыслах: а) решение как план
(способ) решения задачи; б) решение как процесс осуществления требований
задачи, выполнения плана решения; в) решение как результат выполнения плана
решения[14].
В отличии от функций задачи всегда имеют субъективный характер, т.е.
результат их решения зависит от уровня образования, опыта работы и личных
качеств субъекта управления. Функции всегда первичны, а организационные
структуры по их реализации – вторичны.
Рассмотрим организационные принципы управления[15].
1) Принцип плавности в условиях перехода к рыночной экономике
выражается в разработке различных программ развития хозяйства,
прогнозировании результатов региональных программ, расчётах по наиболее
эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов,
определении приоритетных целей и задач.
2) Принцип объективности требует анализа и учёта фактического
состояния и развития процессов и явлений, условий, существующих в социальной
среде, влияния демографических и других факторов, а также закономерностей
взаимодействия общества с природной средой в целях реализации оптимального
управления.
3) Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций
и полномочий каждого из должностных лиц, что крайне важно для правильного
подбора и расстановки муниципальных служащих в соответствии с их
профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки
организационных структур управления в соответствии с объективными функциями.
4) Принцип научности заключается в применении научных методов
и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии
объекта управления; её обработки с применением количественных методов на базе
ЭВМ; выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей,
постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.
5) Принцип рациональности заключается в том, что цели и
задачи управления должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных
(силах и средствах) и временных затратах. Управление должно быть оптимальным.
Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных
вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего.
6) В тесной связи с принципом рациональности находится
принцип ответственности субъектов исполнительной власти за результаты работы
в целом. Это обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий,
задач, функций, структуры, форм и методов работы.
7) Принцип единоначалия заключается в том, что вопросы
текущего оперативного управления осуществляются путём единоначалия, например,
принятие распоряжений главой администрации муниципального образования.
8) Особую роль в муниципальном управлении отводится принципу
отраслевого управления. В соответствии с ним для решения определённой группы
задач образуются целевые структуры, специальные органы и аппараты.
Отраслевой принцип позволяет оперативно проводить единую управленческую
политику, рационально и оперативно использовать силы и средства.
9) Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал
централизации в руководстве с учётом местных условий (например, управление
муниципальной милицией).
Организационные принципы закрепляются в уставах субъектов Российской Федерации
[16].
Процесс управления включает в себя несколько этапов: целеполагание, оценка
ситуации, определение проблемы и принятие решения по ее разрешению.
По характеру взаимодействия названных этапов процессы управления подразделяют
на несколько типов:
1. Если осуществление этапов происходит в строгой последовательности и
есть достаточная определенность по всем этапам процесса управления и
уверенность в их осуществлении, то такой процесс управления относится к
линейному типу: цели – ситуация – проблема – решение.
2. Если при выполнении какого-либо этапа предыдущий нуждается в
корректировке и она вносится, то процесс управления называется
корректирующим.
3. Когда нет возможности выделить главную проблему и принять
единственное решение, тип процесса управления характеризуется как
разветвленный.
4. Если цель формируется в условиях неопределенности как
предварительная, на первое место выходит задача анализа ситуации, процесс в
этом случае носит название ситуационного.
5. Если приходится непрерывно уточнять ситуацию и корректировать
проблему, процесс может быть назван поисковым.
Особенности принятия решения в органах муниципального управления:
1. Преобладание стратегических решений социальной направленности как
директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные
действия людей для достижения стратегических целей.
Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными,
экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы,
обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор
наилучшего решения.
2. Наличие у управленцев умения выявить зарождение стратегических
противоречий города, региона.
3. Необходимость уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для
специалистов муниципального управления складывается, как правило, две
ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за
ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая
ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и
решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий
стратегического характера.
4. Низкая мотивация исполнителей управленческого решения.
Итак мы рассмотрели понятие местного самоуправления, его функции и
организационные принципы, выделили типы управления в зависимости от этапов
управленческой деятельности, охарактеризовали особенности принятия
управленческих решений в органах муниципального образования. Муниципальное
управление имеет важное значение в настоящее время. Его цели и задачи
определяются исходя из интересов местного населения. Функции управления
различны, и эффективность их реализации напрямую зависит от своевременности и
качества принимаемых управленческих решений. Соблюдение всех организационных
Информация о работе Органы местного самоуправления как субъект управления