Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 04:40, курсовая работа
В курсовой работе рассмотрена тема «Органы местного самоуправления». Актуальность темы исследования определяется огромной ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. М
Введение
Глава 1 Место и функции органов местного самоуправления в системе местного самоуправления РФ
1.1 Органы местного самоуправления в системе управления РФ
1.2 Компетенция органов местного самоуправления
Глава 2 Органы местного самоуправления как организационная структура местного сообщества
2.1 Структура органов местного самоуправления
2.2 Ответственность органов местного самоуправления
Глава 3 Управленческие решения как главный компонент муниципального управления
3.1 Задачи муниципального управления
3.2 Процесс принятия управленческих решений
Заключение
Список литературы
принципов позволит повысить рациональность, гибкость, плавность,
эффективность управленческой деятельности, применение новых методов
управления. В настоящее время значительно возросла роль стратегического
управления, которая облегчает управленческую деятельность.
§ 2. Процесс принятия управленческих решений
Основанием для подготовки и принятия полномочными субъектами управленческих
решений являются[17]:
1) Необходимость исполнения предписаний вышестоящих органов (органов
государственной власти и местного самоуправления);
2) Необходимость осуществления собственной исполнительно –
распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных
органов местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой
деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы
руководителей структурных подразделений исполнительного органа или
подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений
полномочных субъектов.
Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения
заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении
сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений;
окончательном выборе решения; организации его исполнения
[18]. При необходимости выбирается управленческая стратегия, которая всегда
предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого
решения в той или иной ситуации[19].
Сущность управленческих решений[20]:
1. Организационная - состоит в том, что к их разработке и реализации
привлекается персонал организации. Значит, необходимо сформировать
работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников
полномочиями, определить их права и обязанности, ответственность и формы
контроля, выделить ресурсы и скоординировать весь процесс. Это самая
существенная часть получения управленческого решения.
2. Технологическая - проявляется в возможности обеспечения процесса
разработки решений техническими, информационными средствами. Устаревшая,
неполная информация, отсутствие вычислительных средств не дают возможности
принять качественные решения.
3. Правовая - состоит в необходимости точного соблюдения законодательных
актов, обязательств, уставов и т.д.
Собрав и изучив необходимые материалы (в том числе, ранее изданные по какому-
либо вопросу решения), определив цель принятия управленческого решения,
исполнитель приступает к подготовке его проекта.
Для процедуры разработки управленческого решения руководителю и аппарату
управления необходимо осуществить следующие действия:
1. Оформить документацию о начале выполнения работ с указанием
конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени
исполнения решений, промежуточных этапов контроля и размера выделяемых
ресурсов.
2. Разработчикам решения разъяснить права, ответственность и полномочия;
содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке
решения.
3. Обсудить с разработчиками неучтенные детали для успешного выполнения
работ. Акцентировать внимание на важности задания и значении его
качественного исполнения.
4. Установить соответствие решения действующему законодательству и
уставным документам организации.
После вышеперечисленных этапов управленческое решение принимается. Следующим
этапом является его реализация, которая представляет собой совокупность
мероприятий, направленных на достижение установленных целей и сроков.
Процедуры организации выполнения управленческого решения включают в себя
оформление необходимой документации, разъяснение исполнителям их полномочий и
сущности задачи, организацию контроля за реализацией, мотивационной и при
необходимости – поощрительной деятельности.
Основные формы реализации управленческих решений[21]:
1. Предписание - официальное извещение какому-либо должностному лицу об
обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.
2. Деловая беседа - специально организованная встреча с подчиненным,
группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме,
актуальной для организации.
3. Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться
у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого
решения для его выполнения.
4. Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью
объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.
5. Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью
осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного
вознаграждения.
6. Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем с целью
научить, передать опыт для успешного выполнения решения.
7. Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи
дополнительной информации, необходимой для выполнения решения.
8. Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать
новые знания или информацию для выполнения решений.
9. Совет - деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться
собственными взглядами на выполнение решений.
10. Тренинг - специально организованная деятельность по разработке и
реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений.
11. Совещание - коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью
оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма
использования коллективного разума, обмена информацией и опытом.
12. Заседание - узкопрофессиональное совещание для решения организационных
задач.
13. Отчет - сообщение специалиста о результатах проделанной работы по
выполнению решения.
14. Деловое слово - твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной
форме.
Информационное обеспечение - важнейший элемент успешного функционирования
аппарата управления и процесса принятия решений. Содержание информационных
сообщений определяется потребностями управленческих звеньев и сущностью
вырабатываемых решений. Информация для принятия решений должна отвечать таким
требованиям, как краткость и четкость формулировок, своевременность
поступления, точность и достоверность и т.д.
Язык и стиль управленческих решений (служебных документов) заключается в том,
что все документы составляются официальным, литературным языком.
Рекомендации:
· Недопустимость употребления неологизмов, ненормативной лексики,
местных диалектов, метафор, преувеличений (гипербол), сравнений.
· Когда приходится составлять документы с множеством технических
терминов, используются специальные термины, но их надо расшифровывать, а
название терминов написать вплоть до печатных букв.
· Если употребляются аббревиатуры, то первый раз в документе ее надо
расшифровывать. Также, аббревиатура должна быть благозвучной.
Мы рассмотрели основания для принятия управленческих решений, функции
принимающих субъектов, основные этапы и формы разработки, принятия и
осуществления управленческих решений, их сущность и требования к изложению.
Принятие управленческих решений – достаточно сложный и ответственный процесс,
включающий несколько этапов, занимающий, порой, много времени и требующий
создания специальных служб. Так например, выборочные исследования показывают,
что 70 - 80% времени работников аппарата управления расходуется на
подготовку, принятие и выполнение собственных, а также поступивших сверху
решений. Важным является и организация информационной оснащенности процесса
принятия управленческих решений.
I. Нормативная литература
1. Конституция РФ. М.; 1993. 59 с.
2. ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации». Собрание законодательства Российской федерации. 1995.
№ 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; 1996. № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст.
1378; 2000. № 32. Ст. 3330.
3. ФЗ РФ «Об основах муниципальной службы в РФ». Комментарий к
Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»
/Рук. Авт. Кол., отв. ред. проф. В.И.Шкатулла. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 463 с.
4. Закон РФ «О порядке назначения на должность и освобождения от
должности глав краевой, областной, автономной области, автономного округа,
города федерального значения, районной, городской, районной в городе,
поселке, сельской администрации» от 01.04.1993 г. № 4733 – 1 (ред. от
28.08.1995 г.).
5. Европейская хартия местного самоуправления. Местное самоуправления в
Российской Федерации. Сборник нормативных правовых актов. М.: Юридическая
литература, 1998. С. 7-13.
II. Учебная литература
1. Амстронг М. Основы менеджмента. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
С.410 - 417.
2. Анализ и обоснование хозяйственных решений. М.: Финансы и
статистика, 1991.
3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого
решения. Железнодорожный : ТОО НПЦ "Крылья", 1997.
4. Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческих решений:
Учеб. пособие. М.: ИИК "Калита", 2000.
5. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб. для
вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
6. Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное право:
Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. – 344 с.
7. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. М.: Дело, 1996. С.183 -
192.
8. Кутафин О.Е., Фадеев. В.И Муниципальное право Российской
Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 1997. – 428 с.
9. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979.
10. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений.
Вербальный анализ решений. М.: Наука, 1996.
11. Лебедева О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента: Учеб. пособие.
СПб.: МиМ, 1998. С.165 - 178.
12. Лескин А.А., Мальцев В.Н. Системы поддержки управленческих и
проектных решений. Л.: Машиностроение, 1990.
13. Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ТАНДЕМ "Экмос", 1998.
14. Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые основы управления: Учебное
пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 480 с. (Серия «Учебники и учебные
пособия»).
15. Матвеев Л.А. Системы поддержки принятия решений: Учеб. пособие.
СПб.: Спец. литер., 1993.
16. Муниципальное право: Вопросы и ответы/Под ред. проф. А.И.
Коваленко. – М.: Новый Юрист, 1998. – 160 с. (Серия «Подготовка к экзамену»).
17. Никольский А.А. и др. Технология принятия управленческих решений.
М.: МГАГП, 1998.
18. Общий и социальный менеджмент: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А.
Гапоненко. М.: РАГС,1997. Ч. 2. С.14 - 25.
19. Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов / Науч. ред. А.А.
Радугин. М.: Центр, 1997. С.214 - 242.
20. Ременников В.В. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие
для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
21. Самоуправление в Российской Федерации. Сб. Федеральных законов с
комментариями. М.; 1998.
25. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты . М.:ИНФРА-М,
1996. С.529. 38. Теория выбора и принятия решений: Учеб. пособие. М.: Наука,
1982.
22. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учеб. для вузов.
М.: ЮНИТИ, 2000.
23. Четвериков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-
М, 2001. – 183 с. – (Серия «Вопрос-ответ»).
24. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений. / Тюмен. гос.
ун-т. Тюмень, 1999.
25. Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом
стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 1999.
№3.
26. Гельман В.Я. Региональная власть в современной России: институты,
режимы, практики. // Политические исследования. Февраль 2000 № 2.
27. Лаптева Л.Е. региональное и местное управление в России (втор. пол.
Информация о работе Органы местного самоуправления как субъект управления