Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в исследовании проблем установления усыновления (удочерения) ребенка иностранными гражданами.
Эта цель достигается путём решения следующих задач: 1)рассмотрение понятия и условий усыновления; 2) изучение порядка усыновления; 3) определение правовых последствий вызываемых усыновлением для его участников; 4) рассмотрение оснований, порядка и правовых последствий отмены усыновления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации…………………………………6
1.1 Понятие и условия усыновления…………………………………..…6
1.2 Порядок и правовые последствия усыновления……………………17
Глава 2 Усыновление (удочерение) детей иностранными гражданами……………………………………………………………………….31
2.1 Усыновление иностранцами детей – российских граждан...............31
2.2 Проблемы законодательства о международном усыновлении…….34
Заключение…………………………………………………………….….42
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая гпп.docx

— 70.31 Кб (Скачать документ)

Учет иностранных граждан  и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, производится органами исполнительной власти субъектов РФ или федеральным органом исполнительной власти (п. 2 ч. 2 ст. 126 СК),13 т. е. Министерством образования и науки РФ. Однако непосредственное обращение в Министерство образования для постановки на учет допускается только в случаях, если кандидаты в усыновители предварительно не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов РФ. Порядок учета на региональном и федеральном уровнях определяется в разделе IV Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации.

Порядок такой деятельности и контроль за ее осуществлением в  соответствии с п. 2 ст. 126 СК установлен Правительством РФ. В отличие от п. 2 ч. 2 ст. 126, где говорится об учете  на региональном и федеральном уровнях  лишь иностранных граждан и лиц  без гражданства, нормы указанных  Правил распространяют соответствующие  процедуры дополнительно на граждан  РФ, постоянно проживающих за пределами  ее территории и желающих усыновить  или удочерить ребенка.

Деятельность на территории России специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций  по усыновлению детей может осуществляться в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности и не должна преследовать коммерческих целей. Порядок такой деятельности определяется Правительством РФ по представлению  Министерства юстиции и Министерства иностранных дел РФ (п. 2 ст. 126 СК).14

Указанные органы и организации  вправе представлять интересы граждан  РФ, постоянно проживающих за ее пределами, иностранных граждан  и апатридов в целях подбора  и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории России через свои представительства. Правительством РФ 28 марта 2000г. принято  постановление «О деятельности органов  и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроля за ее осуществлением», регламентирующее порядок открытия и деятельности на российской территории представительств органов (организаций) иностранных государств по усыновлению. В настоящее время действует разрешительный (аккредитационный) порядок открытия такого представительства. Аккредитация осуществляется Министерством образования и науки РФ. Разрешение на открытие представительства может быть выдано только некоммерческим иностранным организациям, осуществляющим на основании лицензии деятельность по усыновлению на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи в установленном российским законодательством порядке заявления об аккредитации и представления всех необходимых документов. Решение вопроса об аккредитации представительства принимается Министерством образования РФ по согласованию с Министерствами иностранных дел, юстиции, здравоохранения и социального развития РФ. При положительном решении представительства аккредитируются сроком на один год, который впоследствии может быть продлен.

На основании выданного  разрешения осуществляется обязательная регистрация открывшегося представительства  в Государственной регистрационной  палате Министерства юстиции РФ, где  информация о нем вносится в реестр и выдается соответствующее свидетельство. Свидетельство представляется в  Минобразования и науки РФ и в  орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого будет осуществляться деятельность представительства по усыновлению.

Российские дети могут  передаваться на усыновление гражданам  РФ, постоянно проживающим за ее пределами, иностранным гражданам  или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, только по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких  детях в государственный банк сведений о детях, оставшихся без  попечения родителей (п. 4 ч. 2 ст. 124 СК).

Граждане РФ, постоянно  проживающие за ее пределами, иностранцы и лица без гражданства, желающие усыновить детей, должны обращаться с заявлением об установлении усыновления  не в районные (городские) суды общей  юрисдикции, а в суды субъектов  РФ (областные, краевые и другие суды этого уровня) по месту жительства ребенка (ст. 269 ГПК РФ).15 Эти лица при обращении с заявлением об установлении усыновления помимо общего перечня необходимых документов обязаны представить дополнительно: заключение компетентного органа государства, гражданами которого они являются, или для апатридов - государства, в котором они имеют постоянное место жительства, об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на территории этого государства. Кроме того, в числе необходимых для усыновления документов, без которых не могут быть выданы сведения о конкретном ребенке, подлежащем усыновлению, и направление для его посещения по месту жительства (нахождения), пп. "е" п. 27 Правил передачи детей на усыновление называет "письменные обязательства иностранной организации государства проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении Российской Федерации в установленном порядке".

Защита прав и интересов  детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранцами (апатридами), вне территории Российской Федерации осуществляется в пределах, допускаемых нормами  международного права, если иное не предусмотрено  международным договором РФ. Такая  защита осуществляется консульскими учреждениями РФ, в которых усыновленные дети состоят на учете до достижения ими  совершеннолетия (п. 3 ч. 1 ст. 165 СК). Порядок постановки на учет определен в постановлении Правительства РФ от 29 марта 2000 г.

Постановка на учет усыновленных детей – граждан РФ осуществляется консульским учреждением РФ, находящимся  в пределах консульского округа на территории государства проживания усыновителей, а при отсутствии такого учреждения - дипломатическим представительством РФ в течение трех месяцев со дня  въезда их в государство места  проживания усыновителей на основании  представленных усыновителями документов. По желанию усыновителей постановка на учет может осуществляться до выезда из России через Департамент консульской  службы МИД РФ. Сведения о постановленном на учет ребенке вносятся в учетную  карточку, а в паспорте усыновленного  делается соответствующая отметка.

Обязанность усыновителей поставить  усыновленного ребенка на учет сохраняется  и при перемене ими места жительства. Контроль за постановкой усыновителями  ребенка на учет в консульском  учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган  или организация по усыновлению, которые представляли в установленном  порядке интересы кандидатов в усыновители  на территории России. Для обеспечения  своевременной постановки на учет усыновленных детей Министерство образования  и науки РФ каждые 6 месяцев обязано  направлять консульским учреждениям  информацию об усыновленных детях.

Консульские учреждения в  конце каждого календарного года направляют в Минобразования РФ списки детей, поставленных на учет, а также  информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного  ребенка и неблагополучии в семье  усыновителей.

Основным условием международного усыновления, устанавливаемого на территории России, является соблюдение прав и  законных интересов усыновляемых несовершеннолетних детей. Если в результате усыновления  или удочерения могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством  РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное ранее подлежит отмене в судебном порядке (п. 2 ст. 165 СК).

Усыновление (удочерение) детей - граждан Российской Федерации, проживающих  за пределами ее территории, может  производиться в компетентных учреждениях  иностранных государств с соблюдением  установленных ими процедур. В  соответствии с п. 4 ст. 165 Семейного  кодекса такое усыновление признается действительным в России при соблюдении следующих условий: если усыновление  было произведено компетентным органом  иностранного государства, гражданином  которого является усыновитель; если на усыновление было предварительно получено разрешение от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или  его родители (один из них) проживали  до выезда за пределы территории РФ. Для получения разрешения иностранные  граждане и лица без гражданства  представляют через соответствующее  консульское учреждение или дипломатическое  представительство РФ либо непосредственно  в орган исполнительной власти субъекта РФ необходимые документы (п. 33 Правил передачи детей на усыновление). Если усыновляемый ребенок или его  родители никогда не проживали на территории России, предварительное  разрешение на усыновление такого ребенка  дает Министерство образования и  науки РФ.

К любым семейным отношениям, которые в силу указания коллизионной нормы о применимом праве должны регулироваться законодательством  иностранных государств, может быть применена оговорка о публичном  порядке. С помощью этой оговорки на легальной основе не допускается  применение на российской территории норм иностранного семейного права  в случаях, когда такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации (ст. 167 СК). Если оговорка о публичном  порядке используется, для регулирования  семейных отношений применяется  не иностранное право, а законодательство РФ.

Заключение

 

 Постепенно происходит  все большее сближение семьи,  основанной на родстве, и семьи,  основанной на усыновлении. Ранее  это сближение в основном происходило  за счет приближения правового  регулирования отношений между  усыновленными и усыновителями  к правовому регулированию отношений  между родителями и детьми, а  само усыновление конструировалось  по модели кровнородственной  семьи. В настоящее время правовые  основания отношений между родителями  и детьми все более приближаются  к правовым основаниям усыновления.  Если ранее кровнородственная  семья всегда основывалась на  биологическом происхождении, то  в настоящее время, как уже  отмечалось ранее, в случаях,  установленных законом, родителями  ребенка считаются лица, не имеющие  с ним генетической связи. Например, при применении технологии искусственного  оплодотворения, суррогатного материнства,  при признании отцовства лицом,  знающим, что в действительности  он не является отцом ребенка.  Таким образом, социальное отцовство  и материнство получает такое  же право на существование,  как биологическое. С точки  зрения социологии усыновление  также является одной из разновидностей  социального отцовства или материнства.  Однако, если права и обязанности  усыновителей практически идентичны  родительским, то фактические отношения,  возникающие в процессе усыновления,  не всегда напоминают родительские. В тех случаях, когда ребенок  считает усыновителей своими  родителями, их отношения ничем  не отличаются от родственных.  Если же ребенок знает о  том, что усыновители не его  родители, фактические отношения  между ними могут быть несколько  иными. Безусловно, знание об отсутствии  биологической связи приобретает  в настоящее время все меньшее  значение. Если усыновители воспитывали  ребенка в течение всей его  жизни, само по себе обнаружение  факта отсутствия кровного родства,  как правило, ничего не изменяет  в отношениях между ними и  ребенком. Однако, если ребенок усыновлен уже в подростковом возрасте, естественно, что он не может считать таких усыновителей своими родителями. Поэтому законодательство должно, с одной стороны, путем сохранения тайны усыновления обеспечить возможность там, где это возможно, создания видимости кровнородственной семьи. С другой стороны, там, где отсутствие родственной связи очевидно, законодательство не должно искусственно моделировать отношения усыновления по образу и подобию кровной семьи.

В связи с вышесказанным  нормы действующего Семейного кодекса, касающиеся института усыновления, одинаково удачны. Заслуживает поддержки  сохранение правовых гарантий, обеспечивающих тайну усыновления. Сложности с  тайной усыновления возникли потому, что в соответствии со статьей 7 Конвенции  о правах ребенка, ребенок имеет  право, «насколько это, возможно, знать  своих родителей». Это положение  Конвенции сформулировано достаточно мягко, оно не налагает на государства-участники  безусловной обязанности предоставить ребенку право получить информацию о своих биологических родителях. Тем не менее, Конвенция формулирует  такое право и призывает государства  обеспечивать его осуществление. В  результате сохранение тайны усыновления  оказалось проблематичным. Однако доводы за ее сохранение по-прежнему перевешивают аргументы в пользу ее отмены. Сохранение тайны усыновления в подавляющем  большинстве случаев отвечает интересам  и усыновителей, и ребенка. Усыновляя  ребенка, усыновители часто заинтересованы в том, чтобы у ребенка и  у всех окружающих не возникало сомнений в том, что они его родители. Раскрытие этих сведений помимо их воли может причинить непоправимый вред их отношениям с ребенком и  причинить им и ребенку тяжелую  травму.

Менее удачным представляется ряд положений в семейном законодательстве, призванных сделать семью, основанную на усыновлении, максимально похожей  на семью, основанную на родстве. В новом  Кодексе предусматривается, например, что между усыновителем и усыновленным должна быть разница в возрасте не менее 16 лет. Такая разница в возрасте обычно существует при биологическом происхождении ребенка от родителей, но при усыновлении, если ребенок и иные лица осведомлены о том, что усыновители не являются его родителями, ее существование не имеет никакого смысла и лишь приводит к неоправданному сужению круга лиц, которые могут быть усыновителями.

Но несмотря ни на что, усыновление  является наилучшим видом семейного  воспитания детей, поскольку тогда  дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанной на родстве.

 

 

 

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. //Российская газета, 25 декабря 1993.

2Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ) (с изменениями и дополнениями)

3 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, ст. 16.

4    Федеральный Закон РФ от 15 ноября 1997 № 143- ФЗ « Об актах гражданского состояния»// Российская газета, 20 ноября 1997.

Информация о работе Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации