Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:29, дипломная работа
Итак, цель работы – изучение особенностей производства в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе.
Объектом исследования являются надзорное производство в гражданском и арбитражном процессах.
Предмет изучения – новеллы и проблемы, существующие при разрешении дел в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе.
Введение
Задача
суда надзорной инстанции не исчерпывается
проверкой законности и обоснованности
вступивших в законную силу судебных
решений и исправлением судебных
ошибок. Большое значение имеет связанная
с рассмотрением конкретных дел
деятельность судов надзорной инстанции
по направлению судебной практики,
внесению в необходимых случаях
корректив в судебную практику, обеспечение
строгого и неуклонного соблюдения
судами норм материального и
От того, как вышестоящие суды направляют судебную практику, во многом зависит качество судебной работы нижестоящих судов – основного звена судебной системы.
Принципиальные новшества затронули порядок пересмотра судебных актов в порядке надзора в гражданском (арбитражном) процессе. Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных заинтересованных лиц могут быть пересмотрены в порядке надзора вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Оспаривание в порядке надзора судебного акта возможно, если заинтересованные лица полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального или процессуального права. Для подачи заявления установлен трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта. Надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, ходатайствующего о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора. Вопрос о принятии заявления к производству рассматривается судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Таким образом, по сравнению с ранее действующим законодательством ограничены права прокуратуры в части вынесения обязательных к рассмотрению протестов.
Завершающим этапом длительной судебной процедуры, когда решение арбитражного суда первой инстанции, а также постановления апелляционной и (или) кассационной инстанций не принесли сторонам или стороне арбитражного процесса желаемого результата, является рассмотрение дел в порядке надзора.
Рассмотрение дел в порядке надзора возможно только после рассмотрения дела в апелляционной или кассационной инстанциях, вынесено постановление апелляционной инстанции, после которого решение суда вступает в силу немедленно (п. 3 ст. 159 АПК РФ). Тогда можно, минуя кассационную инстанцию, подавать заявление о принесении протеста. При этом нет необходимости в уплате госпошлины, отсутствует ограничение срока подачи заявления, есть возможность при отказе в принесении протеста обратиться к высшему должностному лицу.
Итак, цель работы – изучение особенностей производства в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе.
Объектом исследования являются надзорное производство в гражданском и арбитражном процессах.
Предмет
изучения – новеллы и проблемы,
существующие при разрешении дел
в надзорной инстанции в
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи: историческая эволюция процесса пересмотра судебных решений в порядке надзора; сущность, значение пересмотра дел в порядке надзора; поводы к пересмотру в порядке надзора; пересмотр вступивших в законную силу определений в порядке надзора в гражданском процессе; производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом.
Актуальность
данной темы это необходимость пересмотра
решений, определений, постановлений
судов в порядке надзора
В
отличие от суда второй инстанции, суд
надзорной инстанции проверяет
только законность судебных постановлений
(правильность применения и толкования
норм материального и
Глава I. Понятие пересмотра в порядке надзора вступивших в законную силу судебных постановлений (актов)
1.1. Историческая эволюция процесса пересмотра судебных решений в порядке надзора
В каждом законодательстве, как бы совершенно оно ни было, встречаются в большем или меньшем количестве пробелы, неясности и противоречия. Вследствие этого неизбежны разногласия в способах понимания и применения его постановлений не только между гражданами, но и между судьями. Один суд толкует закон так, другой - иначе, третий - еще иначе; в каждом судебном округе может выработаться своя собственная практика, и совершенно одинаковые дела будут разрешаться в различных округах различно. Отсутствие же единообразия в судебной практике разрушает единство государственного правопорядка, ослабляет силу закона и подрывает принцип равенства всех граждан перед законом. Необходимо поэтому установить наблюдение за деятельностью всех судов с целью обеспечить одинаковое толкование и применение ими законов.
Высказанная в дореволюционной России мысль о необходимости существования нескольких судебных инстанций по-прежнему актуальна.
В послереволюционной России уже в 1926 г. в Положении об арбитражной комиссии ВСНХ СССР было закреплено право на обжалование сторонами решения арбитражной комиссии в Президиум ВСНХ СССР, в том числе и в порядке надзора.
Правила
рассмотрения хозяйственных споров
государственными арбитражами, утвержденные
Советом Министров СССР 5 июня 1980
г. и действовавшие вплоть до принятия
5 марта 1992 г. АПК РФ, также предполагали
возможность обжалования
С принятием Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде"1 и АПК РФ система государственного арбитража была преобразована в арбитражные суды, в которых впервые, хотя и в пределах одного арбитражного суда, предусматривалась возможность обжалования решения суда в коллегию по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу. Одновременно ВАС РФ осуществлял проверку в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу.
Так постепенно в государственном арбитраже, а затем и в арбитражном суде шло формирование инстанционной системы судоустройства, и этот процесс, как будет показано далее, пока не завершен.
Пересмотр судебных дел в порядке надзора в гражданском процессе в существующем в настоящее время виде возник не сразу.
Институт судебного надзора прошел длительный путь развития. С октября 1918 г. в качестве судебно- надзорной инстанции начала действовать коллегия Наркомюста, которая отменяла неправильные приговоры и решения, передавая дела на новое рассмотрение, а иногда и прекращала их.
Положением о народном суде от 21 октября 1920 г. предусматривалось, что право высшего судебного контроля над приговорами и решениями народных судов и советов народных судей принадлежит Народному комиссариату юстиции и определяется особым положением. Положение о высшем судебном контроле, разработанное с учетом накопленного опыта пересмотра дел в порядке надзора, было утверждено декретом ВЦИК и СНК от 10 марта 1921 г.
Народный комиссариат юстиции выделялся правом осуществлять общий надзор за деятельностью судебных органов и давать руководящие разъяснения и указания по применению действующего законодательства; признавать не имеющими законной силы приговоры или решения, хотя и вступившие в законную силу, но требующее пересмотра; разрешать вопрос о возобновлении судебных дел в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Народный комиссариат юстиции в порядке высшего судебного контроля мог проверить дела по заявлению центральных и областных органов Советской власти или губернских исполкомов и по своей инициативе.
Положением
о высшем судебном контроле были определены
основания для признания
31
октября 1922 г. ВЦИК утвердил
Положение о судоустройстве
На
Верховный Суд возлагались
Рассмотрение дел в порядке надзора было отнесено к компетенции Пленума Верховного Суда РСФСР, в состав которого входили все члены Верховного Суда республики.
Был расширен круг лиц, имевших право приносить протест в порядке надзора; прокурор республики, его помощник при Верховном Суде, председатель Верховного Суда республики и его заместитель, губернский прокурор и председатель губернского суда.
20
июня 1933 г. была учреждена Прокуратура
СССР. С ее организацией и созданием
в 1934 г. в Верховном Суде
СССР судебно-надзорной
Такой
порядок пересмотра дел существовал
до принятия Верховным Советом СССР
16 августа 1938 г. Закона о судоустройстве
СССР, союзных и автономных республик.
Согласно ст. 16 Закона судебные приговоры,
решения и определения, вступившие
в законную силу, могли быть опротестованы
лишь Прокурором СССР, прокурором союзной
республики, Председателем Верховного
Суда СССР и председателем Верховного
Суда союзной республики. Право рассмотрения
надзорных протестов
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. «Об образовании президиумов в составе Верховных Судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей» был существенно изменен порядок пересмотра приговоров, решений и определений, вступивших в законную силу. Право пересматривать дела в порядке надзора было предоставлено созданным в соответствии с Указом Президиумам Верховных Судов союзных и автономных республик, краевых и областных судов. Положение о Верховном Суде СССР, утвержденное Верховным Советом СССР 12 февраля 1957 г., внесло важные изменения в компетенцию Верховного Суда СССР как органа надзора за деятельностью судебных органов. Он был освобожден от пересмотра большого количества дел.