Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:29, дипломная работа
Итак, цель работы – изучение особенностей производства в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе.
Объектом исследования являются надзорное производство в гражданском и арбитражном процессах.
Предмет изучения – новеллы и проблемы, существующие при разрешении дел в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе.
К
компетенции Судебной коллегии по гражданским
делам Верховного Суда СССР отнесено
рассмотрение в порядке надзора
протестов Председателя Верховного
Суда СССР, Генерального прокурора
СССР и их заместителей на решения
Верховных Судов союзных
Аналогичные
полномочия по пересмотру в порядке
надзора судебных постановлений
по гражданским делам были сохранены
за высшим судебным органом страны
Законом о Верховном Суде СССР2.
1.2. Сущность, значение пересмотра дел в порядке надзора
Существует два вида пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений:
1) в порядке надзора;
2) по
вновь открывшимся
Глава 41 ГПК РФ регулирует порядок производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в суде надзорной инстанции.
Основанием для возбуждения производства в суде надзорной инстанции может быть только надзорная жалоба, поданная в установленном ГПК РФ порядке лицами, перечисленными в ч. 1 ст. 376, или представление прокурора.
Производство в суде надзорной инстанции3 - самостоятельная стадия гражданского процесса, предназначенная для проверки законности вступивших в силу решений и определений любых судов Российской Федерации, кроме постановлений высшей судебной инстанции в системе судов общей юрисдикции - Президиума Верховного Суда РФ.
Необходимость
пересмотра решений, определений, постановлений
судов в порядке надзора
Она имеет конституционную основу (ст. 126 Конституции РФ4), в соответствии с которой Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции.
Устраняя
нарушения закона, допущенные нижестоящими
судами, Верховный Суд РФ при рассмотрении
дел в порядке надзора
Объектами пересмотра в порядке надзора могут быть только вступившие в законную силу решения и определения судов общей юрисдикции РФ, кроме постановлений Президиума Верховного Суда РФ, а также судебные приказы.
Порядок вступления решения суда первой инстанции в законную силу определяет ст. 209 ГПК РФ.
Определения суда первой инстанции, которые могут быть обжалованы в апелляционную или кассационную инстанции отдельно от решений (ч. 1 ст. 331, ч. 1 ст. 371 ГПК РФ), вступают в законную силу в таком же порядке, как и решения. Остальные определения суда первой инстанции (ч. 2 ст. 331, ч. 2 ст. 371 ГПК РФ) вступают в законную силу со дня их вынесения.
Решения и определения суда апелляционной инстанции вступают в законную силу со дня их вынесения (ч. 2 ст. 329, ст. 335 ГПК РФ).
В таком же порядке вступают в законную силу определения судов кассационной и надзорной инстанций (ст. ст. 367, 391 ГПК РФ).
Субъектами права обжалования в порядке надзора вступивших в законную силу судебных постановлений являются:
1) лица, участвующие в деле;
2) лица,
не участвующие в деле, если
их права и законные интересы
нарушены обжалуемыми
Таким образом, круг лиц, имеющих право на обжалование судебных постановлений в порядке надзора, шире, чем круг лиц, имеющих право на обжалование в кассационном или апелляционном порядке.
Право на обращение в суд надзорной инстанции имеет и прокурор, если он являлся лицом, участвующим в деле.
Таким образом, только признание прокурора лицом, участвующим в конкретном деле, дает ему право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вынесенных по нему судебных постановлений. Право прокурора обратиться в суд надзорной инстанции независимо от участия в деле, которое у него было по ГПК РСФСР, теперь исключено.
Однако в суд надзорной инстанции может обратиться не любой прокурор, который участвовал в рассмотрении дела в судах первой или второй инстанций, а только строго определенные должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 ГПК РФ.
ГПК РФ устанавливает одинаковый порядок подачи и рассмотрения как для надзорных жалоб, так и для представлений прокурора, что соответствует конституционному принципу равноправия сторон в судопроизводстве (ст. 123 Конституции РФ).
В ч. 2 ст. 376 ГПК РФ установлен срок на обжалование судебных постановлений в суд надзорной инстанции - один год со дня их вступления в законную силу.
Ранее такого срока не было, в связи с чем возникли вопросы, связанные с обжалованием судебных постановлений, вступивших в законную силу до введения в действие ГПК РФ (до 1 февраля 2003 г.): можно ли их обжаловать, если годичный срок истек; с какого времени в отношении указанных судебных постановлений следует исчислять этот срок и др6.?
С учетом изложенного срок подачи надзорной жалобы или представления прокурора на судебные постановления, вступившие в законную силу до 1 февраля 2003 г., необходимо исчислять с 1 февраля 2003 г..
Возникает также вопрос: может ли быть восстановлен срок на обжалование судебных постановлений в суд надзорной инстанции?
Редакция других статей гл. 41 (ст. ст. 378, 380 ГПК РФ) изложена таким образом, что она не позволяет лицу, подающему жалобу, просить о восстановлении этого срока, а суду - его восстанавливать.
Между тем указанный срок является процессуальным сроком, а ст. 112 ГПК РФ, расположенная в разделе "Общие положения" Гражданского процессуального кодекса РФ и, следовательно, относящаяся ко всем другим его разделам, устанавливает, что лицам, пропустившим установленный ФЗ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Следовательно, надо прийти к выводу о возможности восстановления судом срока на обжалование судебных постановлений в суд надзорной инстанции.
Однако возникают вопросы, связанные с порядком рассмотрения заявлений о восстановлении указанного срока, имея в виду, что согласно ст. 112 ГПК РФ на определение суда по этим заявлениям может быть подана частная жалоба, т.е. жалоба в суд второй инстанции.
В целях разрешения этих вопросов Пленум Верховного Суда РФ 23 апреля 2003 г. внес в Государственную Думу законопроект, в котором предложил дополнить ГПК РФ нормами о возможности восстановления указанного срока судом, рассмотревшим дело по первой инстанции.
В
данной работе также хотелось бы осветить
одну проблему предстоящих возможных
изменений ГПК РФ (вступившего
в законную силу с 1 февраля 2003 г.). Дело
в том, что еще при обсуждении
проектов новых кодексов стали появляться
критические материалы о
Норма, близкая по содержанию к ст. 376 ГПК РФ, имеется и в АПК РФ. В соответствии со ст. 292 АПК РФ заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта. Как видим, обращение в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением или представлением о пересмотре в порядке надзора ограничено еще более коротким конкретным сроком - не позднее трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта, принятого по данному делу. Несмотря на столь короткий срок, в АПК РФ также отсутствует норма, позволяющая его восстановить в случае пропуска по уважительной причине.
Ранее действующие ГПК 1964 г. и АПК 1992 г. право на опротестование судебных актов, вступивших в законную силу, каким-либо сроком не ограничивали.
Верховный
Суд РФ в порядке осуществления
права законодательной
Проект закона регламентирует механизм реализации права на восстановление срока обжалования в порядке надзора. Заявление об этом должно подаваться в суд, рассмотревший дело по первой инстанции.
В порядке надзора могут быть пересмотрены судебные акты, принимаемые арбитражным судом в форме решения, постановления или определения (ч. 1 ст. 15 АПК РФ). При этом пересмотру может подвергнуться судебный акт как полностью, так и в той или иной его части (п. 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 305 АПК РФ).
Предметом
надзорного пересмотра может стать
любое решение суда первой инстанции,
а также постановление
АПК РФ допускает пересмотр только вступивших в законную силу судебных актов. Порядок и сроки вступления в законную силу решения арбитражного суда регулируются ст. 180 АПК РФ8. Не подлежат надзорному пересмотру судебные акты, срок на обжалование которых в кассационном порядке не истек. Участвующие в деле лица, прежде чем обращаться в Высший Арбитражный Суд РФ, должны использовать все иные процессуальные права, которыми они обладают, для постановки вопроса о проверке судебного акта в соответствующих судебных инстанциях. И только после исчерпания, т.е. полного использования, всех этих возможностей они могут обратиться в ВАС РФ. Однако неиспользование или неполное их использование не исключает права на такое обращение.
Право на обращение в ВАС РФ о пересмотре судебного акта в порядке надзора имеют участвующие в деле и иные лица, которым АПК РФ предоставлено такое право. Исчерпывающего круга лиц, которые по закону наделены этим правом, в ст. 292 АПК РФ нет. Указание об этом дается лишь в общей форме. Конкретно надо обратиться, прежде всего, к ст. 40 АПК РФ, которая содержит перечень таких лиц.
Исходя
из общего правила о том, что правом
оспорить судебный акт в порядке
надзора обладают лица, участвующие
в деле, таким правом наделены, в
частности, лица, участвующие в деле
об оспаривании решений третейских
судов и международных
В
случае, когда прокуратура выступает
в качестве стороны по делу в защиту
собственных имущественных
Пересмотр судебных актов в порядке надзора в отличие от апелляционного и кассационного обжалования, оставаясь судебной процедурой, является не обычным, а исключительным порядком9.